Crysis 2 больше всего напоминает монолитный непоколебимый дом с крепчайшими стенами, способными выдержать десять баллов по шкале Рихтера, но при этом почему-то – с пластмассовой дверью и картонной крышей, которую легко уносит ветер и разрывает в клочья град. Игра изо всех сил хочет казаться хитом высочайшего класса, однако, весомые недостатки не позволяют ей выйти из круга проходных блокбастеров и стать чем-то большим. И это очень обидные недостатки, отделяющие просто качественную игру от звания «шедевр».
От волнения этот молодой человек даже забыл достать автомат, очевидно решив отстреливаться голыми руками
Кризис среднего возраста
Первая часть Crysis стала для CryTek (да и для всей игровой индустрии) важным экспериментом. Экспериментом с песочницей, с геймплеем, с подачей сюжета, с технологиями. И далеко не все у немецкой студии получилось с первого раза. В чем-то игра поражала (для 2007-2008 года) воображение, в чем-то – вызывала искреннее недоумение. Но при всем этом она преподносилась публике как мощнейший прорыв в индустрии, поэтому судили ее очень строго, и те недостатки, которые обычно прощаются проектам калибром пониже, в Crysis долго и с наслаждением смаковались игровой общественностью. А среди них был и невнятный сюжет, и недокрученная механика с нано-костюмом, и системные требования, и недостаток интерактивной режиссуры (проще говоря, можно было полчаса брести по абсолютно мертвым джунглям, в которых не происходило вообще ничего) и многое другое. В аддоне Crysis Warhead немцы, так и не уразумев чего от них хотят, попытались все исправить и выкатили крепкий экшен с десятками заскриптованных взрывов и парой запоминающихся моментов. Но глобальной работой над ошибками по идее должен был стать Crysis 2. И надо признать — частично ему удалось превзойти своих предшественников.
Сюжетно игра предлагает абсолютно новую, разворачивающуюся в США через три года после событий оригинала, историю, главным героем которой становится солдат с позывным «Алькатрас», волею случая получивший от Пророка (одного из героев предыдущих частей) тот самый нано-костюм. Пророк одевает костюм на нашего героя, поручает ему завершить свое дело, даже не спрашивая согласия, и торжественно вышибает себе мозги из пистолета. Так, Алькатрас становится супер-солдатом и получает уникальные способности, знакомые по предыдущим играм: броню, усиление мышц для быстрого бега, высоких прыжков и сильных ударов, а также невидимость. К слову, наш главный герой безропотно принимает все это. Более того – по разговорчивости он не уступает Гордону Фримену. И если в других играх это воспринимается как трогательная попытка подражания Half-Life 2, то в Crysis 2 скорее вызывает нездоровый смех. Дело в том, что первые несколько часов игры никто не знает, что в нано-костюме на самом деле Алькатрас. С нашим героем выходит на связь некий ученый, который дает ему подсказки, просит о помощи, и называет его «Пророком». Какие-то наемники, охотящиеся за ним, называют его «Пророком». Солдаты, которых наш герой пачками оправляет на тот свет, называют его «Пророком»… нет, серьезно. Когда вы по паспорту самый что ни на есть Миша, а вас четыре часа подряд все упорно кличут Филиппом Бедросовичем – это, как ни крути, выглядит смешно и глупо. Если не сказать – по-идиотски. Алькатрас, как говорилось выше, нем как рыба и даже не пытается ничего возразить. Первые часы игры он вынужден слушать безумный треп этого ученого и действовать по его советам, постоянно нарываясь на вражеские посты. Затем он находит ученого, попадается врагам, волею случая сбегает, теряет сознание… И после этого уже слушает не менее безумный треп совершенно другого человека, в этот раз – главы компании, создавшей нано-костюм. Вокруг вроде бы происходят какие-то эпические события, но при этом сама подача сюжета попросту безобразная. Что и зачем вокруг творится – понять зачастую не так-то просто. А уж если вы не знакомы с сюжетом предыдущих игр серии – все происходящее и вовсе может показаться бредом обкурившегося писателя-фантаста.
Кат-сцены с персонажами в игре довольно-таки редки
Несмотря на интереснейшую задумку и необычный сеттинг, CryTek вот уже который раз благополучно сливают сюжетную часть, не понимая чего от них хотят. Игровые ролики, как основной постановочный инструмент, сделаны странно. Вместо интересных сцен игроку то и дело демонстрируется какая-то абстракция с непонятными буквами, цифрами, графиками, и под заунывный голос, втирающий какие-то научные лекции, связанные с костюмом. Либо – трехмерные объекты в стиле Modern Warfare. По интересу вполне сравнимо с рекламой туалетной бумаги Zewa Plus. Кстати, с кат-сценами, в которых у вас отнимают управление, таких проблем практически нет. Они отлично поставлены и с видом от первого лица выглядят очень зрелищно.
К счастью, о сюжете здесь можно забыть и спокойно наслаждаться игровым процессом. Благо, его CryTek улучшили и доработали, явно ознакомившись с критикой предыдущих частей. Пользоваться костюмом наконец-то стало удобно и, что самое главное – интересно. Теперь здесь вполне можно провернуть то, что не получалось в первом Crysis. Можно играть скрытно и устраивать диверсии, предварительно осмотрев местность в бинокль. Плюс, сама игра вам всячески подсказывает, где и как можно пройти максимально эффектно. Подсвечивает пулеметные гнезда; ящики с боеприпасами; укрытия и верхотуры, где можно уютно залечь на пузо со снайперской винтовкой в зубах. Энергия у костюма теперь расходуется гораздо медленнее, чем раньше. Ее вполне хватает, чтобы незаметно пересечь улицу или пройти перед носом у врагов в режиме невидимости. Но самое приятное изменение, внесенное немцами – это улучшенное управление костюмом, все функции которого теперь подвешены на разные клавиши. Это означает, что вы можете жонглировать его способностями с изяществом карточного шулера. Например, включить броню, ускоренным спринтом перебежать мост под обстрелом врага, и в конце изящно запрыгнуть на крышу двухэтажного дома. Да, сам нано-костюм по-прежнему позволяет почувствовать себя Суперменом. И все его способности сделаны примерно в тысячу раз зрелищнее, чем в любой игре про супергероя.
