Он не умеет летать, не ползает по стенам, не поднимает грузовик голыми руками. Его не кусали радиоактивные ящерицы, клопы или кузнечики. Просто однажды он надел чёрную маску, пуленепробиваемый костюм и твёрдо решил стать героем и защитить свой город от преступности. Имя ему — Бэтмен. Он же Тёмный Рыцарь. Не обладая никакими сверх-способностями, он борется со злодеями, полагаясь лишь на свой ум, кулаки и разнообразные гаджеты. Герой комиксов, фильмов, мультфильмов и видеоигр. Правда, с последними Бэтмену не то чтобы не везло — их просто было мало. Остроухий герой в основном бегал слева-направо в старых двухмерных аркадах времён Dendy или Sega. Именно поэтому вряд ли кто ожидал абсолютно серьёзный, высококачественный проект о Тёмном Рыцаре ААА-класса, да ещё и от никому неизвестной тогда студии Rocksteady.
Харли Квинн явно не тянет на местную «роковую женщину» — над её детским поведением скорее искренне смеёшься
Герой плаща и маски
Batman: Arkham Asylum — одна из немногих игр за последние годы, которой от всей души хочется простить недостатки и наградить десятью баллами. В наше время, когда игровой индустрией заправляют компании-гиганты, выпускающие хиты на ежегодной основе, особенно отрадно видеть необычный и очень качественный проект от молодой, ранее не известной студии. Понимая, что игра эта о Бэтмене, первое время старательно ищешь в ней недостатки, присущие играм супер-геройской тематики. Геймплей? Он разнообразный, интересный, то и дело предлагающий что-нибудь новое. Игровой мир? Вместо обувных коробок, раскрашенных под небоскрёбы и низкополигональных пешеходов-призраков здесь настоящая псих-лечебница с возможностью свободного перемещения. Может быть, плохое управление? Нет, оно явно затачивалось под геймпад, очень удобное, не нагруженное лишними функциями. Может тогда хотя бы графика? И она прекрасна. На костюме Бэтмена можно разглядеть каждый кусочек материи, его лицо со временем обрастает щетиной. Враги тоже отлично детализированы. Локации вылеплены вручную. Анимация на уровне. Сюжет? И снова попадание в десятку.
Batman поначалу просто потрясает своим уровнем качества. По ходу прохождения какие-то мелкие недостатки всё же встречаются, но хорошее впечатление от всего остального перекрывает их вдесятеро.
Стартует игра с того что Бэтмен ловит своего злейшего врага — Джокера — и привозит его в лечебницу Аркхем, куда незадолго до этого переводят и других, ранее пойманных Тёмным Рыцарем злодеев. Джокер явно находится в прекрасном настроении и что-то замышляет. Однако, как впоследствии выясняется, замышляет вовсе не побег. Наоборот — эта поимка стала для него желанным билетом в лечебницу, где он и удумал совершить величайшее преступление, собрать всех злейших врагов Бэтмена, а самому герою устроить ловушку. Это только завязка. Далее история только развивается, порой радует неожиданными поворотами и прочно остаётся в памяти.
На Джокере и его шутках здесь держится добрая половина игры
Ужас, летящий на крыльях ночи
Но не только сюжетом и персонажами сильна Arkham Asylum. В её геймплей вложено много труда. Бэтмен, оказавшийся в западне, осторожно обследует всю территорию лечебницы, спасает пленных, разбирается со злодеями и пытается сорвать планы Джокера. Два главных столпа местного игрового процесса — стелс и рукопашные схватки. Каждый из них достоин десятиминутных оваций стоя.
Бэтмен действует скрытно, стараясь не выдавать себя. Играя за него, вы можете быстро и тихо перемещаться, незаметно убирать охранников, устраивать им ловушки. Используя его фирменный крюк-«кошку», можно перемещаться под потолком, уютно устраиваясь на каменных горгульях и обозревая комнаты сверху. Местный стелс с лёгкостью оставляет позади даже Splinter Cell. Он абсолютно не напрягает. В Arkham Asylum чувствуешь себя настоящим охотником. Бэтмен может ловить врагов и подвешивать их вниз головой на верёвке. Может утягивать через балкон или перила. Может просто спрыгнуть сверху и сбить неприятеля с ног. Структура локаций, опять-таки, способствует тихому прохождению. Наш герой может прятаться в вентиляции и на уже упомянутых каменных горгульях. А целый набор хитрых гаджетов за поясом превращает прохождение каждой комнаты и каждого участка в изощрённую игру. Например, однажды я, находясь в комнате с пятью-шестью вооружёнными противниками, удумал использовать взрывчатый гель, предназначенный для пробивания стен, как ловушку для врагов, и с её помощью, как оказалось, вполне можно на «раз» отправить их в нокаут целой толпой. Враги с огнестрельным оружием здесь довольно опасны и наносят ощутимый урон. Как в старых стелс-играх, вы пять-десять минут только наблюдаете за ними и планируете. У Бэтмена нет оружия, которое бы могло полностью вывести врага из строя. Фирменные сюрикены Тёмного Рыцаря, называемые «бэтаранги» могут оглушить бандита и даже выбить из его рук оружие, однако всё равно придётся подойти и добить его.
