В рекламе обновленной Halo: Combat Evolved о первоисточнике 2001 года говорят примерно в таком духе: «эта игра перевернула представление об интерактивных развлечениях», «любимая миллионами игроков вселенная», а слово «легендарная» повторяется несколько раз. Казалось бы, ничего удивительного: руководство Microsoft поручило маркетологам подогреть интерес к важному для корпорации бренду. Те взяли под козырек и написали десяток пресс-релизов с хвалебными эпитетами. Однако дело не только в рвении маркетологов. Halo: Combat Evolved действительно много чего изменила, в первую очередь доказала, что на консолях есть место качественным шутерам с динамичными боями. Благодаря ей появилась мода на закованных в футуристическую броню героев и использование в играх этого жанра транспортных средств.
Сотрудники Bungie создали большую вселенную, по мотивам которой написаны романы и нарисованы комиксы и мультфильмы. Жаль с экранизацией дело не задалось, но неудачу режиссера и продюсера Питера Джексона компенсировали сами игроки, которые создали немало фанатских видеороликов, например, Red vs. Blue или Spriggs. Даже сегодня, через десять лет после выхода первой части, интерес к Halo не уменьшается. Разумеется, издатель не мог не отметить юбилей одного из своих «флагманов» и опять выпустил его в продажу, но с обновленной графикой, отшлифованным многопользовательским режимом и улучшенным качеством звука.
Римейком занимались не сотрудники Bungie, которые уже год как расстались с Halo, а студия 343 Industries. Задачей разработчиков было сделать новую визуальную оболочку для истории о том, как в ходе войны между человечеством и религиозными фанатиками с других планет земной крейсер «Столп осени» бежал от превосходящих сил противника в неисследованную часть космоса. После прыжка на сверхсветовой скорости корабль очутился рядом с гигантской конструкцией в форме кольца. На ее поверхности и завязалась битва, которая затем повлияла на исход всего конфликта.
У сериала Halo всегда были отличные рекламные ролики с живыми актерами
Переиздание ничего не изменило в сюжете о приключениях генетически улучшенного бойца Джона 117 по кличке Мастер Чиф и его извечного компаньона, искусственного интеллекта по имени Кортана. Новых видеороликов не появилось, и диалоги остались прежними. Более того, стоит нажать одну кнопку, как визуальный ряд переключится в ретро-режим, и вы увидите игру в первозданном виде, какой она была десять лет назад. Anniversary дословно воспроизводит первоисточник, поэтому ее и ремейком-то можно назвать лишь с натяжкой. Это старая Halo: Combat Evolved, которую переложили на новый движок. И тут возникает закономерный вопрос: а правильно ли выпускать игру десятилетней выдержки без существенных доработок в области дизайна и механики?
Проблема в том, что оригинальная Combat Evolved создавалась в большой спешке — нужно было непременно успеть к запуску консоли Xbox. Пинки со стороны издателя особенно сказались на дизайне локаций: повторяющиеся холмы, горы и коридоры уже в 2001 году вызывали недоумение. Доходило до смешного: игроки терялись внутри инопланетного звездолета и бродили в поисках нужной двери, потому что все двери были абсолютно одинаковыми. Или во время поездки по длинному тоннелю вы переставали понимать, движетесь ли в нужном направлении или нет. В начале 2000-х публика была куда менее привередлива, однако сегодня разработчикам халтуру уж точно бы не простили. Снова теряться среди похожих декораций, но уже в 2011 году — удовольствие ниже среднего. Любопытно, что эту особенность визуального ряда авторы Anniversary преподносят, как «фишку», дескать, за это фанаты и обожают Halo. Ошибаетесь, господа, за это ее как раз не любят. Формально в римейке использован движок Halo Reach, но игра выглядит в точности как Halo 3. Вот и получается, что переиздание — это проект с дизайном 2001-го и графикой 2007 года.
Еще одна странность заключается в том, что художники 343 Industries обогатили цветовую палитру игры. С одной стороны, их можно понять — чтобы впечатлить избалованного геймера 21 века нужно сделать все красиво. Но с другой стороны, яркие цвета негативно отразились на стилистике Halo. В первоисточнике земная военная техника имела строгий металлический окрас, чем и отличалась от пестрой машинерии инопланетян. В Anniversary сверкает и переливается огоньками буквально каждый коридор. Как следствие, путешествие из начала игры к ее финалу превращается в калейдоскоп из озаряющих все вокруг взрывов, снопов искр и яркого пламени. Для современного шутера оно, может быть, и неплохо, но куда же делся суровый дух Halo? Видимо, отправился на пенсию.
В мультиплеере появилась возможность убить врага в ближнем бою, как в Halo 3: ODST, но лучше, конечно, встречать противника огнем издалека
Однако даже при таком раскладе никуда не исчезли лучшие черты Halo — атмосфера научно-фантастического триллера, оружие и враги, поведение которых и сегодня кажется реалистичным. Играть в Anniversary чрезвычайно интересно благодаря эффектным и непредсказуемым перестрелкам. Вот инопланетная граната прилипает к смешному коротышке расы унгой («пехотинец» или «ворчун» по земной терминологии), и он в панике бросается к группе сородичей, подрывая их вместе с собой. Другой пришелец, одетый в изящную броню сангхели (известен под названием «элит»), получив такой же взрывчатый «подарок», наоборот, побежит на вас, чтобы забрать с собой в могилу и Мастера Чифа. Враги наседают со всех сторон, у каждого своя схема поведения: «пехотинцы» часто паникуют и спасаются бегством, зубастые «шакалы» укрываются щитами и стараются подползти ближе, а всем пушечным мясом командуют «элиты» с энергетическими мечами в человеческий рост. На поздних этапах к инопланетной братии и людям присоединяется третья группировка в лице паразитического организма, называемого «Потоп». На этой вечеринке скучать точно не придется.
Halo — уникальный сериал, поскольку его части пользуются спросом даже через много лет после выхода. Как тут не сравнить Мастера Чифа в броне «Мьельнир» с елкой — дескать, оба зимой и летом одним цветом. Выход Anniversary — отличный повод вспомнить события десятилетней давности и повторить свои приключения на инопланетной конструкции под названием Гало. Но вот представить себе новичка за этой игрой довольно сложно — все-таки подход к дизайну и манера повествования серьезно изменились за прошедшие годы. Combat Evolved Anniversary — хорошее переиздание, но не самый выдающийся шутер, если судить по сегодняшним меркам.