Что первое приходит в голову когда вы слышите слово «Doom». Наверняка, это «монстры», «демоны», «стрелялка», «Ад», «BFG» и прочее. Но самое главное словосочетание — графическая революция. Да, именно она. Ведь именно Doom является одним из основоположников жанра 3D-шутер. После успехов Wolfenstein 3D (которая является первым 3D-шутером, пусть и не совсем трёхмерным), люди из Id Software решили повторить свой успех, сделав подобную игру, но уже более продуманной и разнообразной.
Так в 1993 вышла игра под названием Doom. Благодаря движку Id Tech 1 (который являлся более мощным, нежели движок Wolfenstein 3D) картинка стала более яркой, насыщенной и богатой деталями (не удивляйтесь, ведь это — 1993 год). Сюжет игры прост: во время экспериментов по телепортации, из телепорта повалили орды адских тварей. Погибают все, кроме одного морпеха. Он то и должен был остановить захватчиков, уничтожив Паука-предводителя — лидера первой волны демонов на Марс. Игра распространялась по shareware-схеме (игру нужно было заказать по почте), то есть любое другое приобретение ничего не давало — в игре был открыт лишь один эпизод. Благодаря технологиям, игра произвела настоящий фурор (она продалась в количестве 2 миллионов копий, озолотив своих создателей). В 1994 году вышел сиквел с подзаголовком «Hell on Earth», который добавил новых монстров, перенёс действие на Землю, избавился от shareware-схемы покупки, а также получил звание «Лучшей научно-фантастической игры 1994 года».
Вот в 2000 году Кармак заявляет о разработке ремейка первого Doom, но на новых технологиях (на движке Id Tech 4 или Doom 3 Engine). Спустя четыре года, в 2004 году появляется Doom 3. Как и обещалось, игра стала ремейком, но история не полностью повторяла оригинал.
Сюжет игры был изменён. Мы вновь играем за безымянного морпеха, который прибыл для поступления на пост охраны на марсианскую научную станцию, на которой производились различные научные испытания. Его первым заданием является поиск пропавшего учёного. Он его, естественно, находит. Но тот чем-то взволнован. И его волнения оправдываются: испытания по телепортации накрываются медным тазом, а из телепорта на базу прут орды демонов. И нам, естественно, всё это нужно пережить. Сюжет является одной из самых сильных сторон игры. Тут и чрезвычайная ситуация, и попытки выжить, и даже те, кто стараются помешать нам (например, доктор Бетругер, вставший на сатанинскую сторону). Сюжет изобилует резкими поворотами, порой, малоприятными (такими как прогулка по Аду — а куда без неё). Также сюжет дополняют находящиеся везде КПК персонала, которые, словно мозайка, собирают сюжет из частиц в одно целое. Мрачная и загадочная завязка, жуткое и драматическое (да, иногда некоторых людей в игре реально жаль) развитие событий, ужасная и пугающая развязка — сюжет в лучших традициях.
Теперь самое приятное — геймплей. Игра является стандартным представителем жанра 3D-шутеров с ощутимой дозой ужаса. Нам предстоит перемещаться по тёмным уровням марсианской базы (и даже по поверхности дадут побегать), отстреливаясь от подстеригающих во тьме врагов, решать поставленные на задачи, опять стрелять и опять идти во тьму. Уровни тут разнообразные: и коридоры станции, и цеха, и лаборатории, и поверхность Марса, и различные испытательные полигоны, и даже Ад. Возникает вопрос — почему тёмные коридоры? Да, фонарик в игре есть, но он либо в руках, либо на пистолете, либо на автомате (на другом оружии его нет). Сперва это не проблема, но когда противников много и требуется мощное оружие, приходится палить, вглядываясь в темноту. А если это не какой-нибудь бес, а простой зомби, которого почти неслышно. Вот тогда становится действительно страшно. Ну а если учесть, что враги выпрыигвают из темноты, лезут из потолка и пола, телепортируются прямо под нос — лучше держать успокоительное при себе. Оружия, конечно, достаточно. Тут кулаки (привет из прошлого), фонарик, пистолет, автомат, дробовик, пулемёт, гранатомёт, ну и конечно самые узнаваемые «пушки»: бензопила, плазмоган и BFG9000 (которая как и раньше укладывает кучу народу, но теперь делает это скромнее, а не стирает в порошок всех на экране). В добавок тут имеется душекуб — артефакт, способный уложит крупного демона одним залпом (тоесть метанием артефакта). Его нужно заряжать душами убитых демонов (а как иначе, за удовольствие надо платить). Демонов тут тоже придостаточно. Начиная от простых тупых зомби (хотя тут они умнее, чем в прошлых играх, хотя бы из-за того, что могут вломить подручным средством) и заканчивая жирными манкубусом (огромный жирдяй с двумя пушками вместо рук и щупальцами на лице а-ля Дейви Джонс). Никуда не делись и «старички»: импы (основная масса демонов), коммандос, пинки (здоровая «собака» с механическими ногами), потерянные души (летающие головы) и прочие. Как и раньше, эти твари толпами нападают на игрока, иногда просто не оставляя шансов.
Благодаря новому движку, графика в игре смотрится отлично. Самым главным здесь является игра со светом. Уровни могут быть то светлыми, то тусклыми, то совсем мрачными. Тени в игре сделаны реалистиыно, заставляя пугаться. А тусклый свет, освещающий демонов, делает их более устрашающими (благодаря реалистичным теням). Попиксельное освещение сделало освещение реалистичнее и детальнее. Однако затем темнота начинает надоедать и ты уже не так пугаешься внезапно вышедшего из темноты зомби. Также, модели окружения и существа слишком угловаты, что портит картину.
Звук в игре строит около 50% процентов всей атмосферы. И он выполнил свою задачу. Звуки шорохов и непонятных стуков заставляют бояться. Музыки как таковой в игре нет. Лишь изредка проигрываются композиции в стиле рок, только увеличивая напряжённую атмосферу. Сами же звуки переданы хорошо. Выстрелы оружия, сигналы панелей при их использовании, звуки дверей, стоны зомби, визги и вопли демонов переданы реалистично, увеличивая погружение в игру.
Doom 3 является одним из самых удачных ремейков. Хотя сейчас есть игры страшнее, Doom 3 не отпускает той планки, которую задали те первые игры серии Doom. У игры нет никаких проблем, за исключением излишней темноты (с ней разработчики явно слегка перестарались). В остальном — достойный пример того, как можно перенести зарождение жанра 3D-шутеров на новые технологии. Игра может поднадоесть искушённым игрокам, но вот фанаты точно будут довольны. Что ещё можно сказать. Да больше ничего. Ждём Doom 4!