Согласно доктрине киберпанка, в неуютном мире будущего огромные корпорации постоянно соревнуются между собой: они занимаются промышленным шпионажем, воруют друг у друга идеи, а если кто-то выпускает перспективный продукт, тут же пытаются его скопировать. То же самое и в современной игровой индустрии. В сентябре прошлого года, меньше чем через месяц после выхода Deus Ex:Human Revolution, корпорация Electronic Arts анонсировала киберпанковский шутер Syndicate, сюжет которого, как выясняется, местами под копирку слизан с похождений Адама Дженсена. Формально завязка Syndicate отсылает к событиям одноименной тактической стратегии 1993 года, по мотивам которой Starbreeze Studios сделала современный ремейк и сменила его жанр на шутер.
В 2069 году миром правят мегакорпорации: они подсадили почти все население на вживляемые в мозг нейрочипы. Корпорации соревнуются между собой, кто придумает более эффективную технологию чиповки граждан, а на страже корпоративных интересов стоят идеальные кибер-солдаты — агенты. Дальше у поклонников Deus Ex начинается дежа-вю. Вы играете за искусственно модифицированного агента, работающего на корпорацию, которая стоит на пороге некоего прорыва в области имплантирования. Агент этот связан с женщиной-ученым, а ее вскоре похищают конкуренты. Кайло предан своей корпорации и лично ее главе, импозантному пожилому мужчине. Но потом он узнает информацию, в том числе о собственном детстве, которая заставляет героя, скажем так, пересмотреть отношение к работодателю. Даже возможность подбирать и читать всякие сообщения, включая забавную офисную переписку — и та на месте.
Чип героя работает на адреналине — чем больше и эффективнее он убивает врагов, тем быстрее перезаряжаются его кибернетические умения
Конечно, сюжеты почти всех киберпанк-игр крутятся вокруг одних и тех же тем, но тут сходства слишком уж бросаются в глаза. Вольно или невольно спровоцировав такие сравнения, разработчики Syndicate сами себе подложили свинью. На фоне Human Revolution их сюжетная постановка выглядит куда более скучной, прямолинейной и предсказуемой. К чему клонят сценаристы, становится понятно уже в первой трети игры. Эффектных роликов, диалогов и драматических сценок — кот наплакал. Герой при этом напрочь лишен голоса и харизмы, а сама игра — нелинейности. Уровни проходятся по заранее прописанному сценарию, необходимости принимать судьбоносные решения нет. Понятно, что перед нами не ролевая игра, а шутер, но что мешало сделать 2 альтернативные концовки (просто подсчитав, как часто мы убивали гражданских)? Или хотя бы в самом финале поставить героя перед какой-нибудь дилеммой?
Если сценарием Syndicate увлечь не может, то собственно перестрелки поначалу вызывают восхищение. Во-первых, тут нет уже осточертевшей системы укрытий. То есть сами укрытия есть, но липнуть к ним, чтобы потом монотонно высовываться и перекатываться, не нужно. Во-вторых, стандартная пальба из футуристического оружия очень удачно дополняется уникальными способностями агента Кайло. Дело даже не в том, что он может включить режим замедления времени. Это мы видели еще в первом Max Payne. Куда интереснее, что герой на лету может взломать практически любого человека и технику. Активировать лифты, перепрограммировать турели, отключать системы охлаждения — это еще ладно. А вот умение быстро залезть в чужие мозги и заставить человека покончить с собой или воевать на стороне игрока здорово оживляет стандартные перестрелки.
В режиме замедления времени игрок наносит больше урона, а все враги и объекты, которые можно прострелить, подсвечиваются
На взломе построено практически все. Нужно быстро отключать защитные щиты некоторых врагов, чтобы делать их более уязвимыми, перепрограммировать летящие в вас ракеты и отправлять их обратно. Даже брошенную в вас гранату можно деактивировать и подобрать. Если бы еще при взломе использовались элементы мини-игр, было бы совсем хорошо. Все это дополняет система имплантов. Как и положено настоящему кибер-герою, наш Кайло по ходу игры может модифицировать свое тело, имплантируя себе вырванные из врагов чипы. Мы сами решаем, что важнее: увеличить эффективность режима замедления времени, регенерации здоровья или способностей героя.
Импланты, взлом врагов, футуристические виды оружия (одна винтовка стреляет пулями, которые летят не прямо, а сверху вниз), боссы, способные проецировать свои голографические копии и троиться у вас на глазах — все это, конечно, очень по киберпанковски. Да и вообще стилистика и атмосфера станут живительным бальзамом для поклонников творчества Филиппа К. Дика и Уильяма Гибсона. Агенты в темных плащах безжалостно расстреливают посетителей китайского ресторанчика, а на фоне трупов гало-проекция диктора зачитывает новости про тенденции в генетическом дизайне детей. На улицах часто идет дождь, размывающий свет от огромных неоновых вывесок и аляповатой рекламы. Настоящий киберпанк, что тут скажешь.
Однако вскоре игра сваливается в беспрерывный забег по коридорам примерно одинаковых серых локаций. У дизайнеров быстро кончается запас интересных трюков вроде пробежки по крыше поезда с отстрелом каких-то летающих мотоциклистов и целого боевого корабля. Потом «включается» стандартный шутер, облагороженный уникальными талантами героя. Вместо того чтобы почаще выпускать игроков на открытую местность, устраивать грандиозные перестрелки на улицах, в ночных клубах или на крышах небоскребов, где можно подчеркнуть стилистику киберпанка, они запирают игрока в секретных комплексах, офисах, на складах и т. д. А недостаток интересных ситуаций пытаются компенсировать толпами врагов и постоянными встречами с боссами. Для иного шутера этого бы хватило, но в игре студии Starbreeze хочется видеть более интересные решение.
В кооперативе можно играть бойцами трех классов и использовать несколько иные, чем в сингле, кибер-способности
Не удивительно, что многие, забросив одиночный режим Syndicate, с головой погружаются в кооперативный. Тут разработчики удачно скрестили современную мультиплеерную систему прокачки и разделение персонажей на классы с наследием оригинальной стратегии 1993 года. Четверо агентов выполняют миссии в разных концах света, от Новой Англии до Мозамбика. За убийство и успешное прохождение миссий они не только получают новые уровни, оружие и импланты, но и очки исследований, которые повышают эффективность их способностей. Особенно ценится взаимопомощь в бою, где нужно вовремя лечить и реанимировать коллег посредством все того же взлома.
Новая Syndicate — типичный продукт современной игровой корпорации. Сделанный в соответствии с трендами, частично подсмотренный у конкурентов и одобренный отделом маркетинга. Все вроде на месте: и популярный жанр (а не какая-то там стратегия!), и суровые агенты в плащах, и импланты, и типичный для киберпанка сюжет, и кооператив с модной системой прокачки. Не хватило лишь малого: харизматичного героя (как тут не вспомнить The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay), смелых дизайнерских решений и увлекательного сюжета. Зато кооператив определенно удался.