Польская студия People Can Fly известна в первую очередь из-за ставшего почти культовым Painkiller. В течение семи лет эта игра занимала лидирующую позицию в позабытом жанре аркадных шутеров, где задействуется больше спинной мозг, нежели головной. Издатель JoWood пытался повторить успех этого шедевра при помощи аддонов довольно сомнительного качества, да и другие разработчики тоже не спали. Но достичь идеала не удавалось практически никому.
В 2011 году People Can Fly возвращаются, и возвращаются красиво, с деньгами и графическим движком Epic Games. Частью известной студии поляки являются уже достаточно долгое время. Только на этот раз вместо аутсорса им дали зеленый свет на собственный проект. И, вы знаете, People Can Fly все еще держат марку.
Вместо того чтобы выдавать усовершенствованный Painkiller, разработчики полностью пересмотрели механику аркадных шутеров и сделали упор не на мрачности и готической атмосфере, а на яркости и юморе. И эти две вещи проходят красной нитью через всю игру.
Начинается Bulletstorm с допроса охотника за головами сидящим напротив него в стельку пьяным главным героем Грейсоном Хантом. Когда-то он вместе со своими друзьями работал в отряде специального назначения Echo на Конфедерацию, но после того как сослуживцы узнали, что отдававший приказы генерал Саррано просто использовал их для устранения неугодных людей, дезертировали, и теперь скитаются по задворкам Вселенной. Но на этот раз Грейсону повезло, его маленький кораблик наткнулся на правительственный крейсер с бывшим боссом на борту. Алкоголь в крови не способствует принятию адекватных решений, и герой в результате короткой космической битвы просто роняет крейсер на ближайшую планету, протаранив его насквозь. Здесь и начинается игра.
Часть команды дезертиров была убита непонятно откуда взявшимися на планете-курорте мутантами (это нам предстоит выяснить по ходу сюжета), в живых остаются только Грейсон и искалеченный Иши – азиат, которому пришлось вживить биопроцессор робота, чтобы тот не погиб от полученных травм. Иногда механическая часть выходит из-под контроля, и напарник постоянно норовит кого-нибудь покалечить. Грейсон явно испытывает вину за случившееся, но, судя по всему, этот человек уже неисправим. Бывший капитан дезертиров иногда поступает так, что начинаешь попросту задумываться, а все ли у него в порядке с головой. Встретятся нам и другие персонажи: девушка Тришка и сам генерал Саррано.
Считаете, что «тролли» обитают только в Интернете? Генерал Саррано докажет вам обратное
Больше всего в Bulletstorm удалась подача сюжета. Вместо того чтобы полностью поместить сценарий в ролики, разработчики большую его часть оставили непосредственно в игре. Герои зачастую общаются между собой прямо во время продвижения по уровням. И такой подход полностью оправдал себя – повествование не рвется, а идет постоянно. Создается иллюзия живости происходящего. Меньше всего ожидаешь подобное в аркадном шутере. Обычно в играх этого жанра сценарий служит лишь для условного объединения набора уровней. Bulletstorm к их числу не относится. Да, сюжет нельзя назвать очень уж сильным, но благодаря качественному юмору, удачным пародиям на проекты других студий, вполне уместной матершине в диалогах и ярким персонажам, новая игра от People Can Fly воспринимается как высокобюджетный комедийный блокбастер, который можно пройти несколько раз с огромным удовольствием.
Но не только сценарий силен в Bulletstorm. Ведь это аркадный шутер, следовательно, геймплей просто обязан быть динамичным и качественным. И он здесь на высоте. Авторы придумали несколько прекрасных образцов оружия. Помимо стандартного автомата нас ждут несколько видов взрывчатки, прекрасный дробовик, снайперская винтовка с управляемыми пулями и другие интересные стволы. Однако, главным вашим инструментом будет энергетический хлыст. Его реализация освежает не только отдельно взятую игру, но и переворачивает весь поджанр аркадных шутеров. Вместо того чтобы бездумно стрелять из автомата, притяните врага к себе хлыстом и дайте ему смачного пинка. Учитывая достаточно внушительный арсенал, одной этой комбинацией дело не ограничивается. Можно повесить на летящего в замедлении противника взрывчатку, или столкнуть в пропасть. Мало того, геометрия уровней построена таким образом, чтобы вы смаковали различные способы убийств: двухметровые кактусы с огромными шипами, оголенная проводка, мутировавшие фрукты, которые можно насадить на головы врагов, плотоядные растения… Мир Bulletstorm как будто создан для нашего развлечения. Настоящий рай для маньяка-любителя. Но все это разнообразие сделано не просто так. People Can Fly реализовали систему скиллшотов. Энергетический хлыст, созданный для элитных космодесантников, оценивает каждое ваше убийство определенным количеством очков. Поэтому просто стрелять из автомата не только не слишком интересно, но и крайне невыгодно. Чем изощреннее будет убит противник, тем больше очков вы получите. Bulletstorm распознает просто невероятное количество комбинаций, у каждой из них есть свое уникальное название, которое высвечивается на экране после исполнения. Даже в самом начале игры, когда арсенал крайне скуден, есть куча возможностей заработать очки. Если вы будете в полной мере использовать окружение, то никаких проблем со скиллшотами не возникнет. А очки в Bulletstorm - это не просто какая-то статистика, а валюта, с помощью которой осуществляется покупка патронов и разблокирование альтернативных режимов огня. Все же большая часть высокооплачиваемых скиллшотов завязана именно на одновременном использовании окружения и нестандартного оружия. Боезапас его строго ограничен и стоит прилично, особенно заряды для альтернативных выстрелов, что сделано это в угоду баланса. Например, тот же дробовик одним нажатием кнопки испепеляет ближайшую группу врагов, а хлыстом можно не только подтягивать, но и вызывать ударную волну, подбрасывающую противников в воздух.
