Над серией Total War, как над любыми проектами, которые чего-либо стоят, время не властно. Вот уже 12 лет британцы из The Creative Assembly действуют по одной и той же схеме. Они посвящают очередную часть какой-нибудь одной эпохе или целой нации, а потом выпускают для нее не дешевые во всех смыслах DLC, а масштабные и увлекательные дополнения, которые в иных случаях сошли бы за полноценные игры. С Shogun 2 та же история: ровно через год после ее выхода разработчики выпустили большой аддон «Закат самураев», который дарит игрокам столько новых возможностей, что глаза разбегаются.
Как мы уже рассказывали в превью, сюжет дополнения разворачивается спустя 400 лет после событий Shogun 2, во времена так называемой «войны Босин». По сути, это был вооруженный конфликт между сторонниками правительства (сегунат) и императора. А поводом для него стало расширяющееся влияние Запада, рост социального неравенства и активная индустриализация. Как следствие, виртуальные поля сражений окутаны пороховым дымом. Игроки получили в распоряжение много стрелков: снайперов, пулеметчиков и артиллеристов, а также тяжелые бронированные суда с пушками, которые не только палят друг по другу, но и могут поддержать огнем сухопутные войска. При этом кораблями можно управлять лично, равно как и стрелять из пулеметов Гатлинга и пушек Армстронга в режиме с видом от третьего лица.
Знакомые гейши и ниндзя получили новые способности
Все это добавило в баталии несколько новых тактических нюансов. Как и в превью-версии, отлично работает связка «наземная армия плюс флот». В морских сражениях корабли способны захватывать порты и береговые орудия. Во время осады появилась возможность строить башни и сажать в них стрелков. Много дыма и на глобальной карте. Подойдя близко к берегу, суда обстреливают порты и вражеские армии. Неподалеку чадят заводы и фабрики, между провинциями ходят поезда, а около городов и армий околачиваются иностранные агенты-ветераны, палящие из пистолетов во вражеских генералов. Железную дорогу сразу построить не удастся, к тому же помимо сильных сторон у нее есть и недостатки. Захват станций и участков путей может очень негативно сказаться на вашей боеспособности.
Новые стратегические и тактические возможности отражаются и на дипломатии. Теперь вы играете не сами за себя, а за выбранную фракцию, то есть за сегунат или за императора. Соответственно, у вас есть заранее известные враги и союзники. Это, конечно, не мешает выстраивать собственные отношения с соседями, объявлять войну, заключать союзы и т. д., но держать в уме общий политический расклад требуется постоянно. А если этот расклад вас не устраивает, в любой момент можно переметнуться на другую сторону баррикад. Кроме того, необходимо поддерживать связь с США, Британией и Францией, поскольку это влияет на военный потенциал.
Вместе с подкреплениями на одном поле могут сойтись до сорока отрядов
Наконец, разработчики обновили мультиплеер. Новая сетевая кампания, новые карты, части брони, умения и боевые единицы выглядят приятным, но вполне ожидаемым дополнением. А вот возможность столкнуть на поле брани армии двух разных эпох — Сенгоку и Босин — это действительно что-то новенькое.
Благодаря таким дополнениям как «Падение самураев», понимаешь, почему серия Total War до сих пор на плаву и тонуть не собирается. Разработчики не меняют игровую механику, но каждый раз умудряются добавить много интереснейших нововведений и выгодно их подчеркнуть. Даже спустя двенадцать лет после выхода первой Total War оторваться от новой части серии и дополнения к ней крайне сложно.