«…Я все запорол, так же как Поли и Сэм. Мы хотели жить лучше, но, в конце концов, попали гораздо хуже, чем остальные. Знаете, я думаю, что во всем надо знать меру. Да, меру, вот хорошее слово. Тот, кто хочет слишком много, рискует потерять абсолютно все. Правда, тот, кто слишком мало хочет от жизни, может вообще ничего не получить».
Томас Анджело
«Mafia 2» с самого своего анонса была обречена на пристальное внимание со стороны профильной прессы и игроков всего мира: слишком уж яркий след в истории оставила после себя первая часть. Разработкой сиквела занимались авторы оригинала — чешская студия Illusion Softworks (позже переименованная в 2K Czech). Получилось у них это или нет – спорный вопрос, но одно можно сказать точно, — равнодушным после знакомства со второй частью не остался никто.
«Сливки общества»
«Mafia» была одной из тех редких игр, в которых сюжет и атмосфера играют первостепенную роль. Простая, на первый взгляд, история о молодом таксисте, который волею случая оказался втянутым в водоворот мафиозных интриг, происходящих на фоне американской Великой депрессии 30-х гг. прошлого века, захватывала игрока с первых минут и отпускала, лишь когда на экране медленно сменяли друг друга имена разработчиков.Авторыумело цитировали «Однажды в Америке», «Славных парней» и «Крестного отца»,проявляя просто маниакальное внимание к самым мелким деталям. Конечно, не все в «Mafia» было идеально — высокая сложность, неудобная стрельба и ворох мелких геймдизайнерских ошибок вызывали желание сломать клавиатуру и разбить монитор мышкой. Но если вам удавалось закрыть глаза на эти недостатки, игра дарила незабываемые эмоции.
«Сделка века!»
Собственно именно этого и ждали от второй части — интересной истории, атмосферы и эмоций. Надо признать, первые минуты «Mafia 2» заставляют поверить, что 8 лет ожиданий были не напрасны. Вступительный ролик знакомит нас с главным героем – Вито Скалеттой и его историей: чтобы хоть как-то выбраться из нищеты, свойственной большинству итальянских эмигрантов, он, на пару со своим лучшим другом Джо Барбаро, промышляет мелким хулиганством и громит витрины ювелирных магазинов. За что и отправляется в 1943 году, из-за нехватки военных кадров, в армию. Успев достойно отслужить два года, он получает пулевое ранение и возвращается домой, в город Эмпайр-Бэй.
В первые часы «Mafia 2» выглядит как игра мечты. Знаете, когда пять минут реального времени наблюдаешь за белыми хлопьями снега, медленно падающими на слабо освещенный тротуар под потрясающую композицию Дина Мартина «Let it Snow», дух захватывает. Чехи, равно как и восемь лет назад, проявляют запредельное внимание к деталям. По дороге домой Вито встречает своих знакомых, которые не прочь поболтать о былых днях, а за углом дома, в это время, кто-то кидает снежки в окно, дабы привлечь чье-то внимание. Эти мелкие, совсем необязательные сцены создают впечатление, что город на самом деле живет своей собственной жизнью. Поддавшись эйфории, начинаешь искреннее верить, что вот она, «Mafia 2», та самая, которую все так долго ждали. Однако воздушный замок, построенный на фундаменте первых впечатлений, начинает рушиться в тот момент, когда обнаруживаешь, что самое интересное из предложенных разработчиками заданий — это развозить краденые талоны на бензин за отведенное время. Действительно, чем же еще можно занять игрока в Эмпайр-Бэй, городе больших возможностей, если не скучными гонками по чекпоинтам.
«Небольшая халтурка»
Конечно, нельзя сказать, что в игре нет удачных моментов. Достаточно вспомнить наполненную самоиронией миссию в порту, в которой необходимо погрузить в грузовик полсотни ящиков, или то непередаваемое чувство, которое испытываешь, садясь в злосчастную красную машину, и слыша ту самую мелодию из первой части, так некстати звучащую по радио. Но даже самые яркие игровые ситуации перечеркиваются бесконечно глупым сюжетом и бездарным финалом. Кроме того, к середине игры вдруг оказывается, что Вито абсолютно неинтересный персонаж. Ему не хочется сопереживать, а его мотивы невозможно понять. В то время как Томми Анджело, герой первой игры, раз за разом идет наперекор приказам Дона Сальери, опираясь на свои собственные понятия о чести и долге, Вито Скалетта, как послушный щенок, выполняет все, даже самые мелкие и бессмысленные поручения. И в какой-то момент задаешься вопросом, а может быть действительно легче жить, когда все решения за тебя принимает твой лучший друг или твой босс? К сожалению, ответа игра не дает.
«Mafia2» проигрывает именно в том, чего от нее ждали больше всего — она не вызывает эмоций. Тут нет интересных персонажей, за которыми хочется наблюдать, почти нет моментов, которые хочется переживать снова и снова. Кроме того, на фоне откровенно слабого сюжета начинаешь обращать внимание на недостатки, на которые в первой части закрывал глаза.
«Декаданс»
Однако, несмотря на все вышесказанное, довольно сложно объяснить человеку, не знакомому с первой частью, почему «Mafia 2» не заслуживает высокой оценки. Если рассматривать ее, не опираясь на воспоминания о первой игре, то станет ясно, что отдельные ее аспекты заслуживают исключительно теплых слов. Например, сложно спорить с тем, что, «Mafia 2» очень красивая игра. Главную роль здесь играет внимание к деталям: каждая комната в вашей квартире, каждая лестничная площадка, каждый уличный дворик — все выполнено с любовью и тщанием. Буквально каждая мелочь сделана вручную, и при этом нет ощущения, что это лишь ненужные декорации, все настолько гармонично вплетено в мир игры, что порой страшно представить, каких усилий это стоило разработчикам. Также нельзя не упомянуть глубокую атмосферу игры. Ни для кого не секрет, что действие «Mafia 2» происходит в двух временных периодах и, нужно отдать авторам должное, когда после хмурых и заснеженных 40х попадаешь в яркие 50е, на мгновение теряешь дар речи. Обе эпохи воссозданы с присущей чехам скрупулезностью, в каждом времени есть свои детали и мелочи. Если в 1945 году по всему городу развешаны агитационные плакаты, знаменующие собой военную обстановку в мире, а достать еду можно только по специальным талонам, то лето 1953 года – это время рок-н-ролла, бриолина и кабриолетов. Еще глубже погружает в игру музыка – здесь представлены самые популярные песни таких исполнителей как Чак Берри, Фрэнк Синатра, Дин Мартин и многих других.
Таким образом, за восемь лет разработки «2KCzech» удалось сделать только безумно красивые, детально проработанные декорации, а вот разыграть в этих декорациях историю, которую от них ждали игроки, они забыли. По большому счету, если отбросить весь этот фанатский субъективизм, нужно признать что «Mafia 2» достойна тех 10 часов, что вы на нее потратите. Однако не стоит забывать, что есть люди, которые «потратили» на нее целых восемь лет своей жизни.