Иногда Bulletstorm превращается в незамысловатый мясной тир. Вдвойне приятно, что такие моменты обставлены гениальнейшим образом
Местная боевая система может вызвать вопросы у людей, которые по какой-то причине ждали от геймплея Bulletstorm мяса Серьезного Сэма или того же Painkiller. Ведь просто стрелять здесь не получится. Патроны быстро заканчиваются, враги достаточно толстокожие, а очков, заработанных на обычных убийствах, не хватает на пополнение боезапаса. Но, буду честен, претензии достаточно надуманные. В Bullestorm оружие не предназначено для бестолкового мяса. Баланс выверен практически идеально, и, хотя нас буквально заставляют уничтожать противников необычными способами, жаловаться на это – грех. Ведь играть действительно весело, а изучать новые скиллшоты невероятно интересно. Тем более, новые виды врагов, появляющиеся по мере прохождения, бросают вам вызов. Одни уворачиваются от хлыста, другим надо стрелять только в определенные точки, да и минибоссы не подвели, ведь где еще можно дать громиле с гранатометом пинка и засадить горное сверло в, простите, задницу. Но сложносочиненные скиллшоты характерны скорее для второй половины Bulletstorm, где разработчики сбавляют градус безумия происходящего на экране и дают вдоволь наиграться с заметно увеличившимся арсеналом. Первая половина берет сумасшедшими ситуациями вроде побега от огромного колесообразного транспорта местных мутантов, управления механическим динозавром, боем посреди уменьшенной модели города, а полет на вертолете – это, наверно, один из лучших игровых моментов года. Все это приправлено нарочито тупыми шутками и поступками главного героя и десятками курьезов. Потом же юмор поддерживает только генерал Саррано. Он постоянно издевается над Грейсоном и Иши, которые в силу обстоятельств не могут его убить. А вот концовка вызывает некоторые вопросы. Вместо уже полюбившегося нам юмора разработчики выкатывают трогательную сцену с разговорами «по душам». Не стоит говорить, насколько это контрастирует с тем, что мы видели раньше.
Красивый вид на дамбу — это не просто декорация. С ней связан очередной безумный поступок Грейсона Ханта
Помимо прекрасных геймдизайнеров в People Can Fly работают и потрясающие художники, фантазия которых не знает границ. Пейзажи поражают воображение, освещение расставлено крайне удачно, учитывая эффект God Rays на ПК и Xbox 360. Без сомнений, на движке Unreal Engine 3.5 нет более красивых игр. И пусть консольные версии сильно ограничены в плане разрешения текстур, арт искупает все технические огрехи. Если вы обладатель мощного ПК, то стоит играть в Bulletstorm именно на нем. Помимо красоты с эстетической точки зрения, вы получите четкие текстуры и поддержку высоких разрешений со сглаживанием. А вот PS3 не повезло: в версии для японской консоли почему-то вырезали объемное освещение.
Еще в игре потрясающий саунд-дирекшен. Актеры, озвучившие персонажей, выложились на 200%, особенно это касается генерала Саррано. Так выразительно материться умеет не каждый. Саундтрек, написанный польскими композиторами Michal Cielecki и Krzysztof Wierzynkiewicz, несмотря на пафос, идеально подчеркивает атмосферу.
А теперь небольшая ложка дегтя. Мультиплеер Bulletstorm не удался. Его нельзя назвать полным провалом, но основная проблема в том, что он недолговечен. Отбивать совместными скиллшотами волны противников поначалу интересно, но это быстро надоедает. Не хватает классических режимов вроде DM или CTF. Да и наличие сюжетного кооператива оказалось бы очень кстати. Так что можно расценивать мультиплеер только как довесок к прекрасному синглу.
Bulletstorm - без сомнений лучший аркадный шутер 2011 года, несмотря на некоторые просчеты. Система скиллшотов здорово оживляет геймплей, а угарный юмор искусно вплетен в сюжет. Главная задача People Can Fly — сделать игру фановой, однозначно удалась.