К слову о врагах. С искусственным интеллектом разработчики тоже не сплоховали. Вдоволь насмотревшись на абсолютно неестественных глупых охранников Splinter Cell, здесь от поведения местных бандитов вначале приходишь в ступор. Туповатые, раскрашенные верзилы с автоматами здесь слаженно действуют, присматривают друг за другом, аккуратно патрулируют территорию, обращают внимание на малейшую мелочь. Более того, они по-настоящему пугаются и паникуют, стреляют в воздух, не видя Бэтмена но ощущая его присутствие. В поисках нашего героя они обходят местность группами, и приходится думать, как разделить их, чтобы переловить по одному. Бэтмен может переключаться на специальный режим зрения под названием «Детектив». В нём удобно следить за врагами и искать улики. Вот какими должны были стать новые приключения Сэма Фишера. Но, увы, не сложилось. Batman: Arkham Asylum по праву вступает в золотой фонд стелс-экшенов.
В бою Бэтмен использует десятки самых разнообразных приёмов
Бей в кость
С боевой составляющей здесь всё ещё интереснее. Бэтмен — знаток боевых искусств. Он бьёт врагов руками и ногами, проводит броски, сворачивает и ломает суставы. При этом, управляется весь процесс по сути двумя кнопками. Первая отвечает за атаки, вторая — за останавливающие врагов контратаки. Не нужно выучивать десятки клавиш, достаточно лишь поймать ритм и вовремя нажимать на кнопки. Враги порой приходят к Бэтмену не с пустыми руками, поэтому разбираться с ними приходится быстро и жёстко. А самый приятный момент в том, что они могут по ошибке атаковать и друг друга, и можно намеренно их сталкивать. Особенно это решение разработчиков радует в те моменты, когда кроме рядовых бандитов вас атакует ещё и накачанный наркотиками двухметровый изуродованный верзила.
Помимо драк и стелса, Arkham Asylum предлагает ещё и поиск спрятанных предметов, решение головоломок и мини-игры. Это всячески подстёгивает игрока к изучению небольшого, но очень красивого и зловещего мира Аркхемской лечебницы. При этом сама игра ни на секунду не сбавляет обороты. В одном эпизоде Бэтмен, надышавшись газом, начинает видеть галлюцинации, ходит по моргу больницы, в котором всё движется, скрипит и нашёптывает что-то зловещее. В этот момент игра на пару минут превращается чуть ли не в хоррор. И в дальнейшем разработчики радуют какими-то необычными ситуациями каждые пять минут. Порой даже создаётся впечатление, что запас их идей неиссякаем. Даже заставляя игрока пройти в очередной раз через уже изученные локации, они ощутимо видоизменяют их, например тотальным нашествием гигантских мутировавших растений Ядовитого плюща.
Как любая игра по комиксам, «Бэтмен» снабжён энциклопедией по основным персонажам вселенной. Кроме чтения простой и познавательной справки здесь можно также послушать аудиозаписи с диалогами психически неуравновешенных преступников, пойманных Бэтменом, и врачей. Rocksteady и к этой части игры подошли с прилежанием и усердием. Незнакомые с комиксами о Бэтмене люди смогут расширить свой кругозор — всё подано в простой, понятной интересной форме (в отличие, например, от Marvel Ultimate Alliance, предлагавшей только довольно сухой текст).
С другой стороны, только детально углубившись в изучение вселенной Бэтмена, понимаешь, что про любого другого супер-героя вряд ли бы получилась такая игра. Противники Бэтмена — действительно разнообразные личности, со своей историей, своей личной драмой и своим собственным стилем совершения преступлений. И представить на месте Тёмного Рыцаря например Человека-паука, сражающегося исключительно с мутантами разных сортов, довольно трудно. Зато, благодаря проработанному геймплею, на место Бэтмена легко поставить любого героя-шпиона, хоть того же пресловутого Сэма Фишера. И если раньше игры про супер-героев ассоциировались у игрового сообщества с развлечением для детей, то Batman: Arkham Asylum — это хит высочайшего качества, место которого на полке с лучшими проектами игровой индустрии. Яркий, стильный атмосферный, но при этом мрачный и жуткий. Таков настоящий «Бэтмен».
* * *
Об этой игре можно много рассказывать, но гораздо лучше изучить её лично. Её геймплей захватывает и не отпускает, её качество — на уровне лучших консольных хитов. Её сложность выверена до миллиметра. Она бросает вызов вашей внимательности, усидчивости, реакции и интеллекту, но при этом не раздражает непроходимыми моментами и сложными боссами. Она сохраняет ваш прогресс после каждой пройденной комнаты. Она дружелюбна к вам. Уже за это её любишь с первых же уровней.
Если говорить о недостатках, то, например, я для себя определил лишь один — порой неотзывчивое управление во время рукопашных схваток, особенно с целой толпой врагов. В остальном игра превосходна. Понимая, сколько труда и фантазии было вложено в каждый час геймплея, к ней совершенно не хочется придираться.
Batman: Arkham Asylum — это превосходный, качественный, собранный талантливыми, изобретательными людьми экшен, и одна из лучших игр 2009 года.