Похоже, сейчас, когда делами ушибленного на голову миллиардера с «необычным» хобби заведует Rocksteady Studios, можно совершенно спокойно говорить о том, что уж где-где, а в интерактивной среде бэт-франчайз чувствует себя, как у Христа за пазухой. Да и самим разработчикам с Batman: ArkhamAsylumв свое времянесказанно подфартило. Когда дышавшая на ладан Eidos вдруг дала никому не известной британской студии «зеленый свет» на производство дорогой игры про Бэтмена (а как показывает практика, работа с данной лицензией в любой индустрии развлечений – это почти всегда тонкая балансировка на грани фола), да еще и по собственному концепту видения вселенной, – перед Rocksteady вдруг открылись такие возможности, о которых большинству молодых команд впору только мечтать. Чем все в итоге закончилось, вы, должно быть, и сами прекрасно знаете: ArkhamAsylum оказалась одним из главных сюрпризов 2009 года, удостоилась всевозможных почестей и наград на ежегодных профильных церемониях, а студия Rocksteady в одночасье стала уважаемым разработчиком видеоигр первого эшелона наравне с NaughtyDog и Valve. Однако удивительно другое: абсолютно все прошлые победы и достижения первой части на фоне великолепного сиквела кажутся, по меньшей мере, незначительными.
С момента заварушки в Arkham Asylum минуло полтора года. «Нужные люди» позаботились о том, чтобы все заслуги по усмирению бунта были приписаны Квинси Шарпу, экс-начальнику лечебницы. Впоследствии это послужило нехилым трамплином в его политической карьере и обеспечило уверенную победу на выборах главы города. Новоиспеченный мэр, едва успев принять присягу, сразу же взялся проводить «разбор полетов». Бардак в Готэме достиг небывалых высот: хорошие показатели роста преступности привели к тому, что вновь отловленных психопатов просто некуда стало «сажать». В этот трудный час на помощь приходит добрый доктор Хьюго Стрэндж, малоизвестный эксперт в области психологии, за которым тянется шлейф жутких слухов (поговаривают, он проводит запрещенные эксперименты над человеческим мозгом, используя в качестве подопытных своих же пациентов). Вместе с Шарпом они разрабатывают программу, призванную в рекордные сроки очистить улицы мегаполиса от криминала, раз и навсегда оградив его обывателей от социально-опасных быдломасс. Под эти нужды выделяется целый городской район. По его периметру возводят неприступную бетонную стену, запускают туда попеченцев аркхемской психушки и заключенных тюрьмы Black Gate, под боком размещают военный гарнизон (ну, чтоб не думалось), а во главе всей этой идиллии ставят того самого Стрэнджа. Так, сочащейся язвой на теле Готэма воплотилась «Аркхем Сити» – неприступная тюрьма-заповедник принципиально нового типа, где опасные преступники вроде Пингвина, Джокера и Двуликого оказались предоставлены сами себе.
Концентрация изящных решений в игре невероятно высока: к примеру, чтобы проложить маршрут к текущей цели, вовсе необязательно лезть за картой — достаточно просто взять курс на бэтсигнал
И все бы ничего – пускай перегрызут там друг другу глотки – разве что вот одна деталь… По всем признакам, «Аркхем Сити» – это чистой воды утопия, а как и любая система, не учитывающая ограничений реального мира, она практически неуправляема… если только изначально не была предназначена для чего-то иного. Возникает резонный вопрос: тогда каковы же истинные цели и мотивы людей, стоящих за этим? Именно эта неопределенность и гложет Брюса Уэйну большего всего. Чтобы привлечь повышенное внимание к собственной персоне, он разворачивает кампанию, направленную на упразднение «Аркхем Сити». После того, как Уэйн выставил себя легкой мишенью на публичной пресс-конференции, «особое приглашение» в кутузку не заставило себя долго ждать.
Начиная с этого момента, дальнейший рассказ о сюжете можно было бы смело расценивать как тяжкое преступление против всего человечества. Ведь даже раскрытие имен главных злодеев способно на корню убить всю интригу и раскрыть финал приблизительно уже на третьем часу игры. Поэтому давайте лучше сразу перейдем к насущному.
