Ни для кого не секрет, что в начале девяностых игры выпускались совсем не те, что сейчас. Невероятная сложность, запутанность и разнообразие были в них нормой. Зато сейчас в экшенах аптечки отправились на пенсию, в RPG дерево развития перестало напоминать таблицу Менделеева, а квесты стали более логичными и понятными. Всё в угоду игрокам, желающим получать от игр удовольствие, а не колотить монитор клавиатурой в бессильной ярости. А ещё, в те прекрасные годы игры действительно принадлежали к разным жанрам. Шутер был шутером, стратегия — стратегией. Зато после этого разработчики бросились совмещать жанры, добавляя элементы одного в другой, и сдабривая деталями от третьего. Так в экшенах появилась прокачка, в RPG — боевая система, напоминающая слэшер (см. хотя бы «Ведьмак», «Готику» или Fable). В общем, сейчас границы между жанрами особенно размыты, да и сами попытки скрестить слона с зеброй разработчикам до сих пор не надоели. Так, в 2004 году компания Pandemic Studios (современному игроку знакома по Mercenaries 2 и The Saboteur) выпустила натуральный симбиоз стратегии и экшена под названием Full Spectrum Warrior.
Full Spectrum Warrior вырос в самостоятельную игру из интерактивного тренажёра, созданного для американской армии. Pandemic упростили его и выпустили на консолях предыдущего поколения, а затем и на ПК. Это, условно выражаясь, симулятор американского солдата. Несмотря на то, что события происходят в вымышленном государстве «Зекистан», архитектура зданий, улочек, храмов намекает на ближний Восток. А полюбоваться всем этим у вас будет достаточно времени, потому что Full Spectrum Warrior — невероятно медленная, чуть ли не медитативная игра. Это экшен с непрямым контролем. То есть, при виде от третьего лица солдат здесь нужно перемещать не клавишами движения, а курсором мыши. Чтобы вам проще было понять, представьте себе любой экшен, где можно управлять напарниками, тыкая прицелом в определённую точку на земле или на врага. А теперь выкиньте оттуда вашего главного героя, оставив только напарников.
Играется всё это следующим образом. У вас в подчинении есть два отряда солдат, по четыре человека в каждом. Ими вы продвигаетесь по пустынным улочкам, периодически сталкиваясь с врагами. Разведываете территорию, захватываете ключевые точки. И постоянно связываетесь с командованием, рапортуя о выполнении приказов. Когда на пути встречаются противники — начинается местный экшен. Солдаты прячутся за укрытие, когда по ним стреляют. И аккуратно постреливают в ответ. Враги делают то же самое. И так может продолжаться до бесконечности. Разница между вашими солдатами и вражескими только в том, что у последних патроны бесконечные. Поэтому приходится включать голову, осматривать местность, искать способы обойти врага. Вот для этого и нужен второй отряд. Он обходит боевиков и начинает обстреливать с такой позиции, с которой укрытие их не защитит. Вы перемещаете отряды почти как в шахматах. Одним атакуете вражескую позицию и отвлекаете огонь на себя, другим — заходите с флангов или с тыла. В этом весь игровой процесс. Эта игра действительно является военным симулятором, поэтому какого-то веселья, гор трупов и голливудских моментов от неё можете даже не ждать. Вместо него здесь — чёткая аутентичность. Четыре бойца в каждом отряде имеют свои специализации. Командир ведёт отряд, осматривает улицы, связывается с командованием. Пулемётчик обеспечивает плотный огонь, почти не давая врагам высунуться. Про гранатомётчика можно даже и не говорить. А замыкающий отряд стрелок прикрывает тыл.
Помимо этого, в игре есть три режима огня. Point fire — это точечный огонь с максимальной экономией боеприпасов. Бойцы стреляют и прячутся. Supression fire — это огонь на подавление. Отряд непрерывно обстреливает вражескую позицию из всех стволов, не давая боевикам высунуться, но при этом они стоят в полный рост и становятся лёгкой добычей для врагов, не попавших в сектор обстрела. Ну и третий режим — это огонь одного солдата. Вы можете приказать, например, только командиру постреливать в окошко, за которым засел снайпер, не давая ему высунуться. Это опять же — нужно для экономии патронов. Их счётчик в Full Spectrum Warrior — один на весь отряд. Больше всего их расходует пулемётчик.