Помимо этого, Crysis 2 по-прежнему может похвастаться приятной экшен-частью. Стрелять по врагам здесь действительно интересно, плюс, в новой игре CryTek научили героя высовываться из-за укрытия и открывать огонь с минимальной отдачей. Вы по-прежнему можете в любой момент прикрутить к своему оружию какой-нибудь полезный апгрейд (правда, немного раздражает, что герой при этом зачем-то встает из приседа, подставляя голову под вражеские пули). А вот разрушаемость ощутимо подрезали. Ведь теперь игра происходит не в солнечных джунглях, а в каменных. Нью-Йорк здесь представлен монолитными небоскребами, разнести в клочья можно только мелочь вроде кирпичных кладок, столов и стульев. Заряд, выпущенный из базуки, не берет даже хлипкие деревянные «леса», а гранаты и вовсе почти бесполезны.
С включенным тепловизором игра превращается в веселый тир с отстрелом цветных пятен
Из Германии с любовью
Кстати, решение о смене сеттинга на городской частично вышло игре боком. Первые несколько часов в Crysis 2 невыносимо скучно играть. Вместо джунглей, предлагавших свободное перемещение и массу подходов к одной точке (или хотя бы создававших иллюзию этого), игрока теперь запирают в самом обычном коридоре, где он уныло ковыляет от чекпойнта к чекпойнту, отстреливая небольшие отряды вражеских солдат. Таким образом, песочницу CryTek ощутимо ужали, очевидно, решив превратить Crysis в Modern Warfare. Местами им это удается, однако постановки и зрелищных моментов все же не хватает. В итоге, вы без всякой мотивации плететесь по рельсовым уровням, выполняете странные поручения и слушаете истеричные вопли без возможности ответить. Весело! Через пару часов на арене появляются похожие на прямоходящих кальмаров инопланетяне, с которыми, по крайней мере, интересно воевать.
Геймплей игры, как и раньше, предлагает стелс и перестрелки – на ваш выбор. Скрытное прохождение выходит немного более сложным, зато интересным. Приходится отсиживаться в укрытиях и наблюдать за врагами в режиме невидимости, а также бросать различные мелкие предметы, чтобы отвлекать их и выводить из строя по одному. Однако, заниматься всем этим при возможности просто перестрелять противников за две секунды – все равно, что пытаться выпить ведро кваса чайной ложечкой. Искусственный интеллект врагов просто непередаваемо туп. Ни на какие осмысленные действия эти товарищи не способны. Зато могут пробежать мимо вас и засесть в укрытие за вашей спиной. А однажды я с изумлением наблюдал, как после убийства одного из них остальные солдаты по одному, озираясь, подходили и осматривали его труп, даже не пытаясь спрятаться или открыть ответный огонь. Мне, в свою очередь, оставалось только смотреть в прицел и с упорством матерого, пузатого, обросшего щетиной задрота MMORPG жать левую кнопку мыши. И так ровно шесть раз. В такие моменты я жалею, что у меня нет привычки всегда включать Fraps вместе с игрой, дабы сохранить на видео такого рода цирк.
Со звуком у игры, в целом, все в порядке. За музыку здесь отвечает знаменитый композитор Ханс Циммер, запомнившийся игрокам, например, по саундтреку Modern Warfare 2). Разве что озвучка некоторых видов оружия вышла не очень убедительной, по сравнению с их внушительным внешним видом. Графика Crysis 2 действительно потрясающая. И что самое главное – отлично оптимизированная и стабильно работающая даже на железе двухгодичной давности. Управление особых нареканий не вызывает, разве что некоторые функциональные кнопки слишком близко расположены, и иногда в горячке боя вместо «присесть» можно нажать на «удар рукой» или открыть меню апгрейдов для вашего автомата.
«На медведя я, друзья, выйду без испуга» — пулемет в Crysis 2 универсальное оружие от всех врагов
Crysis 2 собран с очень большим бюджетом и внешне является мощным блокбастером. Однако, далеко не все его недостатки у авторов получается прикрыть хрустящими зелеными бумажками. Ошибки в геймдизайне и дизайне уровней, странный сюжет и персонажи, баги – на все это очень хочется закрыть глаза, понимая, сколько труда и финансов вложено в этот проект, однако все эти мелочи периодически неприятно напоминают о себе, как комары летней ночью, немного портя впечатление от игры.
Как итог, Crysis 2 вызывает очень смешанные эмоции. Он по-прежнему является песочницей, в которой игрок должен развлекать себя сам. Первая половина игры – это скучнейшая экскурсия по разрушенному Нью-Йорку, представленному монолитным коридором, в гордом одиночестве, с отстрелом тупых ботов. Зато вторая – гораздо более энергичный скриптовый аттракцион с напарниками, взрывами, толпами инопланетян и спасением мирных жителей а-ля Modern Warfare «в будущем». При всех своих плюсах Crysis 2 совершенно не является обязательным для ознакомления проектом, т.к. не предлагает ничего нового, а нано-костюмом и красивой графикой третий раз подряд уже никого не удивишь. Ну а в плане того, каким должен быть запоминающийся сюжет в шутере, достаточно дерзко высказался Bulletstorm. Поэтому, как итог – восемь баллов, но восемь баллов исключительно за качество.