Представьте, что вы заказали в автосалоне комфортабельный седан, а в день покупки вам навстречу выкатывают суровую гоночную «формулу» — с турбонаддувом и перенастроенной трансмиссией, но уже без кондиционера, магнитолы и заднего ряда сидений. Примерно такие ощущения испытываешь от знакомства с новым SoulCalibur. Его создатели сконцентрировались на глубоком тюнинге боевой системы и определенно преуспели в этом: игра получилась намного ярче и динамичнее своей предшественницы. Однако на пути к совершенству она сильно «похудела» и лишилась многих наработок прошлых лет, что поначалу слегка обескураживает.
Девушки в SoulCalibur, как всегда, очаровательны
Впрочем, в основе своей это все тот же SoulCalibur: дуэли в стиле фэнтези, где суровые мужчины в доспехах и сексуальные барышни в развевающихся платьицах грациозно рубят друг друга заостренной сталью – правда, не проливая ни капли крови (традиция серии, что поделаешь). Яркие шлейфы от клинков, экзотические арены, величественная оркестровая музыка – все как полагается. Графика, конечно, похорошела: с экрана как будто стерли толстый слой пыли, картинка стала четче и детализированней, эффекты освещения вышли на новый уровень.Перед нами определенно один из самых красивых файтингов текущего поколения.Бросается в глаза только один прокол – открытая арена в виде поля битвы сделана невероятно коряво. Все-таки стихия SoulCalibur – это ограниченные локации, где можно противника и об стену приложить, и с края сбросить с фатальным исходом.
Двойной форсаж
Боевую систему в пятой части разработчики серьезно перекроили. Она стала несколько проще по сравнению с четвертой частью и одновременно глубже в тактическом плане. В списке приемов многое изменилось, но самое интересное – появилась знакомая по другим аркадным файтингам специальная шкала энергии, с которой привычный геймплей буквально обрел новое измерение. К ней привязано два вида особых атак: «Brave Edge» – просто мощные «заряженные» удары, которые прекрасно вплетаются в комбо, и эффектные супер-приемы «Critical Edge». Контратаки (Guard Impact) теперь используют энергию той же шкалы, так что в теории от нас требуется соизмерять силы и думать, на что их потратить. Хотя, честно говоря, трудно отказать себе в удовольствии просто заполнить до максимума и обрушить на противника «критический удар» — настолько красиво это выглядит, да и урон наносит немаленький.
В редакторе персонажей можно использовать стиль Devil Jin`а из Tekken
Возросла скорость движений, все герои словно наглотались допинга и сражаются с небывалым энтузиазмом. На высоком уровне сложности поединок может завершиться буквально за несколько секунд (наверное, из-за этого бои теперь состоят из трех раундов вместо двух). К передвижению во всех направлениях добавилась возможность быстрого рывка вбок, что помогает обойти противника с фланга.
В управлении SoulCalibur 5 по-прежнему сочетает точный расчет и интуитивность, но баланс явно сместился в сторону точности. Хотя выигрывать за счет хаотического нажатия кнопок все еще можно, уже мало-мальски серьезный противник быстро расставит все по местам. Компьютерный интеллект стал жестче и агрессивнее, обожает использовать спецудары и комбо, а на краю арены при малейшей возможности пытается сбросить вас вниз.
Племя младое, незнакомое
Первые проблемы начинаются при выборе бойца. Их состав подвергся радикальной «чистке»: разработчики отправили на покой добрый десяток персонажей, среди которых есть имена, знакомые еще с первой части, а на замену предложили аналогичное количество новобранцев. Смена поколений обоснована сюжетом, ибо со времени событий прошлой части минуло, как-никак, 17 лет. Но с точки зрения игрового процесса никаких плюсов это не принесло, скорее наоборот: игра лишилась сразу пяти уникальных боевых стилей. Решение более чем странное – что помешало оставить бойцов из прошлой части в качестве хотя бы бонусных персонажей? При этом половина новичков просто копирует своих предшественников, впору добавлять режим «найдите 10 отличий».
Главные герои – дети Софитии Александры, Пирра и Патрокл — присутствуют даже в двух вариантах, но это воспринимается скорее как жест отчаяния со стороны разработчиков – надо же было чем-то заполнить зияющие пустоты в списке персонажей. По-настоящему новых и интересных бойцов всего четверо: Патрокл (в первой своей ипостаси), колдунья Виола с магическим шаром в качестве оружия, загадочный Z.W.E.I., которому помогает демонический волк-призрак, и, конечно же, гость из серии Assassin`s Creed – Эцио Аудиторе да Фиренце. Итальянский ассассин идеально вписался в антураж SoulCalibur. Выглядит он примерно как в Brotherhood, изъясняется на языке Данте и Петрарки, а в бою использует целый арсенал, включая знаменитые скрытые клинки и даже арбалет.
