Норвежская компания FUNCOM, которая сейчас полностью перешла на онлайн-рынок, в начале и середине двухтысячных выпустила два восхитительных квеста, ставших знаковыми представителями жанра. The Longest Journey был классическим, медлительным, с двухмерными задниками и криво анимированной трёхмерной героиней. Как и все квесты, он был очень сложен — многие загадки вводили в ступор бывалых игроков. В свою очередь, Dreamfall в 2006 вышел очень дружелюбной к массовой аудитории адвенчурой. Экшен-перспектива, полное 3D, вид от третьего лица, максимально упрощённые головоломки, решение которых не нужно было расписывать на листочке бумаги. Если первая игра только познакомила игроков с придуманным разработчиками миром и рассказала историю одной героини в нём, то Dreamfall показала его во всей красе и развернула в нём гораздо более масштабную сюжетную линию. Об этой игре и пойдёт речь в статье.
Летающие по небу корабли — это мир Dreamfall, здесь нечему удивляться
Рассказывая об этой восхитительной игре, трудно удержаться от соблазна дословно пересказать весь сюжет, диалоги, вспомнить всех персонажей, вплоть до последнего торговца рыбой на рынке. Это игра ручной работы, какие выходят раз в пять, а то и десять лет.
Представьте, однажды вы узнаёте, что наш мир — не единственный в этой Вселенной, и где-то рядом существует параллельное измерение, где живут совершенно другие люди. Они по-другому выглядят, говорят, одеваются, у них другие законы и религия. И они тоже думают, что кроме их мира ничего больше и нет. Вот в такой ситуации и оказалась главная героиня Dreamfall — Зои Кастильо. Простая молодая девушка, дочка богатого папы, бесцельно прожигающая лучшие годы жизни за чипсами и телевизором. Она ещё не догадывается, что именно ей предстоит не только узнать о существовании другого мира, но и спасать его, как и свой собственный.
Сюжет Dreamfall стартует с того, что бывший парень Зои, молодой репортёр, просит её о помощи, а затем почти бесследно пропадает. Зои невольно ввязывается в очень опасную историю и начинает собственное расследование в поисках друга, подозревая что он попал в беду. По крупицам собирая информацию о нём, она посещает места, в которых он был в последний раз, общается с людьми. Это лишь скромная завязка огромного, комплексного сценария. Пересказывать его бесполезно — нужно отыграть и проникнуться самому. Но основной фундамент таков — есть наша планета в 23-ем веке (в игре она называется Старк). И есть фантастический мир Аркадия, декорации которого навевают воспоминания о фэнтезийных RPG. Старк — мир высоких технологий, домашних роботов, голограмм, Зловещих Корпораций, следящих за шагом каждого гражданина. Проще говоря, это фактически киберпанк, только всё же без имплантантов (оставим это для Deus Ex). Аркадия — чудесный средневековый мирок, где помимо простых людей живут маги, волшебники, эльфы и прочая сказочная братия. Эти миры связаны между собой через сны людей и существуют в равновесии и балансе. Но есть люди, способные перемещаться между ними. Первым таким человеком стала Эйприл Райан, героиня самого первого квеста The Longest Journey. А Dreamfall продолжает и развивает эту тему. Эйприл так же присутствует в ней в виде играбельного персонажа. Помимо неё и собственно Зои, в игре есть ещё два главных героя. Молодой воин, преданный своей вере и долгу,Киан. А также путешественник средних лет Брайан. Именно с него в игре начинается небольшой пролог, когда он впервые пытается пройти между мирами, используя особый ритуал в тибетском монастыре.
Кстати, ворон — говорящий. А ещё он любитель красивых женщин, чёрного юмора и неисправимый брюзга.
Судьбы героев связаны с этими мирами, и вскоре им всем суждено встретиться. Но у каждого — свои мотивы и цели. Основное внимание уделено Зои и Эйприл. Так что, они вышли самыми проработанными персонажами. Они бы никогда не встретились, живя в разных мирах (Эйприл не пожелала возвращаться и нашла своё призвание в Аркадии), но их объединила общая беда. Приближение чего-то очень опасного для обоих миров и находящегося буквально между ними. В мире Аркадии это выражалось в таинственных вспышках молний, а в Старке — в виде мощных помех, выводящих из строя Сеть и электронику, с ней связанную. Параллельно, в каждом мире есть свои злодеи и союзники. В Аркадии Эйприл помогает своему народу отбиваться от атак «азади» — более развитой расы людей, стремящихся всё и всех подчинить себе и своей религии. В Старке Зои сражается с корпорацией, производящей устройство, предназначенное для шпионажа за людьми и проникновения в их мысли. В общем, как уже было сказано выше, пытаться пересказывать это бесполезно — никакой рецензии не хватит. Сюжет Dreamfall великолепен. Он отлично написан, грамотно подан и срежессирован.
