Многих поклонников Mass Effect волнуют два вопроса: стоит ли главному герою, капитану Шепарду, спать с мужчинами, и что делать с теми сотрудниками BioWare, кто отвечает «да». Есть и дилемма поважнее: что представляет собой вся эта серия — эффектный постановочный шутер или полноценную RPG? Споры идут жаркие, но самое интересное в том, что Mass Effect — прежде всего, уникальная интерактивная книга, которую вот уже 5 лет пишут сами игроки. Теперь они получили возможность добавить в нее последние страницы.
Книгу эту не назовешь идеальной: ее сюжет не слишком интригует. Более-менее непредсказуемым можно было назвать только сценарий первой части. В третьей вы практически сразу узнаете, чем будете заниматься почти до финальных титров. Шепарду и его команде нужно собирать ресурсы для строительства оружия, способного остановить механических жнецов и не дать им уничтожить разумную жизнь в галактике. Завязку сценаристы провалили: в ней много самоповторов, натянутого пафоса и предсказуемых ходов. Только через пару часов на экране появляются знакомые персонажи, начинает распутываться клубок интриг, и становится по-настоящему интересно.
На борту «Нормандии» и на улицах Цитадели можно подслушать множество разговоров, которые иногда складываются в целые драматические истории
Игровая механика на протяжении пяти лет почти не меняется. Вы все так же бороздите космические просторы на звездолете «Нормандия», высаживаетесь на некоторых планетах и выполняете задания, другие планеты сканируете в происках ресурсов. Процесс сканирования не изменился со второй части, хотя разработчики обещали, что все будет по-другому. В ролевой и боевой системе опять же все знакомо: герой с напарниками одного из шести до боли знакомых классов сидят за укрытиями, отстреливаются и применяют не менее знакомые боевые умения. Они поднимают врагов в воздух биотическими способностями, замораживают криопатронами и закидывают гранатами.
Разработчики явно старались доработать эту формулу. Теперь в процессе сканирования планет можно привлечь внимание жнецов и навлечь беду на целую звездную систему. Жаль только, реального влияния на сюжет это не оказывает. В ролевой системе способностей стало чуть больше, появилось больше альтернативных вариантов развития каждого умения, вернулись модификации, которые можно устанавливать в оружие. В сражениях враги стали чуть хитрее, они чаще маневрируют, идут на сближение и используют грамотную тактику. Чтобы сохранить боеспособность, капитана Шепарда научили ловко сигать через укрытия и резать врагов в ближнем бою.
В результате многие поединки стали выглядеть более эффектно и динамично. Проблема в том, что даже на уровне сложности «эксперт» вы можете сражаться и побеждать, лишь изредка подбирая и покупая новое оружие, броню и модификации, забыв про управление напарниками и даже самоустранившись от процесса развития персонажа. Можно включить автоматическую прокачку и ничего при этом не потерять, особенно если вы импортировали сохранения из второй части и сразу начали играть героем 27 уровня. Масса всевозможной экипировки, оружия и апгрейдов разбросаны по локациям и дешево продаются в магазинах, но реальной пользы от них мало. Зато возможность ликвидировать большинство врагов одним ударом в ближнем бою сводит на нет баланс некоторых схваток.
Перестрелки из-за укрытий нередко действуют на нервы: управление не самое удобное, и Шепард так и норовит прилипнуть к любой поверхности
Одно из заметных нововведений — система «Галактическая война», которая ведет учет ваших успехов. Чем больше соберете людей и ресурсов, тем выше будет рейтинг и готовность армии к решающей схватке со жнецами. От того, с какими показателями вступите в финальную битву, во многом зависят и концовки. Звучит привлекательно, но на протяжении большей части времени эта система напоминает о себе лишь цифрами, которые, по сути, отражают уровень прогресса в игре. Единственное, что действительно важно — не оставлять игру надолго без внимания, иначе готовность галактики начнет постепенно снижаться. Все это поднимает уровень вовлечения, но и тут не обошлось без спорных решений.
Разработчики не просто впервые в серии ввели кооперативный режим на четырех человек, но и зачем-то привязали успехи в нем к «Галактической войне». То есть вы можете повышать свой рейтинг и уровень готовности армии, играя не только в сюжетной кампании, но и по сети. Причем, если будете прокачивать персонаж в кооперативе, значительно быстрее достигните высоких показателей. Все бы хорошо, но сам по себе кооператив в исполнении Mass Effect 3 представляет собой лишь копию режимов из Gears of War 3 и многих других игр. Выбрав героя из разных рас и классов, вы вместе с тремя напарниками оказываетесь на уровне, где нужно отбиваться от волн врагов и выполнять простенькие задания в духе «активируй компьютер», «убей трех боссов», «защити точку» и т. п. Словом, тут нет ничего такого, из-за чего стоило бы регулярно сидеть онлайн и повышать галактические показатели, которые понадобятся исключительно в одиночной игре.
