Первая часть ролевой игры о похождениях беловолосого охотника на чудовищ стала в свое время откровением. Нишевый проект, который, тем не менее, пришелся по вкусу поклонникам творчества Анджея Сапковского и олдскульщикам. В том, что продолжение рано или поздно увидит свет, сомневаться не приходилось. И теперь, когда сиквел лежит на полках магазинов, хочется лично дать пощечину разработчикам.
Проблемы начались еще в день релиза, когда, открыв заветное Premium-издание, автор этих строк увидел внутри какую-то сырую недоделку. К сожалению, даже сейчас после нескольких патчей игра является таковой. И все бы ничего, но помимо провалившегося старта и отвратительного технического состояния Ведьмак 2 оказался заметно хуже оригинала.
Самое хорошее, что есть в игре, – сюжет и персонажи. Герои, окружающие нас, воспринимаются живыми. Что же касается сценария, то он одновременно и невероятно хорош, и крайне спорен. Если в первой части нас ждало достаточно камерное приключение вполне себе в духе книг, то из сиквела разработчики решили раздуть настоящий блокбастер с крупными интригами, где фактически решаются судьбы целых государств. Да, война мирового масштаба была и в последних книгах Сапковского, но сам ведьмак Геральт из Ривии не являлся главным действующим лицом. Здесь же в его руках оказывается будущее целого королевства. Следить за такими глобальными событиями, чего греха таить, интересно, но присутствует некоторая доля фальшивости. Если же взять сюжетную линию «Геральт-амнезия-Йэннифэр-призраки Дикой Охоты», то, без сомнения, она удалась, а связь между книгами и первой частью только укрепилась. В целом сценарий, несмотря на некоторые просчеты, можно назвать удачным. Только благодаря ему игра врезается в память и держит до финальных титров. Стоит учитывать и фирменную нелинейность, добавляющую реиграбельности.
Каждого второго персонажа этой игры можно без зазрения совести назвать сволочью
Диалоги тоже получились достойными. Они гораздо естественнее аналога из MassEffect. Герои говорят то, что думают, а не пафосные шаблонные фразы. Однозначно положительных и отрицательных реплик нет в принципе. Многие персонажи не полезут в карман за словом, цензура из текстов убрана практически полностью – не удивляйтесь мату и ругательствам. Вообще, сама игра получилась очень взрослая. Тут и откровенные сексуальные сцены, выполненные на уровне качественной эротики, и самые естественные в игровой индустрии поцелуи, которые не вызывают отторжения от анимации. Движок прекрасно рисует модели людей.
RED Engine удивляет с первых же минут
Неплохо он справляется и с окружением. Разработчики заготовили нам три глобальных локации, которые по площади превосходят Вызиму из первой части. Две их них – памятные места, знакомые по книгам Сапковского. Жаль, что интересных побочных квестов на них разместить так и не получилось. Стандартные заказы на убийства монстров присутствуют, а вот все остальные либо не запомнились, либо каким-то боком связаны с сюжетной линией. В результате набирается 20 часов геймплея, что по сравнению с первым Ведьмаком просто смешно. С ведением журнала тоже возникают проблемы. Сюжетную линию зачем-то разделили на несколько квестов. Выглядит это примерно так: пока вы выполняете текущую задачу, параллельно с ней висит еще и глобальная вроде «найти убийцу королей». В результате информация, нужная для прохождения, разбивается на несколько записей, что не слишком удобно. Но разработчикам надо отдать должное: проходить игру можно безо всяких маркеров — задания очень подробно расписаны.
Если вы уже настроились на позитивный лад, то готовьтесь расстроиться, когда дело дойдет непосредственно до геймплея. Идея превратить ритмичные клики мыши в слэшер не казалась плохой. Так бы мы смогли непосредственно участвовать в бою и полностью контролировать ситуацию. Но на деле все вышло гораздо хуже — CDProjekt просто не сумели сделать нормальный экшен. Вроде бы все на месте: легкий и сильный удары, блок, контратаки, перекаты. Но когда вы берете в руки геймпад (а затачивали игру именно под него), начинаются проблемы. Геральт очень вяло реагирует на нажатия кнопок: они срабатывают с ощутимой задержкой, а иногда и вовсе игнорируются. Ситуация не была бы столь плачевной, если бы разработчики спавнили ведьмака в начале битвы с уже оголенным оружием, но зачастую мы пропускаем первые удары противника (особенно ощутимы дистанционные атаки магов), что на сложности выше чем «Легко» может привести к загрузке последнего сохранения. Претензии по поводу управления касаются не только боя, но и обычных действий, вроде навигации в неудобном инвентаре и выбора реплик в диалогах, где из-за лага нужная строчка просто проматывается. Но именно в бою больше всего чувствуются задержки и невнятность. Удивило и отсутствие вибрации на геймпаде, а вместо плавного ускорения по мере отклонения стика Геральт в один прекрасный момент резко переходит с шага на трусцу.
