В 2002 году компания Square Enix изрядно всех удивила заявлением о том, что собирается делать продолжение номерной части «Последней фантазии». Реакция фанатов на Final Fantasy X-2 варьировалась от легкого недоумения до праведного гнева. Некоторые отказывались верить, что издательство так резко сменит настрой первоисточника. Десятая Final Fantasy была мрачной и немного меланхоличной историей с развязкой в духе «Шестого Чувства». Ее продолжение с тремя легкомысленными девицами в главных ролях оказалось эдаким фэнтезийным аналогом «Ангелов Чарли». Сегодня подобными метаморфозами никого не удивишь. После «Финалки» под символичным номером «13» у разработчиков будто пропало чувство меры. Они могли выпустить под брендом Final Fantasy все, что угодно, — вплоть до романтических историй с пушистыми муглами. Целевая аудитория нисколько бы не удивилась.
Ясное дело, от продолжения FFXIII мы ничего хорошего не ждали. Казалось, что если она и не побьет оригинал по концентрации бреда и безвкусных дизайнерских решений, то уж точно ему в этом не уступит. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что дело обстоит с точностью до наоборот. Если тринадцатая часть была провальным экспериментом по модернизации жанра (в отличие, скажем, от великолепной Xenoblade Chronicles), то FFXIII-2 — это своеобразное возвращение к истокам. Консервативной игру назвать нельзя, но по духу она гораздо ближе к традиционным японским RPG.
Главные герои — Сэра и Ноэль — путешествуют по эпохам с целью выяснить, кто же так жестоко надругался над пространственно-временным континуумом
Чаще всего тринадцатой части ставили в укор ее линейность. По сути, всю игру нужно было бежать по прямой дороге — с перерывами на сюжетные сценки и бои с боссами. Разработчики поняли, что эта концепция большой любви не снискала, и в сиквеле постарались дать игрокам как можно больше свободы. Львиная доля локаций выполнена в виде лабиринтов, причем обитают там не одни лишь монстры. На пути встречаются и населенные пункты, где можно отдохнуть от битв, пообщаться с народом и взяться за поручения типа «иди туда-то, убей того-то, принеси то-то». Эти задания необязательны, однако их выполнение щедро вознаграждается.
То, что в FFXIII-2 появились полноценные города и веси, — уже значительное достижение. Разработчики на этом не остановились и переосмыслили структуру игры. Герои продолжения регулярно скачут по разным временным эпохам — на сто лет вперед, на пять лет назад, на двадцать лет вперед — и так до конечной точки, где течение времени обрывается. Каждый временной участок представляет собой отдельную локацию, которых в игре несколько десятков. Перемещаться между ними можно в более-менее произвольном порядке. На каждом участке есть по крайней мере одни временные врата и один открывающий их артефакт. Прохождение сводится к открытию других пунктов назначения: попали в новое время, побегали, нашли врата, взяли артефакт (как правило, после сражения с боссом), открыли врата, перенеслись в другое время. Схема вроде бы нехитрая, но увлекает не на шутку.
Какие бы пертурбации ни творились с Final Fantasy, одно у игр этой серии остается неизменным — на них чрезвычайно приятно смотреть
Боевая система — один из немногих аспектов Final Fantasy XIII, которые были выполнены безукоризненно. Переделывать ее, к счастью, не стали. Сражения по-прежнему проходят на отдельном экране, в них по-прежнему участвуют три героя, контроль над ними вы по-прежнему осуществляете посредством системы Paradigm Shift. Она позволяет на лету менять роли сражающихся — боец, защитник, лекарь и т. д. Правда, героев на самом деле только два, а на вакантное третье место назначаются разношерстные монстры. Практически каждое побежденное чудище можно «приручить». Питомцы также растут в уровнях и разучивают способности — кроме того, можно придумывать им клички и украшать их всякими безделушками. Появление зверюшек-союзников практически не сказалось на динамике поединков. И все же это еще один плюс в пользу разнообразия игрового процесса и свободы выбора.
При всех недостатках тринадцатая «Финалка» стала одной из самых красивых игр этого поколения консолей. Можно сказать, что шикарная графика досталась Final Fantasy XIII-2 по наследству. Но заслуги корпевших над игрой программистов и дизайнеров это нисколько не умаляет. Высший класс заметен буквально во всем — не только в шикарных моделях персонажей и захватывающих дух локациях, но и в мельчайших элементах интерфейса. Они тщательно продуманы, нарисованы и оптимизированы.
Порой для открытия врат времени требуется разгадать какую-нибудь головоломку. Сначала они простые, а вот ближе к финалу попадаются такие задачки, что недолго и мозги сломать
В этой тщательности, кстати, хорошо заметна разница между восточным и западным подходами к созданию игр. Вот, скажем, The Elder Scrolls V: Skyrim — главная RPG 2011 года. В разработку вложена огромная сумма денег, и еще больше денег она выручила. При этом каждый стражник в каждом городе приветствует игрока ставшей уже крылатой фразой о том, что он-де был таким же лихим воителем, пока не словил стрелу в колено. Аналогичная история с продавцами в магазинах и владельцами таверн. В Final Fantasy подобные «шаблоны» немыслимы. Разработчики стараются держать марку, пускай их иногда заносит куда-то не туда.
Очень жаль, что труд огромного числа художников и программистов был вновь подпорчен сценарием. Как и графика с боевой системой, дурацкий сюжет — наследие первоисточника. Нельзя сказать, что он безнадежен. Новый персонаж, Ноэль, оказался на удивление адекватным парнем, а старые герои редко появляются в кадре. Тем не менее, нелогичных ходов и глупых реплик здесь предостаточно — о том, чтобы искренне сопереживать персонажам, не идет и речи. Поразительно, что при многомиллионных бюджетах, которые топ-менеджеры Square Enix выделяют на новые части Final Fantasy, они не в состоянии найти приличных сценаристов.
Принципиальное отличие Final Fantasy XIII-2 от Final Fantasy XIII в том, что даже дурацкий сюжет не убивает желание играть в нее. В случае с первоисточником неинтересный сценарий был лишь одним из промахов, допущенных при разработке. То ли дело FFXIII-2! Это очень достойная JRPG: за вычетом сценария, в ней все сделано по высшему разряду. Радует уже сам факт того, что несмотря на коммерческий успех тринадцатой «Фантазии», сотрудники Square Enix провели основательную работу над ошибками. Нельзя сказать, что они полностью реабилитировались перед игроками, но прогресс налицо. Теперь осталось дождаться вечно откладываемой Final Fantasy Versus XIII и посмотреть, получилась ли она такой же хорошей.
1364 Прочтений • [Обзор: Final Fantasy XIII-2] [21.05.2012] [Комментариев: 0]