Понятие «долгострой» в игровой индустрии долгое время ассоциировалось с великими (а иногда сумасшедшими) замыслами авторов, на осуществление которых требовалось время. Но на рубеже столетий ситуация несколько изменилась: теперь проектов, разрабатываемых длительный срок, стало довольно много, но культовых, по-прежнему, было всего несколько. И одним из них, без сомнения, являлась Mafia II. И вот, наконец, после долгого ожидания она вышла. Однако прежде чем выяснить, удалось ли ей повторить феноменальный успех первой части, стоит разобраться, как такой великой стала эта первая часть и почему все так ждали вторую.
Старый дон
Mafia появилась, как говорится, в нужное время и в нужном месте. В 2002 году у Illusion Softworks (ныне-2K Czech) сложилосьи получилось всё, и, благодаря удаче и мастерству, малоизвестная студия сотворила поистине великую игру. Хотя, по сути, она являлась GTA-клоном, её качество и шарм никого не могли оставить равнодушным. Чехам удалось сделать то, чего не смогли достичь разработчики других подобных GTA-клонов – они создали настоящий интерактивный аналог «Крестного отца». В то время, когда GTA 3 предлагала намвеселиться в своем мире, Mafia делала акцент на других вещах и, благодаря этому, безошибочно погружала нас в свой хмурый и мрачный, но оттого еще более реалистичный мир. А великолепно смоделированный город, фантастическая музыка и отточенная механика были лишь необходимыми атрибутами для правильного восприятия этой гангстерскойсаги. Ну и, конечно, помимопродуманных и жизненных персонажей, запоминающихся ситуаций, а также отличных мизансцен, была еще одна вещь, которая была жизненно необходима для сближения с главным героем – хардкор. Издевательская местами сложность заставляла нас сопереживать герою, вместе с ним переносить все тяготы и испытания, и постепенно вживаться в роль. Если Томми-таксист, то извольте полмиссии развозить клиентов, если необходимо перетаскать ящики, то опять же, ящик за ящиком приближайтесь к своей цели, если вы должны выиграть гонку, то прошу не возражать, а заниматься делом. Вот эти вещи делали Mafia такой гениальной и неподражаемой. За всем этим, было совершенно наплевать, что большая часть игры состоит из штампов, вместо этого, хотелось прожить жизнь в этом мире и закончить историю Томми Анджело.
Ключевой сюжетный момент, который и разделяет игру на «до и после»
Дон умер...
И вот минуло уже 8 лет. Выполнение нетривиальной, на первый взгляд, задачи растянулось на столь долгий срок. За это время не раз уходили важнейшие люди, создававшие первую игру, проект не раз замораживался и откладывался. В итоге, игра вышла лишь в 2010 году, избежав лобового столкновения с GTA 4, но, не уйдя от постоянных с ней сравнений. Все творческие метания и постоянные отсрочки,случавшиеся в ходе разработке, к сожалению, несмотря на все старания разработчиков, не могли не отразиться на самой игре. Однако нельзя не признать, что начинается все отлично (обучающая миссия в Сицилии-не в счёт).
В общем-то, Mafia II задействует те же рычаги, что и первая часть, но так как оригинальная Mafia вышла уже 8 лет назад, требовалось освежить механику и кое-что изменить. Этим кое-чем стал сюжет. 2K Czech решили в новой части максимально абстрагироваться от штампов и сделать упор на жизненность и реализм истории.
Итак, мы играем за итальянского эмигранта — Вито Скалетту, который за кражу телевизоров во время Второй Мировой Войны, отправился не в тюрьму, а прямиком на войну. После того, как Вито получает ранение в одном из сражений, он на время возвращается домой, в Эмпайр-Бэй, где его сразу же встречает лучший друг – Джо Барбаро. Познакомившийся с «нужными» людьми за время отсутствия Вито, Джо быстро обеспечивает ему освобождение от дальнейшей службы. Раскрывать основную фабулу сюжета я не стану, лишь скажу, что по сути, именно с этого момента и начинается история Вито.
Стрельба сделана неплохо: есть свои достоинства и недостатки, но отторжения она не вызывает
Временной промежуток действий в игре составляет 6 лет, но тут важно уточнить, что Вито проводит в Эмпайр-Бэй лишь малую часть этого срока: пару недель в 40-х, а затем несколько месяцев — уже в 50-х. Стоит лишь добавить, что в тот момент, когда вы после долгого ожидания увидите, по существу, новый город, у вас возникает чёткое осознание того, что мы с Вито пропустили что-то важное.
Да здравствует новый дон!