В перерыве между миссиями кооперативного режима можно выучить новые умения, купить экипировку и модифицировать оружие
Однако любая критика в адрес Mass Effect 3 меркнет на фоне главного, ради чего собственно BioWare заварили всю эту кашу. На протяжении двух предыдущих частей игроки приняли множество важных решений: от того, как модифицировать собственный корабль до того, кому жить, а кому умереть. И вот, наконец, пришло время собирать камни. Тем, кто начинает знакомство с Mass Effect только сейчас, можно лишь посочувствовать. Весь размах этого уникального интерактивного повествования почувствуют лишь те, для кого капитан Шепард стал родным за последние пять лет и кто перенес сохранения из второй части.
Друзья и враги, персонажи, которых вы спасали, которым помогали или, наоборот, вставляли палки в колеса — почти все они напоминают о себе. Пишут письма, обещают прислать помощь в борьбе со жнецами, с криками: «Сколько лет, сколько зим!» жмут руку своими инопланетными лапищами, зовут посидеть в баре или, наоборот, пытаются отомстить за былые обиды. Сюжет Mass Effect всегда был разбит на множество отдельных драм. Теперь они получили свое логическое завершение, основанное на ваших решениях. Почти всегда это сопровождается чем-то эпическим, пробирающим до костей: либо гибелью старых знакомых, либо примером мужества со счастливым финалом.
Эпичность — именно то, что отличает третью часть. Разработчики сдержали слово: перед лицом уничтожения целой галактики личные обиды, симпатии и даже романы с членами экипажа отошли на второй план. Вылечить кроганов от смертельной болезни или нет, оставить умирать королеву паукообразных рахни или освободить ее — теперь от вас зависит жизнь и смерть целых рас. А где вы видели, чтобы интервью, данное главным героем, вдохновляло целые армии? Даже более скромные по размаху истории подчеркивают масштаб трагических событий. Цитадель, куда стекаются беженцы со всей галактики, напоминает пороховую бочку: медикаментов не хватает, и вскоре звучат предложения лечить не всех, а только богатых и влиятельных. Кто-то хочет устроить самосуд, кто-то призывает раздать оружие всем желающим. Как быть, кого поддержать, нужно ли действовать по справедливости или исходя из целесообразности? На каждом шагу приходится делать непростой выбор, от которого зависит очень многое.
Чтобы найти различные инопланетные артефакты или ресурсы, нужно обращать внимание на то, о чем говорят окружающие
На самом деле у серии Mass Effect есть лишь одна проблема: разработчики установили настолько высокую планку качества, что теперь сами расхлебывают последствия. Для другой студии такая игра, как Mass Effect 3, стала бы вершиной творчества, после которой можно лететь на какой-нибудь галактический курорт в компании очаровательных синекожих инопланетянок. А сотрудники BioWare вынуждены смотреть на 2-3-бальные оценки игроков на ресурсе Metacritic и читать въедливые претензии к графике, анимации и содержанию концовок игры. Обоснованы ли они? Безусловно. Но Mass Effect 3 — все равно замечательная игра, которая может на сорок замечательных часов вырвать вас из реальности.
Завершающая часть научно-фантастической саги Mass Effect неидеальна. Можно было бы потратить еще время, чтобы сбалансировать сражения, продумать ролевую систему и кооперативный режим, сделать другие концовки, включить таймер, отсчитывающий время до гибели галактики, и нагнать в Цитадель не пару десятков, а две тысячи беженцев. Но лично для нас все это неважно. А важно то, что BioWare сумели через игру донести до аудитории простую мысль: человечество может выжить, только если объединятся люди разных рас, религий, принципов и даже сексуальных ориентаций. Скажете, это прописная истина? Так, судя по тому, что ежедневно происходит в мире, ее понимают далеко не все. Поэтому нам будет очень не хватать тебя, капитан Шепард.
Как поиграть?
Чтобы поиграть, нужно купить экземпляр игры для одной из платформ, на которых она вышла (см. страницу игры). Сделать это можно в любом магазине, который торгует видеоиграми. Электронные копии игры доступны в интернет-сервисах Origin, PSN и Xbox Live и стоят дешевле, чем коробочные.
1324 Прочтений • [Обзор: Mass Effect 3] [21.05.2012] [Комментариев: 0]