Поначалу с полной уверенностью сказать, чем же именно так хороша Batman: ArkhamCity, вряд ли получится. Более того, если разложить игру на отдельные составляющие, а затем попытаться проанализировать на предмет инноваций, то в итоге легко прийти к довольно странному умозаключению – базовая механика, равно как и суть самого процесса в первозданном виде перекочевали из предыдущей части без каких-либо значимых изменений. Это по-прежнему стелс-экшен, основанный на идеологии псевдо-открытого мира из TheChroniclesofRiddick. Основные сюжетные задания все так же происходят преимущественно в закрытых помещениях. В зависимости от подстроенных разработчиками ситуаций, Бэтмен либо игриво раздает тумаки направо и налево (в этот момент на экране разворачивается крайне зрелищный beat«em up, чья боевая система завязана буквально на двух кнопочках), либо незримым хищником разделывается с вооруженными врагами по одиночке – тут игра очень кстати прикидывается на редкость вариативным стелсом, подразумевающим активное использование интерактивного окружения и всевозможного рода гаджетов. Плюс разработчики осторожно усложнили каждую составляющую оригинала. Контратаковать теперь можно до трех противников одновременно. Любой брошенный предмет можно поймать и незамедлительно вернуть отправителю. Использовать гаджеты, не прерывая бой, стало заметно проще. Кроме того, в арсенале Темного Рыцаря появилось несколько действительно полезных новых устройств. К примеру, ледяными гранатами можно замораживать водную гладь, создавая импровизированные плоты. А с помощью электрического ружья можно приводить в действие любые электронные системы, находясь от них даже на значительном удалении. Также гаджеты используются для решения головоломок Загадочника, которых теперь насчитывается более четырехсот(!). Чтобы решить и распознать их все придется проявить недюженную смекалку и, возможно, пройти игру не менее двух раз.
Режим детектива — особое сонарное зрение, позволяющее видеть врагов даже сквозь толстые железобетонные стены и мгновенно считывать любую интересующую информацию из окружающего пространства
Однако все претензии к старой механике мигом застревают бэтарангом в горле, когда выясняется, что ArkhamCity – это оригинал, воспроизведенный в масштабе «пять к одному». В распоряжении игрока изначально оказывается полностью открытый мир со своими трущобами, развитой «подземкой», промышленным кварталом и даже большим парком аттракционов, посещать и исследовать который в отрыве от основной сюжетной линии – отдельное удовольствие. А посмотреть там действительно есть на что. Мрачной тенью над городом нависла зловещая «Чудо-башня» – загадочный громоотвод исполинских размеров, построенный тайным культом ассассинов еще задолго до основания Готэма. Окончательно слетевший с катушек окружной прокурор Харви Дент засел в здании суда. С часу на час там состоится показательная экзекуция над Женщиной-кошкой. Когда-то она имела неосторожность перейти Двуликому дорогу, и теперь ее судьбу будет решать серебряный доллар. А где-то на отшибе, среди брошенных доков и обшарпаных «хрущевок», ютится Бэйн – вчерашний злодей внезапно встал на путь исправления и просит Бэтмена помочь ему в одном нелегком деле. Как вы уже, наверное, заметили «мотаться по делам» придется довольно часто. Делать это можно по земле (правда, так вы почти гарантированно нарветесь на хорошо вооруженные патрули), но куда эффективней и безопасней – по воздуху. Сиганув с приличной высоты, Бэтмен может на какое-то время воспарить над землей. Чтобы оставаться в воздухе как можно дольше, нужно периодически чередовать резкое пикирование с последующим планированием, не забывая цепляться крюком за верхотуры зданий, чтобы набрать ускорение. Комбинируя эти нехитрые приемы, можно облететь весь город без единой посадки.
Приятным довеском к основной сюжетной линии является скоротечная, но крайне эффектная кампания за Женщину-кошку, которая вплетена в главный сценарий на манер SeparateWays из ResidentEvil 4. Геймплей за нее разительно отличается: двигается она заметно живее Уэйна, может цепляться острыми коготками за отвесные решетки, а в бою полагается на ловкость и акробатику. Только имейте ввиду, что распространяется это счастье в виде скачиваемого контента. Обладателям лицензии можно не суетиться – у них уже есть уникальный код разблокировки, идущий в комплекте с игрой, остальные могут приобрести его отдельно в соответствующем сетевом сервисе за весьма символическую цену.
Сейчас, когда Arkham City находится на пики формы, довольно сложно представить, как Rockstedy будет развивать серию дальше. Будет ли это триквел, действие которого развернется уже в самом Готэме, или же что-то кардинально отличающееся от всего, что студия делала раньше. Поживем — увидим. А пока мы получили невероятно глубокое, взрослое и многослойное произведение, в котором извечная тема о противостоянии добра и зла, порядка и хаоса, благородства и подлости — Бэтмена и Джокера — показана в совершенно неожиданном свете. А финал дает отличную пищу для размышлений на самые отвлеченные темы, надолго оставляя с озадаченным варажением лица.