Среди своих высокотехнологичных собратьев этот проект выглядит как Конан-варвар в английском аристократическом клубе, зато у него в избытке первобытной силы, а в жилах течет по-настоящему горячая кровь. Новый Splatterhouse суть концентрированная ярость и адреналин, и тот, кто желает именно этого, будет вознагражден сполна. Только, ради всего святого, держите детей подальше от экрана.
Почему Splatterhouse «новый»? Потому что многие еще помнят оригинальную трилогию с таким названием, выпущенную на рубеже 80-х и 90-х, где жуткого вида герой в маске прокладывал путь среди еще более жутких созданий в поисках своей похищенной возлюбленной. Посмотрим же, что изменилось за прошедшие двадцать лет.
Зайцев плюс один
Главный герой, Рик Тэйлор — классический, даже слегка карикатурный, студент. Вернее, был таковым. Завязка интригует – на первых же секундах игры мы видим Рика плавающим в собственной крови и уже готовым проститься с жизнью. Как выясняется из обрывочных предсмертных воспоминаний, некий доктор Уэст похитил Дженнифер, девушку Рика, а его самого бросил умирать. На счастье, рядом оказывается загадочная одушевленная маска, которая обещает исцелить героя – стоит только надеть ее. Герой, естественно, выполняет требуемое, и… И понеслось. Хилый студент превращается в чудовищно перекачанного громилу и начинает со страшной силой надирать врагам все, что только можно.
В бою герой предпочитает стиль «бешеная горилла»
При создании римейка сценаристы постарались на славу: фабула первоисточника бережно сохранена, но обогатилась множеством мелких деталей и новых ходов. И Рик, и Дженнифер, и даже безумный доктор получились вполне живыми, а сюжет, как ни странно — интересным и многоплановым. Настоящее уважение вызывает тот факт, что хэппи-энда здесь не предусмотрено. Финал Splatterhouse заставляет всерьез сопереживать главному герою, а в голове крутится один вопрос: ну почему все закончилось ВОТ ТАК?
Splatterhouse образца 2010 года — оригинальный гибрид хоррора, слэшера и «beat`em up». Действие игры по большей части происходит в том самом особняке Уэста, знакомом еще по классической серии, но время от времени злая судьба забрасывает Рика и в другие места – одно мрачнее другого: то кишащий монстрами город-призрак, то катакомбы с восставшими мертвецами, то мясокомбинат, где вместо говяжьих туш – человеческие тела. Спустя какое-то время и привычный дом меняется не в лучшую сторону – комнаты покрываются кровавой слизью, по стенам тянутся какие-то сизые кишки, а вместо обычных дверей чавкают клыкастые пасти. Впрочем, вся хоррор-атрибутика здесь больше для внешнего эффекта, действительно пугающие моменты встретятся лишь несколько раз за всю игру. Да и в самом деле, чего тут бояться, если герой сам может порвать на куски кого угодно?
Бей в кость
Боевая система вполне привычная: быстрый удар – сильный удар – захват, все просто и удобно, но при этом можно сотворить массу всевозможных комбинаций. Приемы соответствуют комплекции героя – Рик месит врагов, как тесто, расплющивает кулаком-кувалдой, таранит плечом, и все в таком духе. Специальная «шкала маски» позволит использовать особые силы и одним махом истребить целую толпу, ну а при заполнении ее до конца, как принято в слэшерах, герой вообще может на несколько секунд превратиться в неуязвимую машину смерти.
Рик в «режиме ярости». Момент трансформации выглядит очень круто
Дубасить монстров в основном приходится просто голыми руками, но частенько попадается и оружие. Благородных мечей не ждите: в ход идут куски труб, дубинки с торчащими гвоздями, мясницкие тесаки и прочие варварские орудия убийства, а венчает список здоровенная бензопила. Поначалу противники долго не живут — всякую мелочь Рик просто размазывает по стенам, но вскоре придется столкнуться с тварями покрупнее и посообразительнее. Ближе к концу игры появляются настоящие горы мяса, рядом с которыми герой при всех своих мускулах кажется просто ребенком. Баланс сложности подобран удачно: игра дает полную возможность почувствовать себя «невероятным Халком», но при этом расслабиться не позволяет. Враги постоянно держат в тонусе, чуть зазеваешься – и уже оторвали руку, а то и голову. Рука, впрочем, отрастет уже через несколько секунд – новое тело Рика способно к регенерации не хуже, чем у знаменитого Росомахи.
Готовим отбивную из некроморфа. С кровью
Побитого и обессилевшего некроморфа можно и нужно прикончить каким-нибудь особо изощренным способом. Добивания обставлены вызывающе картинно.Герой хватает противника за грудки, и начинается кровавое шоу в режиме QTE: под язвительные комментарии маски Рик крушит черепа, отрывает руки и головы, буквально раздирает монстров на части (непременно крупным планом и с самого эффектного ракурса). Использование аналоговых стиков, как в иконе жанра – God of War, позволяет почувствовать все буквально собственными руками: разорвать чудищу пасть, аки Самсон – тяните стики в разные стороны, оторвать голову – направьте их вверх, и так далее. Для каждой породы врагов – свой вариант «фаталити», а для некоторых даже целых два.
