У шутера Haze от студии Free Radical Design (сейчас известна как Crytek UK) сложилась очень странная судьба. Сначала издатель заявил о выпуске на трех основных платформах, но незадолго до релиза почти готовые версии для ПК и Xbox 360 были отменены. Разработчики кормили нас обещаниями, что в Haze будут самые живые персонажи в игровой индустрии, и показывали какой-то невероятной красоты скриншоты с джунглями: поначалу казалось, что это будет этакий Crysis для консолей. Но когда коробки с игрой все же легли на полки магазинов, многие почувствовали себя обманутыми. Давайте разберемся, почему.
Действие Haze разворачивается в недалеком будущем. Фармацевтическая корпорация Мэнтел разрослась до невероятных размеров и даже сформировала собственную миротворческую армию, бойцы которой посылаются в самые горячие точки земного шара для наведения порядка и демократии. Для большей эффективности войск был создан стимулятор Нектар, дающий солдатам заметное преимущество на поле боя. Игра начинается как раз перед освободительной операцией. По новостям передают об этнических чистках в одной из стран третьего мира. В преступлениях винят Мерино «Кожаного Плаща», который якобы освежовывает своих жертв и шьет из их кожи плащ. Мы играем за Шейна Карпентера – молодого сержанта, решившего сделать мир лучше. По ходу миссий распределитель Нектара героя начинает постепенно выходить из строя, в результате чего Шейн мучается странными галлюцинациями. После ряда событий герой и вовсе оказывается на стороне Мерино и продолжает бой уже против своих бывших работодателей. Сюжет в Haze выполнен на достаточно высоком уровне. Пусть, его подача несколько хромает, но следить за событиями действительно интересно. А вот проработать персонажей на обещанном уровне у Free Radical не получилось. Они не врезаются в память, разве что кроме Дюваля – бывшего напарника Карпентера. При этом сценаристы написали живые, местами глубокомысленные диалоги, которые из-за поверхностной работы над внешностью и харизмой героев воспринимаются несколько фальшиво. Ролики тоже не удались. Во-первых, анимация в Haze далеко не самая лучшая. Во-вторых, переходы между кат-сценами и непосредственно геймплеем можно назвать не иначе как топорным: через черный экран, что разрушает целостность картины. Как результат — интересный сюжет с потенциально сильными диалогами, но на слове «реализация» он спотыкается.
Нектар дает преимущество в бою. Но так ли он безопасен, как говорят в Мэнтел...
С геймплеем ситуация неоднозначная. Давайте сначала обозначим достоинства. В Haze соседствуют фактически две шутерные механики, которые достаточно сильно отличаются. Первую треть компании мы играем в роли солдата Мэнтел – здесь раскрываются чудодейственные способности Нектара. Нажимаем на кнопку – Шейн получает дозу стимулятора. Это дает ему дополнительное здоровье, подсветку врагов, более точное прицеливание и повышенное чувство самосохранения (например, пульсация заложенных вблизи мин). Действие Нектара длится недолго, хотя за каждое убийство его уровень в крови немного увеличивается. Число порций для впрыска ограничено, но разработчики зачем-то постоянно пополняют их. В результате большую часть компании за Мэнтел можно пройти под действием Нектара, не заботясь о его количестве. Ограничение сделало бы геймплей более тактическим: игроку приходилось бы решать, в какой ситуации нужно израсходовать дозу, а в какой сэкономить. Следить приходится только за объемом впрыскиваемого стимулятора. Для этого в интерфейсе предусмотрена специальная шкала, показывающая уровень Нектара в крови. Если слишком долго держать кнопку впрыска, возникает передозировка, в результате чего Карпентер начинает стрелять по своим, а перед глазами расплывается кровавая пелена, сквозь которую разглядеть что-либо очень сложно.
Когда же Шейн присоединяется к Мерино, геймплей заметно меняется. В нашем распоряжении больше нет стимулятора, а вместо встроенного зума в униформе Мэнтел классический прицел через мушку на оружии. Но даже при таком раскладе преимущество перед солдатами корпорации у нас есть. Карпентер научился пользоваться новыми приемами, при правильном применении которых выкрутиться даже из самой сложной ситуации не составит труда. Во-первых, герой может притвориться мертвым. Нектар даже без впрыскивания дополнительных доз не позволяет солдатам Мэнтел видеть трупы. Этим мы и пользуемся. Пока враги теряют Шейна из вида, восстанавливаем потерянное здоровье и снова рвемся в бой. Появились в арсенале Карпентера и рукопашные приемы. Можно уйти с линии огня с помощью подкатов, а также оглушить врага и, пока он приходит в себя, отобрать оружие и быстро пристрелить.
