Нужно обладать недюжинной смелостью (или глупостью), чтобы выпустить классическую стратегию в реальном времени сегодня, когда даже сериалы уровня Age of Empires уходят в онлайн. Конечно, за исключением случаев, когда вы делаете StarCraft. Однако Firefly Studios упорно продолжает производить новые части Stronghold. Причем удается это разработчикам все хуже и хуже. Первая Stronghold вышла еще в 2001 году, и сразу привлекла к себе внимание. Строительство военных и экономических зданий сочеталось с невероятно подробной системой укрепления и обороны замков. Разрешалось возводить стены, башни, сводить их в единую сеть, ставить ловушки для нападающих и т.д. Захват замков был не менее увлекателен, так как подразумевал использование осадных орудий.
Через 4 года вышла вторая часть, которая уже меньше понравилась публике. И вот шесть лет спустя Firefly Studios выпускает Stronghold 3. Концепция игры осталась прежней. Основа вашего благополучия и залог победы — популярность у виртуального народа. Чем она выше, тем больше крестьян приходят в поселение, а они в свою очередь приносят не только налоги, но и становятся ценными работниками, фермерами, пекарями, оружейниками и, наконец, воинами, служащими под началом лорда, то есть главного героя. Если популярность падает, люди начинают уходить, и в итоге вы можете остаться один на один с армией врага или просто обанкротиться. Чтобы народ был доволен, нужно обеспечить его хлебом, зрелищами и крышей над головой. Ну, и по возможности, не задирать ставку НДС.
Чтобы нанимать не обычных крестьян, а копейщиков или рыцарей необходимо изготовить оружие, а для этого нужны специалисты
Систематически происходят события, которые могут как поднять настроение населения, так и резко ухудшить. Устоялась хорошая погода или приехал король с визитом — люди довольны. Случился неурожай, эпидемия, пожар, объявились в округе бандиты или волки — популярность падает. Приходится нанимать стражу, обносить поселение стенами, заводить аптекарей, ставить колодцы для тушения пожаров и т. д. Часто для победы требуется накопить определенное количество ресурсов, например, камней, хлеба и т.п. Тут уже приходится урезать аппетиты подданных, чтобы пища не исчезала в их желудках, а пополняла склады. Иногда можно пожертвовать популярностью ради кратковременной выгоды. Закупив всевозможные орудия наказания (в наличии дыбы, гильотины и не только), вы внушите людям страх и не получите в ближайшее время новых поселенцев, зато старожилы будут работать активнее — во избежание, так сказать.
Все бы хорошо, но в третьей части обнаружились те же недочеты, которые в свое время подпортили впечатления от второй. Во-первых, это откровенно устаревшая графика: двухмерные пейзажи оригинальной игры 2001 года смотрятся симпатичнее этой трехмерной мазни. Во-вторых, невменяемый компьютерный интеллект. Солдаты через раз слушаются приказов и могут просто застыть как вкопанные, отказываясь что-либо делать. В такой же ступор иногда впадают и работники. В игре много условностей, например, воины могут разрушить пиками каменные стены бастиона. При этом лучники откажутся атаковать защищающихся и побегут кромсать саму крепость или вовсе будут стоять столбами под ее стенами. Вражеские стрелки в точно такой же ситуации, наоборот, парой залпов сметут разом все ваши укрепления. Неудобный интерфейс жизнь не облегчает, поскольку в нем отсутствуют многие важнейшие функции: нельзя даже назначить место сбора для наемников.
Много внимания уделено ночным битвам, но это игру не спасает
В мирной кампании войной приходится заниматься меньше, поэтому все просчеты разработчиков не так заметны. А вот проходить военный сценарий и исторические битвы практически невозможно. Сотрудники Firefly Studios могли хотя бы попытаться соответствовать трендам и придумать, скажем, интересный онлайновый режим, какой-нибудь аналог социальной сети, систему достижений на худой конец, но и этого нет. Нам предлагают лишь мультиплеер на 4 карты. С ума сойти, какая щедрость.
Складывается впечатление, что Firefly Studios вернула к жизни некогда именитую игру, не имея на то ни особого желания, ни ресурсов, а из-за острой необходимости. Быть может, какой-то фанат серии взял в заложники бабушку генерального директора студии и потребовал «срочно новую Stronghold». Разработчики засуетились, но максимум что сумели, так это воспроизвести привычную механику. К сожалению, отладить ее и нормально протестировать времени не было.