Assassin’s Creed — сага о длящейся поколениями войне между могущественными орденами — стартовала не слишком удачно. По сюжету наш современник Дезмонд благодаря чудо-машине вселяется в предка ассасина, жившего в эпоху крестовых походов. При всей красоте задумки, игра оказалась довольно унылой. Однако уже в Assassin’s Creed II разработчикам удалось выправить почти все недочеты: в первую очередь, разнообразить игровую механику и ускорить темп действия. Заложенного в игре потенциала хватило на два продолжения — прошлогоднее «Братство Крови» и поступившие на днях в продажу «Откровения».
В случае с «Братством Крови» у публики возникли сомнения, что где-то кроется подвох, и вместо полноценного сиквела выйдет лишь дополнение. Благо, опасения не подтвердились, и от следующей Assassin’s Creed ничего дурного уже не ждали. Да, это самый настоящий блокбастер — как принято говорить, «игра класса ААА», которую сделали всего-то за год. Как такое возможно, ставится понятно вскоре после ее запуска: во вступительных титрах долго перечисляются участвовавшие в разработке студии. Ubisoft Quebec, Ubisoft Bucharest, Ubisoft Singapore — не хватает только какой-нибудь Ubisoft Moscow или Ubisoft Khabarovsk. Тогда можно было бы заявить, что над «Откровениями» корпели разработчики во всех уголках цивилизованного мира.
Краткое содержание истории о противостоянии потомка ассасинов по имени Дезмонд и корпорации Абстерго
Радикальных перемен за год не произошло — как и предшественница, «Откровения» сделана на кальке хорошо себя зарекомендовавшей Assassin’s Creed II. Выделяется она, в первую очередь, помрачневшей цветовой гаммой. Титульный герой, Эцио Аудиторе, изначально представший перед игроками в образе молодого повесы, к третьему и заключительному эпизоду своей истории постарел и обновил гардероб. Теперь он носит темную одежду, темные же оттенки преобладают в элементах интерфейса. Сюжет разворачивается в Константинополе, столице Османской империи, куда Эцио прибывает в поисках пяти ключей от легендарной библиотеки ассасинов. Эти ключи ищут и его заклятые враги тамплиеры, а значит — по константинопольским улицам польется кровь.
Деятельность Эцио разделена на несколько параллельно развивающихся сюжетных линий. Одна из них посвящена интригам османского двора, в которые вовлечены как ассасины, так и тамплиеры. Другая строится на исследовании подземелий, где хранятся заветные ключи. «Социальные» миссии не изменились и требуют от вас куда-нибудь пробраться, за кем-нибудь проследить, кого-нибудь прикончить. А вот подземелья стали гораздо проще и короче. Некоторых это разочарует, а другие, наоборот, вздохнут с облегчением. Надо признать, что некоторые локации в Assassin’s Creed II утомляли огромными масштабами и необходимостью излазать их вдоль и поперек. Получение ключа открывает особую миссию — флэшбек на триста лет назад, во времена Альтаира, героя первой части. Они позволяют узнать, как сложилась его судьба по окончании Assassin’s Creed, и как она связана с судьбой Эцио.
Герой первой Assassin’s Creed, Альтаир ибн Ла-Ахада, влияет на сюжет через многочисленные флэшбеки
Конечно же, в Константинополе можно подписаться на многочисленные побочные задания. По размерам этот город сравним с Римом из «Братства Крови» (разве что разъезжать на лошади по улицам нельзя), оттуда же перекочевала система управления орденом. Эцио способен рекрутировать простых жителей, отправлять их на задания, прокачивать, а также при необходимости вызывать на подмогу. По непонятной причине в Константинополе наблюдается острый недостаток почтовых ящиков, через которые производится весь ассасинский менеджмент. Они не отмечены на карте, наткнуться на них случайно едва ли возможно, а постоянно бегать в штаб-квартиру как-то лениво. Имперская столица, как и Рим, поделена на зоны влияния между тамплиерами и ассасинами. Местные тамплиеры, однако, не хотят мириться с вероломным захватом их территорий — время от времени они пытаются отвоевать их. Будете смеяться, но оборона реализована в виде мини-игры жанра «защита башни». Требуется расставлять подопечных по крышам, чтобы они атаковали марширующих тамплиеров. Каждый боец стоит определенное количество морали — своеобразного ресурса, пополняющегося по мере истребления вражеских сил. Оборона — штука забавная, и, что важно, ненавязчивая. Чтобы тамплиеры организовали контратаку требуется их здорово разозлить.
Местные ассасины снабжают Эцио модификацией скрытого клинка — выезжающим крюком. При прыжках он позволяет цепляться за уступы, до которых иначе у героя дотянуться бы не получилось. Кроме того, посредством крюка можно съезжать по натянутым канатам. В целом крюк служит подспорьем в характерном элементе сериала под названием «однокнопочный паркур». Если в ранних частях карабканье по зданиям было занятием медитативным, теперь оно превратилось в энергичный бег с препятствиями. Еще одно ноу-хау турецких коллег — самодельные бомбы. Их можно собирать из подручных материалов в специально отведенных местах. Выбор ингредиентов определяет свойства бомбы — будет ли она разрывной, дымовой или звуковой. Задумка вроде бы неплохая, но совсем необязательная. Чем устраивать для врагов фейерверки, проще их всех перерезать или убежать от них по крышам. Плюс из-за необходимости конструировать бомбы в сундуках стало полно барахла. Неприятно, знаете ли, вместо денег обнаружить какой-нибудь экзотичный ингредиент вроде скунсового масла.
Архитектура «Откровений» заметно отличается от предыдущей части: вместо ухоженных белокаменных домов Рима — обшарпанные константинопольские лачуги
С «Братством Крови» в Assassin’s Creed появился многопользовательский режим. В «Откровения» его перенесли фактически без изменений. Суть по-прежнему заключается в том, чтобы вычислить и поразить цель — живого игрока — в толпе идентичных персонажей, самому при этом оставаясь инкогнито. Размеренный темп мультиплеера, где важнее внимательность и осторожность, а не скорость реакции, выгодно отличает его от аналогичных режимов в других играх. К тому же за совершенствование навыков вам будут показывать видеоролики, в которых раскроют интересные подробности о тамплиерах. Мультиплеер обладает и стратегической ценностью — Ubisoft планирует зарабатывать на нем деньги. Уже анонсирован первый и, надо думать, не последний платный набор дополнительных персонажей.
Перевод Assassin’s Creed на ежегодный график выхода пока еще не повредил сериалу. «Братство Крови» получилась замечательной и привнесла в него много нового. Иная ситуация с «Откровениями» — в игре нет практически ни одной свежей идеи. Да, она может похвастаться замечательной концовкой, огромным количеством заданий и способна надолго вас увлечь. Тем не менее, очевидно, что в своем нынешнем виде Assassin’s Creed себя практически исчерпала. Учитывая, что выход следующей игры намечен на 2012 год, многочисленным студиям Ubisoft предстоит как следует поднапрячься, чтобы не разочаровать многочисленных поклонников.