Ахиллесова пята любого солдата Мэнтел — распределитель нектара
Но больше всего изменения затронули взаимодействие с оружием. Люди Мерино каким-то образом получают нужные им боезапасы из патронов другого оружия. То есть, если у вас в руках, например, дробовик, то можно пополнять его с помощью оставшихся от врагов штурмовых винтовок. С точки зрения логики это выглядит странно, но способность действительно полезная. Также, убив солдата Мэнтел, есть возможность снять с него распределитель Нектара и прикрепить к гранате или вымазать им метательные ножи. Брошенная в толпу врагов нектаровая граната вызывает массовую передозировку – противники начинают атаковать всех без разбора, в том числе и друг друга. Главное в это время не попадаться им на глаза. Еще Карпентер умеет устанавливать скрытые ловушки со взрывчаткой, но это актуально скорее для мультиплеера, нежели чем для сингла.
В обеих компаниях нам дают покататься на транспорте. Зачастую автомобили четырехместные, что сделано в угоду кооперативу. Если же с вами нет друзей, то их место займут боты, но пользы, признаться, от них немного.
Привыкать к управлению автомобилем долго не придется. В отличие от Halo за повороты транспорта отвечает левый стик
Прочитав вышенаписанное, вы, должно быть, спросите, что же в геймплее Haze не так. Снова подкачала техническая реализация. Например, оружие и персонаж практически не чувствуются. Ситуация усугубляется тем, что стрельба почему-то не сопровождается вибрацией на геймпаде. Стандартные раскладки последнего вызывают недоумение (спасибо хотя бы за возможность вручную переназначить кнопки). В результате как шутер Haze цепляет только оригинальными фичами, но не самим процессом отстрела врагов. Качественное мясо появляется только ближе к концу игры. Противники временами страдают от слабоумия. Нельзя сказать, что ИИ плох, но ведет он себя достаточно пассивно. Противники вяло маневрируют, зато стреляют метко. Не очень удачно выполнен дизайн уровней. Если пешая часть сделана прилично, то автомобильные эпизоды получились линейными в прямом смысле этого слова. Зачастую мы едем по узкому коридору, что особенно удручает при ориентации Haze на Halo. Вполне вероятно, что версии для персоналок и Xbox 360 были отменены по инициативе Sony выпустить на своей платформе шутер, похожий на серию конкурента. И если в Halo нам предлагают разнообразное оружие, умных врагов и простор для выстраивания собственной тактики, то детище Free Radical этим похвастаться не может. Зато кооператив на четверых человек, доступный не только для игры по интернету, но и за одной консолью, удался. Градус веселья возрастает, недостатки перестают бросаться в глаза.
Вполне удачным можно назвать и мультиплеер. Разработчики приготовили как пешие карты, так и для использования транспорта. В отличие от одиночной игры уровни тут достаточно просторны. Да и разница между солдатами Мэнтел и бойцами сопротивления ощущается сильнее. Особенно интересно играть за последних: в ход пускаются все доступные приемы. Именно в мультиплеере игра набирает обороты. И это действительно чуть ли не единственный аналог Halo для PS3. Если же у вас есть обе консоли, то выбор, скорее всего, падет на детище Bungie – прямой конкуренции Haze не выдерживает.
Иногда движок выдает потрясающей красоты виды. Но случается это не так уж и часто
Графическая часть получилась (сюрприз!) достаточно спорной. Изначально движок явно не затачивался под японскую консоль. Тут вам и sub-HD разрешение, что делает картинку несколько размытой, и долгая прорисовка детализированных текстур после загрузки сохранений. Персонажам недостает полигонов, а стоит от них удалиться, как они заменяются менее качественными LOD-моделями. Удивительно, что лицевая анимация удалась. Окружение проработано на среднем уровне, только джунгли тут выглядят действительно красиво. Частично сглаживают недостатки качественные пост-эффекты и освещение. А вот спрайтовый огонь вызывает недоумение.
Самым удачным аспектом Haze является звук. Пафосный саундтрек и озвучка сделаны на действительно высоком уровне. Хочется отметить, что подбор русских актеров более удачный, чем англоговорящих на западе.
Haze недостает звезд с неба. Сингл интересен только сюжетом и необычными способностями бойцов разных сторон конфликта. Кооператив и мультиплеер заметно оживляют топорную механику, но все равно не способны вытянуть игру на уровень качественного хита. Тем не менее, хотя бы раз пройти ее стоит, если вы любите нестандартный подход в шутерах.