Принято считать, что разработчики, создавая очередную часть какой-либо игры, стараются не только придумать новый сюжет и наклепать энное количество уровней, но и качественно развить уже имеющиеся в игре идеи, добавить функции и возможности, которых не было у предшественницы, или вовсе привнести в игровой процесс нечто кардинально новое. По крайней мере, со стороны, такой эволюционный процесс кажется вполне естественным и правильным. Но, есть студии, которые абсолютно умышленно отказываются от каких-либо, даже минимальных, изменений и нововведений, раз за разом, выдавая, по сути, один и тот же продукт. Вполне логичным будет предположить, что регулярно выпускать коммерчески успешные проекты, используя столь консервативные методы невозможно. Однако, небольшая японская студия Nippon Ichi, на примере своего детища Disgaea, доказывает обратное вот уже практически десять лет к ряду.
Четвёртая часть серии A Promise Unforgotten, почти ничем не отличается от своей прародительницы, вышедшей в далёком 2003 году на PS2. С тех пор радикальным изменениям подверглись, как это ни странно, лишь модели героев. Всё это время они были и остаются спрайтовыми, однако только в четвёртой части анимешные персонажи, наконец-то, стали выглядеть так, что у владельцев PS3 и Full HD телевизоров не возникает ощущения того, что они играют в PSone на дедушкином «Горизонте», как это было в случае с Disgaea 3: Absence of Justice. Но даже в 2011 году разработчики решили подстраховаться и не стали сжигать все мосты, решив дать игрокам возможность отключить «похорошевшие» спрайты в меню и вернуться к «дореволюционной» графике.
Почти десять лет понадобилось Nippon Ichi, что бы нарисовать более-менее приличные модели персонажей
Что касается сюжета, то он, как обычно, балансирует на тонкой грани между абсурдом и стёбом. Коррупция и беззаконие в Преисподней? Хватит это терпеть! Пора создать свою партию(с блекджеком и рыбками) и навалять всему действующему госаппарату! Но кто за это возьмётся? Естественно, только наш крайне харизматичный главгерой и по совместительству вампир, который по непонятным причинам завязал с употреблением кровушки и перешёл на сардины. Само собой, свергать правящий режим Вальваторес(так зовут нашего героя) будет не один. Помогать ему будут не менее колоритные персонажи, среди которых демоны, оборотни, мёртвые школьницы и другие замечательные существа. На пути к светлому будущему, нам, как и полагается, будут встречаться полчища нечисти, которые мы будем истреблять в пошаговом режиме, переставляя своих однопартийцев с клеточки на клеточку и раздавая им различные команды. Привычная изометрия, куча приёмов, особо мощные комбо с участием нескольких персонажей и зубодробительная анимация всего действа, в котором противники уничтожают друг друга всеми мыслимыми и немыслимыми способами, никуда не делись и всё так же радуют любителей тактических JRPG. Большинство битв, конечно, проходные, однако кое-где действительно придётся пораскинуть мозгами и продумать тактику ведения боя, а иногда даже отступить и «прокачаться» ещё чуток.
Прокачка и цифры в частности, занимают в A Promise Unforgotten особое место. Вы когда-нибудь мечтали прокачать своего персонажа уровня, эдак до четырёхтысячного, или вдарить неприятелю так, что бы счётчик «дамага» зашкалил за отметку в несколько миллионов? Если да, то скорее бегите в магазин за диском, ибо для серии Disgaea это обычное дело. Уровень персонажа и его статы здесь практически ничем не ограничены(если только вашим свободным временем). И если взяться за игру всерьёз, то про реальную жизнь можно вообще забыть, ведь не прокачиваются здесь разве что шнурки на ботинках, всё остальное — пожалуйста, будь то оружие или любая другая вещь из вашего инвентаря. Выглядит сей процесс, надо сказать, довольно спорно. Выбрав какой-либо предмет, вы попадаете в так называемый Item World, а попросту говоря, в случайно генерируемое подземелье. Пройдя его, вы получаете немного опыта и улучшаете предмет в мире которого побывали. Всего таким образом каждый «айтем» можно улучшить до ста раз. Причём каждый новый заход будет сложнее предыдущего, однако и бонусы, получаемые на выходе — на порядок выше. Для китайцев, известных своей склонностью к манчкинизму, такие игры, наверное, настоящий праздник, но, у остальных здравомыслящих людей, такая система, как минимум, вызовет вопросы. Хотя, с другой стороны, прокачивать каждый предмет до упора никто не заставляет. Ничто не мешает бегать в обычных штанишках с тупеньким мечиком и наслаждаться игрой.