Чтобы не дать заскучать от бесконечного истребления нечисти, время от времени нам предлагают испытания на ловкость рук и элементарную сообразительность – разумеется, со своеобразным местным колоритом, в духе «насади на кол четырех врагов, и дверь откроется». А некоторые эпизоды (ожившая классика!) выполнены в виде старого доброго 2D-платформера, с прыжками через шипы и преодолением гигантских зазубренных лопастей, что воспринимается на удивление свежо и бодро.
Дело Маркуса Феникса живет и побеждает
И, конечно же, было бы преступлением не упомянуть про музыку. Саундтрэк подобран просто безупречно – никакого надоевшего пафоса, упор сделан на забойные «металлические» композиции, которые идеально дополняют атмосферу бескомпромиссной кровавой бани.
На лицо ужасные, страшные внутри
Только вот с внешностью у игры не задалось. Грозные некроморфы хороши лишь на заставках, где они, кривляясь, лезут прямо в экран. А когда доходит до дела, перед нами предстают либо унылые гуманоиды, либо бесформенные комки плоти, похожие на образцы детсадовского пластилинового творчества. Ваш покорный слуга не поленился и сыграл во все три классические части Splatterhouse (благо далеко ходить не надо – они находятся тут же, на диске с игрой, в качестве разблокируемого бонуса), так вот – фантазия тогдашних разработчиков заставляет вздрогнуть даже сейчас. Ну куда, скажите на милость, в новой игре пропали все те оригинальные и душераздирающие монстры? По большому счету, Splatterhouse – театр одного актера. Сам главный герой получился на редкость ярким и выразительным, плюс эффекты повреждений сделаны прямо как в X-Men Origins: Wolverine — в бою на теле Рика появляются жуткие раны, оголенные кости и т.п. Неизвестно, что помешало выполнить всю игру на таком же уровне… Увы, если что-то и способно напугать неподготовленного геймера в Splatterhouse, так это графика. Рисованный стиль cel-shading особым реализмом никогда не отличался, но даже с такой оговоркой многое кажется явно недоработанным. Окружающий мир выглядит очень неровно – некоторые места прорисованы со вкусом, но по большей части картинка какая-то мутная, не хватает четкости и слишком много раздражающей черноты.
Дай, Джим, на счастье лапу мне!..
Зато при любой возможности игра обильно заливает экран кровищей. И это вовсе не метафора – красные кляксы брызжут прямо на экран вашего телевизора! Крови здесь просто неимоверное количество, при каждом ударе Рика она фонтаном выплескивается из тушек несчастных врагов. Между прочим, кровопролитие вполне обосновано сюжетом: демон-маска требует крови для поддержания своих сил и щедро вознаграждает за каждую новую канистру вожделенной жидкости. Ее нужно выбивать и выдавливать из противников всеми возможными способами, чтобы получить доступ к новым приемам, повысить здоровье и силу или хотя бы просто остаться в живых – без использования способностей маски герой не сможет восстанавливать здоровье и вскоре отдаст концы.
Кто вы, мистер Тэйлор?
Если бы роль «Маски ужаса» исчерпывалась банальной прокачкой персонажа и спецприемами, игру можно было бы с чистой совестью записать в откровенный трэш. Нет, все намного интереснее. Маска то и дело комментирует действия Рика, едко шутит и порой откровенно издевается (хотя может и помочь советом в трудной ситуации). Когда уровень насилия начинает зашкаливать, «голос в голове» не упускает случая поддеть героя — а по сути, того, кто в эту минуту находится по другую сторону экрана: «Говоришь, ты не убийца? Да ладно, тебе же это нравится! Смотри-ка, ты уже вошел во вкус!» От обычного слэшера никак не ожидаешь подобных психологических зацепок, временами диалоги героя и его внутреннего демона чем-то напоминают даже – страшно сказать – серию Metal Gear Solid. Подобно тому, как под жуткой маской и грудой мышц кроется прежний Рик, так под демонстративной свирепостью Splatterhouse замаскированы непростые вопросы: где граница нашего «я» и много ли надо каждому из нас, чтобы перестать быть самим собой?
Впрочем, заниматься самоанализом вовсе не обязательно. Splatterhouse ценен хотя бы уже тем, что это драйвовый «мясной» слэшер – просто для развлечения, чтобы оторваться и выпустить пар, и со своей задачей игра справляется на все сто. Энтузиазм разработчиков чувствуется буквально во всем, от начальной заставки до финальных титров. Пусть не все получилось удачно, поводов для критики — вагон и маленькая тележка, но, по крайней мере, игра сделана с душой, а не с мыслями об очередном денежном чеке. А дальше — все зависит от ваших личных предпочтений. Не исключено, что Splatterhouse вызовет у вас отторжение с первых минут. Но если вы настроены на ту же волну, что и ее авторы, мощная энергетика игры легко может затянуть с головой и уже не отпустить до самого конца. С автором данной рецензии, по крайней мере, произошло именно так.