Стилистически мир, созданный разработчиками, прекрасен. Локации сменяют одна другую, и они действительно не похожи на то что было в других играх. Начинается всё в Касабланке, где живёт Зои. Местная архитектура зданий немного навевает воспоминания о ранних частях Prince of Persia. А киберпанк, благодаря этому, здесь вышел ярким, солнечным, позитивным, увитым растительностью. После всего этого Зои отправляется в Венецию будущего, которая являет из себя довольно жуткое место. Трущобы; дождь; бездомные, отогревающиеся у бочек с огнём. Оттуда хочется поскорее уехать.
И так повсюду. Каждая новая локация — это абсолютно новый визуальный стиль и музыка. Это абсолютно новое окружение. Новое всё, кроме собственно Зои (впрочем, и сама девушка регулярно меняет костюмы). Каждое новое место невероятно проработано. Разговаривая с людьми, можно узнать какие-то местные легенды или их собственные истории. Вы вполне можете пройти мимо всего этого, но всё же тогда целостной, стопроцентной картины о мире у вас не сложится, да и часть удовольствия потеряете.
Поход в японский музей роботов закончился неожиданно...
Вид от третьего лица позволил разработчикам разнообразить игровой процесс, добавив в него, помимо стандартного поиска-комбинирования предметов, рукопашные схватки и стелс. И то и другое сделано, мягко говоря, странновато, но игру абсолютно не портит. Основная часть Dreamfall — диалоги. Их очень много, они прекрасно написаны и так же прекрасно озвучены. Иногда игра даже позволяет вести диалог, переключаясь между героями и выбирая самому вопросы и ответы за каждого. Вообще, игра линейна, как и любой квест. Несмотря на обилие реплик в разговорах, никакого существенного влияния на ход сюжета они не оказывают. Dreamfall жёстко расписана от первой до последней секунды игры.
Головоломок тут всего два вида — взлом замков и взлом компьютеров. Они совершенно не раздражают и отлично встряхивают игрока. Поиск спрятанных непонятно где предметов вообще практически отсутствует. Застрять в Dreamfall можно от силы в одном-двух местах, если вы проходите её впервые. Игра понятна и логична. В инвентаре редко бывает больше 2-3 предметов, и типичных для замороченных квестов попыток комбинирования носка с чайником в поисках ключей от двери здесь нет. Dreamfall хорош тем, что подходит для абсолютно любой аудитории. В том числе — и сюжетно. Фанаты The Longest Journey получат новую порцию приключений в полюбившейся вселенной. А новички только окунутся в этот мир. Кстати, пропустившим The Longest Journey волноваться не стоит — Dreamfall восполняет сюжетные пробелы, рассказывая по кусочкам историю начала приключений Эйприл Райан. Так что, ничего важного для понимания сюжета игры не будет упущено.
Графически Dreamfall не поражает воображение, но стиль искупает всё. Аркадия, например — это средневековье с паровыми машинами, которые принесли «азади». То есть, почти стимпанк. Япония — место высоких технологий, роботов и механических пауков-охранников, с которыми героиня играет в прятки. Санкт-Петербург (да, сюжет занесёт Зои и к нам) — жутковатый пустынный город с серыми коробками домов. Кстати, там Зои в шапке, свитере и широких спортивных штанах напоминает заправского гопника и совершенно очаровательно вписывается в антураж города.
Путешествия между мирами, попытки изменить что-то в одном из них, чтобы поменять ход событий в другом — всё это здорово напоминает первые впечатления от просмотра «Эффекта бабочки». А призрачная маленькая мёртвая девочка явно делалась разработчиками под впечатлением от «Звонка». Местная Садако играет важнейшую роль в сюжете и судьбе Зои.
Dreamfall прекрасен. Это яркое, запоминающееся приключение. Это удивительная история. Это два уютных красивейших мира. Это персонажи, утрату которых воспринимаешь как личную трагедию. Это сказка с драматическим финалом, который будит в глазах абсолютно искренние слёзы. Dreamfall наглядно показывает, что игры — это не только пропитанные деньгами и пафосом шутеры и бесконечные гонки. Эта игра не идеальна. Однако, её сюжет и вселенная заслуживают громкого, но справедливого слова «шедевр». Настоящее сокровище от мира видеоигр.