Вообще, в игре всего 15 глав, однако, они довольно продолжительные, поэтому ощущения скоротечности не возникает. Но, к сожалению, дополнительных заданий в игре нет, поэтому заняться чем-либо интересным в отрыве от сюжетной линии не представляется возможным. И очень жаль, потому что один город стоит того, чтобы продлить своё пребывание в игре. Говоря о городе, стоит отметить, что смоделирован он прекрасно. Присутствуют фешенебельные и бедняцкие районы, ощущения «дежа-вю» никогда не возникает, и по нему просто приятно ездить, благо автопарк располагает к этому. Немного портит картину некоторая безжизненность города и неадекватность прохожих, но это с лихвой компенсируется детальностью и любовью, с которой вылеплен каждый его район.
Кстати, раз уж я упомянул об автомобильной составляющей, то стоит и про неё сказать несколько слов. Коротко говоря, она получилась великолепной. Каждый автомобиль является уникальным, а существующая регулировка сложности поведения машин дает возможность выбрать наиболее комфортный и оптимальный для себя режим.
Но, все это не могло бы произвести такого впечатления, если бы не визуальная составляющая игра. Необходимо отметить, что стилистический, графический, а также звуковой аспекты выдержаны на очень хорошем уровне, картинка очень опрятная и способствует полному погружению в игровую атмосферу, а звук только помогает в этом.
Но, помимо всего перечисленного, нельзя забывать о том, что в модернизации нуждалась и боевая часть, кроме того, Mafia II должна была стать более дружелюбной для того, чтобы приглянуться новичкам серии и не напугать их своей сложностью. В результате, Mafia II стала гораздо проще предшественницы, в ней появились автоматическое восстановление здоровья (аптечки из первой части сгинули в небытие) и современная система укрытий, также упростилась физика стрельбы. В общем и целом, боевая часть получилась несколько хуже аналогичной составляющей из GTA 4. Но это не значит, что она плохая, нет, она очень даже хорошая: система укрытий работает хорошо, герой чувствуется отлично, и драки сделаны достойно. Но оружие ощущается недостаточно хорошо, а также неубедительно звучит, драки же порой слишком просты и однообразны. Однако, в общем, обновлённая боевая часть гармонично вплетена в общую структуру и отторжения не вызывает, а это — самое главное. Со сложностью игры все тоже получилось не совсем однозначно, так как иногда все же появляются моменты, в которых проскакивает хардкорность предшественницы, но заканчиваются они довольно быстро, так что большое количество нервных клеток останется сбережённым.
Или нет?
Общая структура игры очень похожа на GTA 4, но если в ней основная ставка делается на экосистему мира и уже затем на сюжетную составляющую, то в Mafia II важнейшая роль отводится сюжету. От него зависит всё, даже смена времени суток. В такой ситуации естественно, что абсолютно все интересные и запоминающиеся моменты заранее кем-то придуманы. Это в общем-то неплохо, но к сожалению при повторном прохождении они вас уже не зацепят и не удивят так, как в первый раз, однако, тот эффект, который оказывается ими при первом знакомстве стоит многих сцен из GTA 4. Как уже упоминалось, игра начинается феерично, и всё было бы отлично, если бы темп, заданный в первой половине игры, был бы выдержан и во второй. Но, к великому несчастью, этого не происходит, и, как следствие, игра сдувается. На этой почве те недостатки, которые присутствуют в Mafia II, высвечиваются слишком ярко.
Первый, скомканное и несколько рваное повествование. Явственно ощущается, что в игре отсутствуют миссии, которые должны были подвязать все сюжетные нити и мотивировать нас на дальнейшее прохождение (особенно остро это проявляется во второй половине игры). Кроме того, в какой-то момент в игре совершенно пропадает драма, что не идет ей на пользу.
Второй, ярко проявляющаяся однообразность миссий и полная линейность. Вытянуть половину игры на стрельбе и езде (как бы хороша не была последняя) при провисающем сюжете — невозможно.
Третий, появляющаяся местами хардкорность и отсутствие нормальных чекпоинтов. Извините, но сейчас не 2002 год, и несколько десятков раз проходить один и то же 20-минутный отрезок из-за отсутствия нормального чекпоинта – неприемлемо.
Автомобильная составляющая – одно из лучших, что есть в игре, а также, возможно, лучшая в истории GTA-клонов (включая саму GTA)
И все же ты живой!
Но, все недостатки, которые есть у Mafia II, нисколько не умаляют её достоинств. И, несмотря ни на что, в неё хочется играть, а вернее – жить в её мире. Да, она все-таки опоздала. Да, сказались трудности при разработке. Но, на это, как и в свое время с оригинальной Mafia, становится совершенно наплевать, когда ты погружаешься в мир игры. Всего этого стоило ждать 8 лет, чтобы снова на несколько вечеров выпасть из жизни и стать героем совершенно другой истории.
Mafia II – это не идеал, но, без сомнений, хит в своём жанре. Однако, даже не в лучших кондициях – это 8,5 баллов. Конечно, ещё раз такой трюк не пройдет, но продолжения ждать определённо стоит.