Исчерпывающее представление о Fable 3 даёт один из её побочных квестов. Вы встречаетесь в городке с местным фермером, и он просит вас изловить сбежавших кур и вернуть их ему. И сразу даёт чёткие инструкции. «Будь внимателен! Эти курицы очень хитры и опасны! На них не подействует всякая чушь вроде “Ко-ко-ко, цыпа-цыпа-цыпа! Иди сюда, дам тебе зёрнышек” Они будут действовать тактически!! Они разобьются на отряды по три курицы и попробуют перехитрить тебя!! Не дай им этого сделать! Используй собственную хитрость, ты должен морально подавить их психологической атакой!!»
После всего этого наш герой переодевается в костюм гигантского цыплёнка, ищет сбежавших куриц по всему городу. Найдя их, он, под нашим чутким руководством, начинает всячески квокать, привлекать их внимание, и в итоге доверчивые пернатые всё же следуют за ним, продолжая радостно кудахтать какой-то весёлый марш. И так до самого дворика с насестами. Квест выполнен. Хозяин доволен. Вы получаете очки развития. Можно двигаться дальше.
Ты помнишь, как всё начиналось...
Fable прекрасен. Это маленький, но гордый человек, не желающий двигаться за серой массой и упорно придерживающийся своих идей и мировоззрения. Это игра, нагло игнорирующая почти все современные RPG-тренды, не ворующая ни у кого идеи, развивающаяся своим собственным путём, идущая своей дорогой. Уже в первом Fable разработчики (находящаяся под крылом Microsoft студия Lionhead во главе с Питером Молинье) взяли курс на создание максимально правдоподобного мира и реалистичного поведения людей, этот мир населяющих. Питер обещал много революционных изменений, но в итоге именно пресловутый мир вышел у его студии лучше всего. Уже в 2004 году (игра вначале вышла на первом Xbox и лишь затем посетила персоналки) люди здесь ложились спать вечером, утром просыпались, шли по своим делам. Причём, вы действительно ВИДЕЛИ всё это. На ваших глазах происходило множество случайных событий, которые вы, однако, могли и пропустить. Игра не использовала дешёвых приёмов вроде разыгрывания зрелищных заскриптованных сцен у вас перед носом. Мир Fable действительно жил. Вы могли не увидеть как хулиганы за углом дома обижают мальчика или как грузчик, пыхтя, носит ящики из порта в чей-то амбар. Помимо всего этого, здесь была очень приличная графика, визуальное изменение главного героя по ходу игры (он старел и покрывался шрамами после боёв), возможность плохими и хорошими поступками изменять свою ауру и отношение людей к себе.
Кстати о людях. Как вы обычно взаимодействуете с NPC в среднестатистической RPG? Можно либо поговорить, либо ударить и, тем самым, начать/продолжить бой. Большинство проектов жанра придерживается этих двух вариантов и сейчас. Fable превращал контакты с людьми во что-то наподобие The Sims. Напугать человека, рассмешить его, станцевать с ним танго, защекотать его — люди в этой игре вели себя раскованно и непринуждённо, а не ходили как дуболомы, изображая «жизнь» и повторяя монотонные действия, ведь ночью нужно спать, а не продолжать забивать один и тот же гвоздь в стену!
Множество различных вариантов взаимодействия с людьми сделали игру невероятно живой. Плюс, как уже было сказано, от ваших поступков зависело отношение людей к герою. Вас одинаково могли встречать как радостными возгласами, аплодисментами и поклонами, так и криками, негодованием и проклятиями в ваш адрес.
Новая басня
Такой долгий рассказ о первой части необходим, чтобы вы лучше представляли себе, что происходит в третьей, т.к. со времён оригинала серия мало изменилась. Вторая часть вышла только на Xbox 360 и подарила игрокам ещё больше инноваций, в том числе — верного пса, который всегда следовал за героем и огнестрельное оружие. Третья (соблаговолившая посетить и ПК), по сути, ушла от неё недалеко. Это очередная история про Героя из туманного Альбиона (в предыдущих частях главными персонажами были его предки). Наш нынешний герой — изнеженный и избалованный жизнью принц (ну или принцесса — вы можете выбрать пол своего героя), которому предстоит стать настоящим мужчиной, совершить тысячи подвигов, свергнуть с трона своего злобного брата-диктатора и возглавить королевство. Это только программа-минимум на ближайший десяток часов. Однако, никто вас никуда не торопит. Вокруг вашего героя целый мир, десятки интересных побочных квестов и сотни возможностей. После прохождения первых сюжетных заданий значительная часть локаций открывается, и вы видите мир Fable 3 во всей красе. Это действительно очень красиво. Не обладая сверхтехнологичным движком за 20 миллионов, игра берёт невероятной стильностью, обилием деталей и разнообразием. Заснеженные горные вершины, леса, речки, озёра, поля, вымощенные камнем городские улицы. Каждая новая локация отличается уникальной цветовой палитрой, внешним видом жителей и музыкальным сопровождением. По цветущим главным улицам города ходят роскошно одетые аристократы, а в рабочих кварталах вас встречают нищие оборванцы, запертые, заколоченные двери и атмосфера безысходности и уныния. Бездомные пьяницы могут случайно уснуть прямо на дороге.
