Своим дебютным проектом Max Payne студия Remedy Entertainment заметно повлияла на игровую индустрию. Экшены без эффекта замедления времени в одночасье вышли из моды, и все стали стараться делать «как у тех финнов»: стильно, ярко, кинематографично — в общем, просто классно. Психологический триллер Alan Wake тоже удался, хоть и продался хуже, чем «Максимка». А вот новое детище Remedy трудно оценить однозначно. С одной стороны, Alan Wake’s American Nightmare — полноценная игра, прохождение которой занимает не меньше времени, чем, скажем, последней Call of Duty. Скупой издатель явно захотел бы продавать ее под видом AAA-блокбастера по 60 долларов. Однако «Американский кошмар» неспроста распространяется через Xbox Live за 15 баксов. Планка качества, заданная финскими разработчиками, настолько высока, что они решили не гневить фанатов и не требовать за игру больше, чем она стоит.
Alan Wake’s American Nightmare — вовсе не провал. Она просто не настолько хороша, как предыдущие проекты этих разработчиков. Сами Ярви, постоянный сценарист Remedy, работающий под псевдонимом Сэм Лейк, умеет сочинять сложные, трогающие за душу истории. Max Payne был великолепным представителем нуар-детектива, а Alan Wake напоминал и «Твин Пикс», и романы Стивена Кинга, но при этом ни у кого язык не поворачивался обвинить Лейка в бездумном копировании и использовании жанровых клише. К сожалению, сюжет American Nightmare получился чересчур сумбурным, местами даже неразборчивым.
Этот трейлер наглядно демонстрирует, что Алан Уэйк уже не робкий писатель, жертва обстоятельств, а подлинный «Воин света»
Перед нами — якобы эпизод телесериала «Сумеречная зона»... Простите, «Night Springs», над которым Алан Уэйк работал в качестве сценариста на заре писательской карьеры. В то же время автор — главный герой шоу. В нескольких предложениях рассказчик за кадром сообщает об извечной борьбе света с тьмой. Со времени событий, показанных в Alan Wake, минуло два года. Городу Найт Спрингз в штате Аризона угрожает страшная опасность. Мистер Скрэтч, злой двойник Уэйка — его темное альтер-эго, намерен сделать так, чтобы солнце больше не вставало в этих краях. Алан, которого рассказчик называет не иначе, как «Защитником света», намерен помешать. В его силах изменить, «переписать» реальность. Такого сюжета было бы вполне достаточно для игры среднего калибра, но никак не для нового проекта Remedy. Впрочем, если вспомнить про цену в 15 долларов, праведное возмущение утихает само собой.
American Nightmare уступает Alan Wake и атмосферой. Она ни капельки не страшная. Западные рецензенты справедливо отмечают, что это уже никакой не психологический триллер, а pulp fiction — история из дешевой книжки в мягкой обложке, которую берут в дорогу. В ней нет оттенков, только черный и белый. Мотивация мистера Скрэтча не прописана — он просто бесконечно злой. Так же, как и Одержимые, Порождения тьмы. А Уэйк, напротив, душка и защитник обездоленных. Герой, как в старом стихотворении Корнея Чуковского, хочет вернуть «краденое солнце» обратно на небосвод. Мистер Скрэтч же корчит рожи, злобно хохочет и уверяет, что ничего не выйдет. Остается лишь гадать, то ли это такой стеб для ценителей, то ли вам с серьезными минами пудрят мозги.
На смену лесам пришли открытые пространства — порой создается впечатление, что сражаешься на арене
К счастью, к игровой механике претензий нет почти никаких. Alan Wake по части боя оказалась почти идеальной игрой. Пистолет, дробовик, ракетница и световые шашки — такой арсенал насмешил бы разработчиков современных экшенов. Однако его вполне хватало, и каждая схватка с Порождениями тьмы запоминалась. В «Американском кошмаре» арсенал расширился: есть и гидравлический гвоздезабиватель, и арбалет, и разные пистолеты-автоматы, и даже снайперская винтовка. Не подумайте, что теперь Алан Уэйк, будто заправский Рэмбо, бездумно расправляется с полчищами врагов. Патроны быстро кончаются, батареек для фонарика тоже порой не хватает, и лезть на рожон — самая дурная стратегия. Иногда, если врагов слишком много, правильнее всего дать деру.
Каждая стычка не похожа на предыдущую. Вокруг царит сумрак, и о приближении недругов узнаешь по косвенным признакам. Кто-то что-то крикнул, позади раздались шаги, откуда-то прямо под ноги прилетела граната... Иногда начинаешь в панике озираться по сторонам, высвечивая лучом фонарика кусты вдалеке или крышу заброшенного сарая. Мешкать нельзя, но и суетиться опасно. Нужно прислушиваться, и, если вдруг что-то померещится, лучше заблаговременно уклониться от возможного удара, например, метнувшись в сторону. В нашем случае это не раз и не два спасало Алану жизнь. Враги всегда стараются окружить Уэйка, нанести удар в спину, так что излишняя осторожность не помешает. Порой битвы превращаются в подлинную войну света с тьмой. Одержимые лезут со всех сторон, патронов и батареек к фонарику в обрез, и, кажется, уже нет спасения, но тут вы взрываете световую гранату, и чудом избегаете гибели. Тьма в агонии отступает, и нужно воспользоваться короткой передышкой, чтобы подобрать новое оружие и запастись впрок батарейками и другими источниками света.
Местные враги — бездумные машины убийства, но не лишены тактических навыков: наваливаются гурьбой и так и норовят напасть со спины
Вдобавок к сюжетной кампании есть аркадный режим, в котором Алану Уэйку нужно продержаться «от заката до рассвета». Чем ближе утро, тем злее враги. На разогреве — сельские простачки с топорами да вилами. Затем приходит Одержимый, который в луче фонаря «размножается делением», а потом может раздвоиться еще разок. Ближе к рассвету выходят «гранатометатели» и брутальные парни с бензопилами. Враги нападают уже целыми отрядами. Главное, не оставаться на одном месте, постоянно перемещаться и не давать загнать себя в угол. Оружия и боеприпасов вокруг разбросано в достатке. Раны можно подлечить, забежав под свет фонаря. Сейчас разработчики предлагают пять карт на двух уровнях сложности, но, скорее всего, их количество скоро вырастет. Расстраивает, что нет мультиплеера: аркадный режим будто бы для него и создан.
В целом, Alan Wake’s American Nightmare — ни разу не шедевр, но денег своих стоит. Это своего рода «мостик» между первой и второй частью (надеемся, ее анонс не за горами), приятная безделица, которая поможет скрасить ожидание сиквела. Сюжет и атмосфера отошли на второй план, зато «боевка» расцвела. «Американский кошмар» позволяет забыть об условностях, и просто пострелять по Порождениям тьмы из гвоздезабивателя. Не поверите, это занятие так успокаивает нервы! «Лекарство от хандры» пока продается только в аптеке Xbox Live, но совсем скоро появится и РС-версия.
1184 Прочтений • [Обзор: Alan Wake's American Nightmare] [21.05.2012] [Комментариев: 0]