Иногда Геральт проводит эффектное фаталити. Жаль, что смотрится боевка лучше, чем играется
Все это становится еще более грустным ввиду полного отсутствия хоть какого-то подобия баланса. Нормально играть можно только на легком уровне сложности. На более высоких начинаются проблемы. Из-за кривого управления и малого здоровья Геральта сражения с врагами превращаются в пытку. Во время битв с боссами приходится постоянно перекатываться. Очень, знаете ли, увлекательное занятие. В первой части в сложных боях помогали эликсиры, тут этот вариант можно отмести сразу. Разработчики решили перенести прием зелий в режим медитации. Если раньше можно было с горем напополам выпить живительную «Ласточку» во время сражения, то теперь остается только помирать. В результате экшен превратился в череду сохранений и загрузок: вступаем в битву, видим, что не справляемся, грузим сейв перед ней, пьем нужный эликсир, вступаем в битву. Подобное действо начинает раздражать уже в первой главе. Если вы переключаетесь на легкий уровень сложности, то надобность в снадобьях практически отпадает, зато не придется мучиться с перекатами и последовательным нажатием кнопок F5 и F9. То есть, нам либо слишком сложно, либо слишком легко, что отбивает всяческий интерес к геймплею. Почему в патче 2.0 разработчики не сделали промежуточный режим, непонятно. Стелс-эпизоды в сравнении со всем этим безобразием выглядят почти что откровением.
Ведьмак 2 просто изобилует мелкими недоработками и шероховатостями. В режиме медитации мы можем прокручивать время, но только по системе «рассвет-день-закат-полночь». Что прикажете делать, если задание нужно начать за час до полуночи? В одном из побочных квестов нам говорят сжечь трупы солдат, чтобы они не привлекали падальщиков. Но даже после этого монстры назойливо респавнятся в уже «очищенных» местах. И таких недоработок масса.
А вот ролевая система удалась, правда из-за кривой боевки ее ценность несколько снижается. Прокачать универсального персонажа до сих пор практически невозможно. Выбираем одну из двух основных ветвей (магия или меч) и в нагрузку навыки из двух побочных (базовые умения и алхимия): удобно и наглядно, чего не скажешь про инвентарь. Разработчики зачем-то смотрели в сторону TheElderScrolls, и вместо четко структурированного вещмешка из первой части мы получили свалку, разбитую хоть для какого-то удобства по вкладкам. Но если в творениях Bethesda основную массу предметов занимает экипировка, то в Ведьмаке это ингредиенты для зелий. Без наглядности рассортировать их и выбросить лишние сможет только сильный духом. Прибавьте к этому компоненты, из которых крафтится снаряжение, огромное количество свитков с рецептами и инструкциями (для того же крафтинга).
Миниигры традиционно получились прекрасными. На наш выбор покер с костями, борьба на руках и эффектные драки на QTE. До сих пор можно как следует напиться с другими персонажами. С этим даже связан один без преувеличения прекрасный квест.
Местный лес кажется живым и натуральным
Визуальная сторона, как говорилось раньше, действительно хороша. Если не брать в расчет технические огрехи, движок потрясающий. Он умело работает как с моделями героев, так и с окружением и освещением. Местные кат-сцены выглядят как детально нарисованные CGI-ролики. Портят идиллию разве что анимированные комиксы. Они не соответствуют визуальному стилю игры и рвут повествование. Если в первой части такие вставки были обусловлены ограничениями старенького движка, да и выглядели органично, то здесь они скорее вызывают отторжение.
Со звуком все в порядке. Несколько пафосный, но, без сомнений, красивый саундтрек и профессиональная озвучка от Snowball, где актеры не привыкли читать по бумажке.
Ведьмак 2 разочаровывает не только своим техническим исполнением. Разработчикам просто не хватило опыта, чтобы сделать качественный вылизанный ролевой блокбастер, который бы продавался многомиллионными тиражами. Игра выезжает только на действительно интересном нелинейном сюжете и мире, описанном в книгах Сапковского. Если вы с ними незнакомы, то смело вычитайте балл из финальной оценки.