В этой игре один-единственный боевик с автоматом может представлять угрозу, спрятавшись за такое укрытие, откуда его не достать. И как бы невероятно это ни звучало, но восьмерым вашим солдатам придётся попотеть, чтобы уничтожить его. Экшен в Full Spectrum Warrior переворачивает перестрелки с ног на голову. Не имея возможности стрелять лично, вам приходится грамотно руководить бойцами, ловко перемещать их от одного укрытия к другому. И всё это — в реальном времени. Никаких пауз и очков действия, как заведено в пошаговых военных стратегиях. И надо сказать — это гораздо более честный подход. Дело в том, что AI в игре весьма неплох. Он может вести себя неадекватно, но прятаться за укрытиями; убегать, когда его обходят и менять позицию он умеет. Так же, он может испугаться и запаниковать, если по его укрытию от души ударить из подствольного гранатомёта. Кстати, укрытия здесь в основном неразрушаемые, хотя встречаются и деревянные ящики. Ваша сила в численном превосходстве — обычно боевики противостоят вам отрядами по три-четыре человека, разрозненно бегают по карте и не умеют действовать слаженно. В распоряжении у вашего отряда, кроме уже названного подствольного гранатомёта, есть обычные осколочные гранаты, а так же дымовые. Однако, на миссию их выдаётся так мало, что использовать их толком не получится. Так же, в игре есть жёсткое ограничение на количество раненых в вашем отряде. Это всего один человек. Его нужно будет забрать с поля боя и отнести к полевому врачу. Если в этот момент будет ранен кто-то ещё из ваших людей — миссия автоматически завершится. Поэтому приходится действовать очень осторожно, и медленный темп (а так же — порой усыпляющий эмбиент) очень идёт этой игре. Никто вас никуда не торопит.
Противники здесь тоже подразделяются по классам. Обычные стрелки уничтожаются вышеописанным способом, пулемётчики зажимают ваш отряд плотным огнём, и приходится обходить их и прятаться. Снайперы в два счёта выносят ваш отряд даже на бегу, но при этом боятся даже слабого огня в свою сторону. А ещё здесь есть такая чудесная разновидность противников как «боевики с РПГ». Эти многоуважаемые люди — настоящая проверка для ваших нервов. От них не спасают даже укрытия; мало того, совсем как налоговый инспектор — они совершенно неожиданно появляются прямо перед вами. К счастью, в игре есть возможность вызвать вертолёт, который разведает местность впереди вас и отметит всех видимых противников. Кстати, к вашему отряду ближе к концу игры прибавляется ещё пара снайперов, которые на «раз» снимают всех врагов, которых видят. Но, как и в случае с вражескими снайперами, они прячутся от огня по своей позиции, и вам нужно будет отвлекать его на себя.
Несмотря на то, что на словах геймплей кажется скучным, говорить о нём можно долго. Он предполагает множество способов нейтрализации врагов. Игру можно перепройти несколько раз, оттачивая своё мастерство и запоминая структуру уровней. Высший пилотаж — это, конечно, прохождение без ранений и без использования гранат.
Графика в игре, для 2004 года, была вполне приличной и радовала глаз детализированными модельками героев, реалистичной анимацией и Havok-физикой. Правда, разрушаемости всё же остро не хватало.
Управление в игре очень простое. Классические шутерные WASD позволяют переключаться между бойцами в отряде. Правая и левая кнопка мыши отдают приказы бойцам. С их помощью вы двигаете солдат и указываете им в кого стрелять (впрочем, они и сами неплохо догадываются). Плюс, пара специальных кнопок. Кстати, AI ваших подчинённых просто отличный. По специальной кнопке они занимают ближайшее укрытие и даже могут подсказывать вам, что вы делаете неправильно, если вы долгое время не можете продвинуться вперёд. Кстати, обращаются к вам как к командиру — «Сэр».
Сильнейшая сторона Full Spectrum Warrior — это детальная озвучка всего. У бойцов здесь предусмотрено множество фраз на самые разные ситуации, они окликают друг друга по именам. Попав под обстрел, они начинают орать так, что становится натурально не по себе и действительно страшно за них. Если нужно подобрать с земли раненого товарища, у них опять же заготовлен обширный набор фраз в диапазоне от «Надо помочь Джону!» и до «Кто-нибудь, подберите эту свинью!» Шутки шутками, но даже при третьем прохождении игры я периодически слышал какие-то новые фразы. Для военного экшена, не имеющего сюжета, работа с озвучкой проделана просто фантастическая. Актёры едят свой хлеб не зря. Озвучка оружия вышла на порядок хуже, но игру совершенно не портит. Музыка очень атмосферная.
А ещё, в игре довольно интересно сделаны сохранения. Кроме стандартных чекпойнтов, здесь есть возможность записать свой игровой процесс до определённой точки, и в случае неудачи — отсмотреть его как фильм и продолжить уже с той самой точки. В теории, идея отличная. Вы можете посмотреть, где и в чём ошиблись, когда игра пошла коту под хвост. На практике, проще пользоваться чекпойнтами, т.к. каждый раз пересматривать такой фильм после проигрыша — надоедает, и даже возможность ускоренной перемотки вперёд не спасает. Эта возможность гораздо больше пригодится людям, собирающимся снимать свой игровой процесс программами захвата видео.
Стратегия, в которой камера переехала за плечо одному из главных героев... или экшен без возможности прямого контроля этих самых героев — Full Spectrum Warrior можно называть как угодно. Это одна из самых необычных и интересных военных игр. Пускай, и понравилась она далеко не всем.
834 Прочтений • [Обзор: Full Spectrum Warrior] [21.05.2012] [Комментариев: 0]