Есть такой термин — театральная антреприза. Это когда богатый человек приглашает известных актеров, чтобы они в свободное от основной работы время сыграли в спектакле. Цель более чем приземленная — заработать денег, поэтому представления обычно выходят не слишком глубокими, а в первую очередь зрелищными и легкими для восприятия. Новая RPG Kingdoms of Amalur: Reckoning — это типичная антреприза. Специально для нее известный бейсболист Курт Шиллинг собрал этакую «дрим тим». Сюжет написал знаменитый писатель в жанре фэнтези Роберт Сальваторе, художественный стиль разработал создатель комикса Spawn Тодд Макфарлейн, а за все остальное отвечал ведущий геймдизайнер Morrowind и Oblivion Кен Ролстон. В итоге у них получилась зрелищная яркая, но поверхностная игра.
Перед нами — собирательный образ современной ролевой игры, авторы которой старательно держат нос по ветру. Kingdoms of Amalur сделана по стандартным лекалам из подсмотренных у других разработчиков идей. Как известно, подлинного успеха сегодня добиваются только те RPG, где есть большой проработанный мир со своей историей, а сюжет лихо закручен. Поэтому для Reckoning Роберт Сальваторе придумал вселенную с тысячелетней историей. Сюжет он тоже постарался завернуть похитрее. Главный герой сначала воскресает из мертвых, потом узнает, что у него нет собственной судьбы, а значит, нужно самому определять ее и даже по своему усмотрению менять судьбу мира.
Видали? Я замочил Геральта из «Ведьмака».
Сегодня практически все игроки любят серию The Elder Scrolls. Тут в дело вступил специально выписанный Кен Ролстон, который привнес в Kingdoms of Amalur массу элементов из Morrowind и Oblivion. Загибайте пальцы. Вы свободно путешествуете по огромному миру, где за каждым живописным холмом ждут новые враги, страждущие персонажи с поручением на устах, сундуки с сокровищами и неразведанные пещеры. При этом можно плюнуть на сюжет и строить карьеру в гильдиях воинов, воров и бардов. В городах и селах попытка стянуть что-нибудь на виду у хозяина сразу привлекает внимание стражи. Вам вежливо предложат пройти-с в тюрьму-с или заплатить штраф-с.
Если выйти на волю и совершить какой-нибудь подвиг, есть шанс получить в собственность личный дом. Взлом замков оформлен в виде мини-игры. Даже походные наборы для ремонта экипировки из Morrowind и Oblivion — и те на месте. Помимо того, что снаряжение нуждается в обслуживании, его можно изготавливать собственноручно. В Reckoning собраны практически все ремесла, известные по другим играм. В кузницах позволяют разбирать предметы на составляющие и ковать из них новое оружие и броню. На ювелирных станках полученный меч можно оснастить зачарованными камнями. В алхимических лабораториях — сварить зелья по раздобытым непосильным трудом рецептам.
Другой любимчик современной публики — ролевая игра компании Bioware с обязательно нелинейным сюжетом и моральными дилеммами. Оттуда Курт Шиллинг и компания позаимствовали навык убеждения, который используется в разговорах, а также круговое, совсем как в Mass Effect, меню диалогов. При создании ролевой системы Kingdoms of Amalur разработчики пытались соригинальничать, но и тут можно найти массу знакомых по другим играм решений. Помимо расы для героя на старте необходимо выбрать бога-покровителя — совсем как в Titan Quest и ему подобных. Бегая по миру, можно молиться у алтарей и получать временные бонусы. Это мы видели еще в серии Gothic. Есть и учителя, которые за деньги повысят ваши навыки в алхимии, кузнечном деле, взломе замков, убеждении и т.д.
В сражениях можно использовать всякие экзотические виды оружия вроде двух колец-бумерангов
Существует три школы боевых умений для воина, мага и вора. Однако разрешается осваивать любые способности и развивать смешанного героя. Изюминку всему этому, по идее, должны придать так называемые «карты судьбы», которые вы выбираете по мере развития персонажа и получает бонусы для чистого или смешанного класса. Сама боевая система позаимствована из Divinity 2: Ego Draconis и некоторых экшенов с холодным оружием. Эффектно избивать врагов допускается самыми экзотическими видами оружия. При желании можно открывать особые комбо и приемы вроде «дождя из стрел» — представьте, каждый снабжается обучающим роликом в специальном меню.
Наконец, Тодд Макфарлейн дополнил все это красивой картинкой, которая своими сочными пасторалями напоминает о Fable и некоторых корейских MMORPG. Казалось бы, игра буквально кричит: «Глядите, у меня есть, все, что вы любите! И сама я такая яркая, красивая — взгляд не оторвешь!» Беда в том, что разработчики ограничились симпатичными декорациями, но не стали углубляться в детали. Например, сюжет открывает массу возможностей: герой мог бы менять судьбы окружающих, разрушать или спасать целые города. Но история быстро обрастает штампами и развивается линейно, а какие-то моральные дилеммы появляются только ближе к финалу. Система диалогов копирует Mass Effect, но богатством выбора тоже не блещет. Квесты, предполагающие судьбоносные решения, легко пересчитать по пальцам одной руки. Навык убеждения в основном используется, чтобы выпросить дополнительную награду у работодателей.
Заплатите деньги и обнулите умения, чтобы перераспределить их, а потом стать не магом, а воином и взять другую карту судьбы
Игра многое переняла от серии The Elder Scrolls, но в ней нет той атмосферы и проработанного мира, где хочется жить. Даже погода и время суток почти никогда не меняются. Сюжетных и побочных квестов много, но они в подавляющем большинстве примитивные — из серии «сходи, убей и принеси». Ремесла полезны лишь в самом начале, потом крутые вещи и зелья легче приобретать за деньги. Оригинальность ролевой системы тоже быстро сходит на нет. Все эти «карты судьбы» воспринимаются как забавный дополнительный бонус, не более того. Да и в сражениях из разнообразия комбо-ударов и специальных атак реально используется лишь парочка самых простых. С ними вы даже на высоком уровне сложности будете запросто одолевать большинство противников. Особенно, если использовать режим «ярости», при котором за эффектные добивания выдают дополнительный опыт.
В Kingdoms of Amalur можно играть довольно долго и получать удовольствие. Квестов много, бои выглядят эффектно, графика достойна звания «высокохудожественная лепота». При этом условия в игре не курортные: нужно постоянно заботиться о ремонте экипировки и покупать зелья, так как попадаются действительно грозные соперники. Но вы, скорее всего, забудете Kingdoms of Amalur сразу после финальных титров. Слишком уж поверхностно она сделана: в ней не хватает глубины и проработки, которая отличает настоящий шедевр от хорошей игры на один раз.