С какой бы скоростью ни развивались технологии, всегда найдутся люди, которые Blu-Ray-дискам и 3D-спецэффектам предпочтут «старые добрые» виниловые пластинки и черно-белые фильмы с Ритой Хэйворт в главной роли. То же самое с играми: одни экшены бьют рекорды продаж, другие совершают технологические прорывы, но многие игроки по-прежнему любят «мясные» шутеры образца 90-х годов. В них нельзя отсиживаться за укрытиями, а враги прут со всех сторон в огромных количествах. Специально для любителей таких «стрелялок» после шестилетнего отпуска с Гавайев вернулся Сэм Стоун.
Суть Serious Sam 3: BFE отлично передает сцена в одном из первых уровней. Вырвавшись из темного музея, Крутой Сэм сталкивается со старым знакомым — безголовым камикадзе. Тот бежит на героя с бомбами в руках и возвещает о себе знаменитым протяжным воплем. Пристрелив одинокого врага, Сэм с издевкой передразнивает его боевой клич и сразу жалеет об этом, поскольку на него наваливается целый батальон вопящих камикадзе. Тут уже впору кричать игроку, лихорадочно отстреливая бесчисленных супостатов.
Вот так, в пороховом дыму и под аккомпанемент шуточек Сэма проходит вся игра. Сражаясь с толпами инопланетных чудищ на улицах и в храмах Египта, герой измельчает в фарш сотни врагов. Сэм использует множество видов оружия, от пистолета до минигана и ракетницы. Впрочем, он опасен и без пушек, например, запросто может сделать из монстра кровавое месиво ударом молота, а потом еще издевательски прокомментировать: «Its Hammertime!». Сэм вообще за словом в карман не лезет. «Чувак, да ты же урод!» — почти сочувственно замечает он при встрече с одним из местных боссов.
Врагов много, а с некоторыми Сэм голыми руками вытворяет такое, что и писать стыдно
Поначалу складывается впечатление, будто разработчики заигрывают с любителями Call of Duty и других популярных шутеров. Загибайте пальцы: впервые в серии Serious Sam игрокам дают современное стрелковое оружие, да еще и заставляют перезаряжать его. Далее — на первых уровнях в Каире будущего много тесных коридоров, и преобладает серая цветовая палитра, плюс игра частенько прерывается сюжетными видеороликами. Помимо прочего вас то отправляют сражаться при свете фонарика в темные подвалы, как в каком-нибудь ужастике, то вынуждают играть в прятки с турелями, которые необходимо отключать.
Однако потом все становится на свои места. Вырвавшись из тесных коридоров, герой оказывается в просторных декорациях, а игровая механика переключается на привычный режим. Суть его в том, чтобы дать игроку больше места, пушку помощнее и натравить на него несметную рать чудовищ. Масштабные уровни, древние храмы, маленький Сэм на фоне огромных инопланетных кораблей и десятки, нет, сотни агрессивных созданий, которые прут изо всех щелей под бодрый хард-рок — добро пожаловать в мир Serious Sam, господа!
Пусть Сэм теперь вынужден перезаряжать оружие и следить за количеством патронов, но так играть гораздо интереснее. Приходится маневрировать и быстро бегать по уровням в поисках боеприпасов. Главное — в игре по-прежнему нет укрытий, а пошатнувшееся стараниями врагов здоровье не восстанавливается. Приходится собирать аптечки. Вы еще помните, как они выглядят? Если нет, рекомендуется подучить матчасть. Никуда не делось и экзотическое оружие. Можно плюнуть на все эти автоматы с коллиматорными и оптическими прицелами, взять огромный молот и, раскрутив его, снести всех вокруг. Если и это не помогает, на помощь приходит древняя пушка, которую Cэм, похоже, достал с палубы пиратского корабля. Она стреляет ядрами, которые катятся по земле и давят ошарашенных монстров.
Что касается постановки сюжета, то на самом деле никакая это не попытка скопировать Call of Duty, а чистой воды пародия на современные боевики с обязательной высадкой и эвакуацией команды персонажей на вертолете. Большинство видеороликов посвящено тому, как за Сэмом вылетает очередная винтокрылая машина, но ее сбивают, и герой отправляется на место крушения. Когда в ответ на вопрос командования: «Ты нашел его?», он бодро отвечает: «Ага!», глядя на свисающие из обгоревшей кабины ноги пилота, трудно сдержать улыбку.
В режиме «Выживание» требуется в одиночку или с друзьями продержаться как можно дольше против волн атакующих
Мультиплеерные сражения — отдельная тема. Забудьте про использование техники, многоступенчатую прокачку персонажа и прятки в кустах со снайперской винтовкой. В Serious Sam 3 царит дух Quake: вы носитесь по компактным уровням, подбираете броню, боеприпасы и аптечки, постоянно прыгаете, «стрейфитесь» и выпускаете килограммы свинца в противника, который кружит вокруг вас с шотганом. Режимов много: есть и захват флага, и командные битвы, и «последний герой», где выигрывает тот, кто перестреляет всех остальных, и много еще чего. Кто бы сомневался, что наибольшей популярностью пользуется deathmatch. Благо дизайн уровней получился на славу: на одном, например, сражение происходит в пустыне, где из песка периодически выпрыгивает огромный червь.
Особенно удачным вышел режим совместной игры. Можно проходить кампанию вместе с другими игроками по сети или на раздельном экране (split screen). Когда вы сражаетесь против инопланетян бок о бок еще с семью или даже пятнадцатью игроками, разодетыми кто в костюм танцора диско, а кто в боксерские шорты на уровнях будто разыгрывается сцена из какой-то трэшевой комедии. Враги прут сотнями, на вас выбегают огромные минотавры в компании с инопланетными роботами, через мгновение их закатывают в песок гигантские пушечные ядра... По желанию в этот ад можно добавить еще экстрима, включив в настройках «огонь по своим» и «бесконечные патроны».
Разрабатывая нового «Крутого Сэма», хорватская студия Croteam сделала реверанс в сторону таких известных сериалов как Call of Duty и Battlefield. Однако речь идет не о слепом копировании, а, скорее, о пародировании. Какие-то нововведения сделали игру чуть сложнее и разнообразнее, но не лишили ее фирменных особенностей. Можно заключить, что перед нами вполне традиционная Serious Sam, только графика в ней симпатичнее, уровни просторнее, а врагов и сетевых режимов стало еще больше.