В своё время Quake произвёл настоящий переворот в мире как 3D-шутеров, так и в мире игр. Несмотря на то, что Wolfenstein и Doom считаются первыми 3D-шутерами, это не так. Они являются 2.5D-шутерами с «псевдотрёхмерными» спрайтовыми моделями, которые поворачивались вслед за игроком. Но Quake стал первым полноценным 3D-шутером: трёхмерное окружение, трёхмерные модели. Даже можно было смотреть вверх и вниз. Тогда это считалось невероятным.
Первый Quake так и остался одиноким — игра не получила ни продолжений, ни каких-нибудь намёков на них. Сюжет прост: на землю вторгаются орды захватчиков под кодовым именем Quake, а нам в лице Рейнджера предстояло вторгнутся в мир захватчиков и уничтожить их изнутри. Боссом оказался сам Шаб-Нигура — бог извращённой плоти из Лавкрафтовских ужастиков. Следом вышел Quake II, который и начал ту историю о войне людей и строггов. Там мы играли за Биттермана, который должен был уничтожить предводительство строггов, дабы земляне могли спокойно высадиться на Строггос. Всё получается — Макрон (лидер строггов) гибнет, а Биттерман спокойно улетел домой...но не долетел. Его шлюпка была сбита, и он камнем рухнул обратно на планету, где его уже поджидали строгги. Quake III Arena стал вообще левой игрой (в смысле не продолжающей идею серии), получившей признание у сетевых игроков. И вот появился Quake 4, который возвращает на назад на Строггос.
Война миров
Сюжет игры стартует через пару недель после событий Quake II. Биттерман ослабил орудия строггов, из-за чего люди вновь смогли высадиться на планету. Мы в лице капрала Мэтьюса Кейна должны добраться до ядра и уничтожить узел связи строггов с центральным разумом. Задачка, вроде, незамысловата — перебить тучу строггов, одолеть стадо их безумных экспериментов, пробраться к ядру и уничтожить центральный узел в виде огромного мозга-предводителя.
Сюжет в игре выдержан в лучших стилях научной фантастики. Тут нам рассказывают очень понятно и доходчиво — даже те, кто ещё не играл в Quake II поймут что же тут происходит. Без резких сюжетных поворотов типа «никто не ждал» тоже не обходится. Ну и поклонники Quake II тоже не разочаруются — многие узнаваемые элементы есть и в Quake 4 (например, лидер строггов — Макрон). Благодаря моментам, где персонажа вызывают для дальнейших указаний, складывается ощущение, что мы действительно участвуем в полноценной операции. Но самым мощным и неожиданным моментом игры станет процесс строггофикации (игра вышла шесть лет назад, поэтому спойлеров можно не бояться). Нам от первого лица демонстрируют весь процесс: от сканирования и накачки препаратами, до отрезания ног, припаивания брони и вживления чипа. Конечно, героя спасут, но тот ужас, что творился на экране будет оправдан — запас здоровья и брони персонажа увеличится.
Операционный стол
Особенных отличий от геймплея Doom 3 игра не имеет. Это коридорный шутер с элементами научной фантастики и ужасов. А пугаться тут есть чего. Коридор баз строггов, тусклое освещение, ограниченное использование фонаря, непонятные шорохи и звуки. Тут теперь нет тех телепортирующихся монстров, как было в Doom 3. Теперь мы со страхом подходим к каждой двери, ожидая, что какой-нибудь типок скаканёт на нас. Хотя строгги не брезгуют идти и в лобовую атаку. Обычно это классические «солдаты» плюс пара-тройка строггов потяжелее. Они, конечно, не пугают (разве что своим обезображенным видом), но вот если в такой передряге на вас напрыгнет туша посерьезнее, да ещё со спины — действительно пугаешься, хоть и такими древними методами. Но самыми пугающими являются окружения. Лаборатории строггов, заводы по уничтожению отходов, запутанные тёмные коридоры — всё это заставляет кровь стынуть в жилах, ну а тем, у кого слабый желудок, лучше этого не видеть. Причём во всём этом реально можно заблудиться. Помимо этого можно побегать и по открытым пространствам, таким как поверхность Строггос.
Для расправы над строггами тоже хватает средств, причем очень даже знакомых. Тут вам и бластер, и автомат, и ракетница, и рейлган, и плазмоган, и даже гвоздемёт (привет из прошлого). И без мощной пушки тут не обошлось — генератор Тёмной материи, аналог BFG. Однако теперь орудие не сносит толпу монстров, а затягивает их в своеобразную чёрную дыру, где убивает их огромным зарядом энергии. Также дадут порулить огромным шагающим роботом и погонять на джипе. Это делает игровой процесс разнообразнее, да и от узких и тёмных коридоров наконец можно отдохнуть.
Отдельного внимания заслуживают противники. Это вам не Doom 3, где в основном это были мерзкие демоны с чёрт знает чем. В Quake 4 творится реальный хаос. В телах строггов еле проглядываются части тел людей. Если интересно, как получаются сие чудеса, то в лабораториях все ответы. Там видны недоделанные жертвы строггофикации со вскрытыми черепами и грудными клетками. Иногда вообще поражаешься — как люди способны придумать такое? Теперь нет никаких фаерболов и прочего фейерверка. Вместо конечностей, строгги имеют бластеры, пулемёты, плазмоганы — как мы с ними, так и они с нами. Ну а когда мы попадаем на завод по уничтожению отходов — туда лучше не соваться, если вы пообедали. Останки людей, руки, ноги, целы тела. Иногда даже встречаются изуродованные, но ещё живые....существа. Они стараются заблевать нас кислотой. Ну и на стенах встречаются тела. Для чего их используют строгги — неизвестно. Боссы тут более приличные. Большого роста, закованные в стальную оболочку и с нереальным желанием разорвать вас. Бороться с ними нужно почти также, как в Doom 3 — сохраняя дистанцию и постоянно двигаясь. Исключением, наверно, является только финальный босс — Мозг-предводитель. Он не двигается, поэтому шантрапа тут особенно злая.
Механизм зла
Благодаря усовершенствованному движку Doom 3, картинка в игре замечательная. Всё так же акцент сделан освещённость. Подкрученный моторчик Doom 3 исправно функционирует, поэтому косяков с угловатостями моделей в игре не наблюдается. Детализация моделей хорошая, поэтому все детали «тел» стругов очень хорошо проработаны. Конечно, многие эффекты взяты из Doom 3 (например, после смерти строг также исчезает, как и демон), но этот лёгкий эффект узнавания играет только на руку. Также игра подкупает своей масштабностью: гигантские сооружения, пушки, механизмы.
Звук в игре тоже без проблем. Чёткие звуки выстрелов, крики солдат, вопли строггов, звуки механизмов и чавкань2е плоти обеспечивают погружение в мир жестоких сражений.
Quake 4 показывает отличное качество исполнение, глубокий и продуманный сюжет. Он ещё раз показывает, что на усовершенствованных старых технологиях можно сделать отличный научно-фантастический боевик. Вобрав в себя лучшее и прошлых игр, Quake 4 по праву является самой лучшей игрой в серии. Наверно единственная проблема в игре — её замкнутость и запутанность. Но для опытных игроков это не проблема. Игру можно назвать «Самым лучшим научно-фантастическим шутером».