Если же вам вдруг наскучит бесконечное истребление неприятелей, и захочется, наконец, тишины и покоя, можно вернуться в свою уютную штаб-квартиру(Cam-Pain HQ) и в спокойной обстановке перетасовать своих персонажей или разобраться с их характеристиками. Помимо отдыха в штабе есть несколько очень занимательных функций. Так, например, вы можете отправить кого-нибудь из своих приспешников творить бесчинства вместо вас в любой район на карте, который укажете. Это не только удобно, но и полезно, ибо по возвращению ваш товарищ обязательно получит какой-нибудь приятный бонус. Если у вас нет проблем с сетью, вы так же сможете посылать своих персонажей шпионить за другими игроками и их собраниями в своих штаб-квартирах. Как правило, после таких вылазок, им удаётся стырить какой-нибудь предмет из вражеского лагеря. Однако не удивляйтесь, если то же самое произойдёт на вашем собрании и среди привычных физиономий вы увидите засланного казачка.
Большинство диалогов в игре выглядит вполне типично для жанра JRPG и японских игр вцелом
Наряду с штаб-квартирой, приятные впечатления оставил и редактор карт, который становится доступным после прохождения третьей главы основной сюжетной линии. Он, по сути, является единственным настоящим нововведением, т.к. всё остальное, включая штаб квартиру, мы уже видели в том или ином виде в предыдущих частях. И если вы являетесь поклонником серии Disgaea, то можно быть абсолютно уверенным в том, что этот редактор, наравне с самой игрой, отъест у вас львиную долю вашего свободного времени, ибо создать в нём можно практически всё, что душе угодно, благо, инструментарий позволяет. А законченную карту можно сразу же опробовать самолично или в компании друзей.
Говорят, «стабильность признак мастерства». Наверное, это действительно так, иначе как объяснить тот факт, что Nippon Ichi умудряется раз за разом выпускать, и что самое главное, успешно продавать, по сути один и тот же продукт, только под разным соусом. Новая игра за цифрой «4» в этом смысле не стала исключением. В лице Disgaea 4: A Promise Unforgotten мы получили всё ту же Дисгаю, только с более приятной визуальной составляющей. Пусть движку и исполняется сто лет в обед, смотреть на A Promise Unforgotten наконец-то можно без слёз. Лестных отзывов заслуживает так же заметно похорошевшая озвучка и звуковое оформление в целом. В остальном, всё осталось на своих местах и не сдвинулось ни на миллиметр. Все составляющие рецепта, по которому варились предыдущие части, никуда не делись и прекрасно себя чувствуют. Харизматичный герой и его сотоварищи уничтожают всё что движется, попутно отпуская колкие шутки, фантасмагоричная вселенная и сюжет по-прежнему высмеивают всё, начиная от игровой индустрии и заканчивая политикой, а несложная боевая и тактическая составляющие соседствуют с едва ли не математическими вычислениями при прокачке параметров персонажа. И пока, увы, никаких предпосылок к тому, что в будущем мы станем свидетелями каких-то кардинальных изменений, не видно. Фанатов всё устраивает и они с удовольствием голосуют хрустящими банкнотами за курс стабильности, избранный в Nippon Ichi. Революции не пройдут!