Слева — ни за что не догадаетесь — Килик
Как и раньше, разрешено создавать своих собственных уникальных бойцов. В пятой части редактор персонажей переплюнул, пожалуй, любой другой существующий файтинг – возможностей здесь намного больше, чем кажется на первый взгляд. О бонусах к оружию и броне теперь думать не нужно (по причине отсутствия таковых), и ничто не мешает проявлению ваших креативных наклонностей. Можно расписать своего воина татуировками и украсить узорами одежду, а такая замечательная вещь, как настраиваемые аксессуары, позволяет реализовать самые безумные идеи — вплоть до рогов на животе и стального болта во лбу. Или, если хотите, стрелы в колене.
Все лишнее – за борт?
С первого взгляда на SoulCalibur 5 становится ясно, что создатели игры сделали ставку на онлайн. «Визитные карточки», ранги, новая функция «Связь душ» наподобие системы Autolog из NFS – все это пригодится только в игре через интернет. Зато одиночный контент игры скукожился, как осенний лист. Привыкли, что у каждого бойца есть отдельная история со вступлением и финальным роликом? Забудьте. Таких излишеств здесь не предусмотрено. Есть, правда, сюжетный режим, повествующий о судьбе Патрокла и Пирры, но прикручен он скорее для галочки: злоключения брата и сестры растянуты на целых 20 глав, но играть дозволено только за трех персонажей и только в заранее установленном порядке, а остальные бойцы служат лишь фоном. Постановочные ролики можно пересчитать по пальцам, история между поединками в основном преподносится в виде черно-белых комиксов, скорее даже просто набросков – разве что озвученных. А ведь есть уже перед глазами пример того, что можно, оказывается, из сюжета файтинга сделать настоящую конфетку (да-да, речь о Mortal Kombat). Здесь же, увы, ничего подобного. Даже «музей», где можно было просмотреть информацию о бойцах, и тот канул в Лету. В результате мотивы большинства персонажей, включая Эцио, остаются загадкой, а те, кто познакомился с серией впервые, вообще не поймут – кто все эти люди (и нелюди) и из-за чего они сражаются.
Заодно под нож пошел кооперативный способ боя со сменой персонажа, дебютировавший в 4-й части. Чем объяснить такой шаг назад – остается загадкой, ведь в прочих файтингах эта идея популярна (взять хотя бы Marvel vs Capcom 3, тот же Mortal Kombat или недавний Street Fighter x Tekken). В любом случае, теперь извольте драться только один на один, и никак иначе.
Алгол — дополнительный повод пройти «Легендарные души»
Режима выживания больше нет ни в каком виде, с командной битвой мы распрощались еще в четвертой части. Что еще может предложить новое творение Namco Bandai для одиночной игры? Стандартную аркаду из 6 поединков да режим с интригующим названием «Легендарные души», который на поверку оказывается не более чем еще одной версией аркады — с неизменным набором противников и поистине зверской сложностью. Наконец, для тех, кто по каким-то причинам не может играть в интернете, имеется его имитация – режим быстрой битвы, где вы встречаетесь с разнообразными персонажами со всего мира (забавно, но игра даже показывает, в каком регионе планеты якобы находится наш виртуальный оппонент). Нечто подобное можно было видеть в Virtua Fighter 5 и Tekken 6. Только если там были «клубы», повышение ранга, желание подняться на очередную ступень, то здесь наградой за победу служит лишь очередной нелепый титул.
Отполированная до блеска графика и отточенная, как лезвие самурайской катаны, боевая система в SoulCalibur 5 соседствуют с урезанным набором стилей и пустыми режимами для одиночной игры, не дающими никакого стимула к прохождению. Если четвертая часть даже без онлайна могла удерживать у экрана неделями, предлагая все новые испытания и награды, то новинки за номером «пять» в этом случае хватит от силы на несколько дней. Тем не менее игру можно безусловно рекомендовать всем поклонникам аркадных файтингов, и серии Soul в частности. Надо только забыть прошлый опыт и достижения конкурентов и принять новую часть SoulCalibur такой, какова она есть: это роскошная боевая арена в чистом виде, не больше, но и не меньше.