Весь этот контраст в игре сделан намеренно и сюжетно обоснован. Нашему принцу предстоит увидеть все стороны жизни людей, а не только светские радости. И как будто этого мало, игра ещё и добавляет драматических сценок вроде расстрела ушлым бизнесменом одного из своих рабочих-бунтовщиков прямо на глазах у его товарищей с целью запугать их. В целом, сюжет в Fable — это интересная, но вполне стандартная для серии история.
Кстати, озвучена игра традиционно отлично. Lionhead никогда не скупились и приглашали талантливых актёров даже для продавца рыбы, которого вы встретите раз за всю игру и забудете. Совершенно очаровательный английский акцент — прилагается.
Третий раз — алмаз
Игровой процесс остался прежним. Исследуете мир, ищете сокровища, выполняете квесты. Их не так много, но они чудо как хороши. Выполнены со старанием и фирменным юмором серии. Чего стоит только история с призраком-поэтом, поселившимся в книге, в нескольких пьесах которого вам предстоит сыграть самому, чтобы спастись. А по ходу основного сюжета вам предстоит, как в Dragon Age: Origins, искать союзников и в конечном итоге — вместе с ними штурмом брать город, в котором восседает злобный брат нашего принца. Самое интересное, что и на этом игра не заканчивается.
Герой может пользоваться холодным и огнестрельным оружием, а также магией. Вы вольны прокачивать то, что больше всего нравится именно вам. Рукопашная здесь заточена под схватки с толпами врагов. Герой ловко кружится, запрыгивает врагам на шею, рубит головы направо и налево. При стрельбе есть возможность включать вид «с плеча» и целиться самому. Магическую атаку можно сделать как направленной, так и распространить её действие волной вокруг себя.
Кстати, из второй части сюда переехала возможность жениться и завести ребёнка. И честно говоря, это дарит абсолютно новые ощущения от жанра. Когда первый раз гуляешь по городу за руку со своим малышом, обнимаешь его, играешь с ним, покупаешь ему игрушки, то понимаешь, что такого игрового опыта не было, пожалуй, нигде, и счастье в RPG — это не только десятки параметров и сотни квестов. Это — маленький человечек, который бегает за вами, смеётся, кричит и смотрит на вас огромными любопытными глазами.
Обычно в ролевых играх под нелинейностью понимаются десять вариантов ответа в разговоре, каждый из которых ведёт ещё к десяти вариантам и в конечном итоге — к неким изменениям в дальнейшем прохождении. В Fable 3 нет даже диалогового экрана, а сам принц — редкостный молчун. Вместо этого игра предлагает свободу поведения. Быть верным своей жене или флиртовать со всеми подряд и посещать куртизанок. Помогать людям или жестоко истреблять их. Быть справедливым королём или задрать налоги до небес, чтобы обогатиться. Периодически встречаются и локальные важные решения. Например, в первые же пять минут игры Fable 3 бьёт вам в лоб напряжённой моральной дилеммой. Из-за неуравновешенной психики брата вам придётся выбрать, кого оставить ему на казнь: свою подружку или невинных людей, замеченных в народном бунте. Никаких других вариантов нет. Самому герою по ходу сюжета тоже придётся казнить или помиловать многих.
Fable всегда была удивительной серией. Она с лёгкостью умещала в себе несочетаемые вещи. Давая возможность флиртовать с мужчиной, избивать детей и пинать ногами отрубленные вражеские головы словно мяч (привет, Postal!), она умудрялась по атмосфере оставаться милейшей фэнтезийной сказкой. Очень взрослой сказкой. На это работала и музыка, и озвучка, и мир. Третья часть осталась такой же. Это RPG для более взрослой, незакомплексованной аудитории, не стесняющейся местного юмора и возможности страстно танцевать с мужчиной щека к щеке.
Только настоящие фанаты Fable понимают истинную ценность Питера Молинье как разработчика игр. Этот человек, несмотря на свой возраст, в душе остался ребёнком, не разучился мечтать и фантазировать. Отличие только в том, что он может сказать «хочу» и действительно получить это, вложив деньги в новый проект или реализовав новую идею.
Fable 3 лишён всего, что показалось лишним разработчикам. Здесь нет инвентаря, нет десятков мечей и костюмов, управление упрощено до предела.
Итоговая оценка Fable 3 зависит от того, играли ли вы во вторую часть на консоли от Microsoft и знакомы ли со всеми инновациями в ней. Я не видел сиквел, поэтому для меня разница между оригиналом и Fable 3 просто огромная, отсюда и финальные девять баллов. Но девять баллов с поправкой на то, что это всё-таки специфическая RPG не для всех, однако — очень увлекательная, простая и интересная.