Праздник на улице поклонников ролевых игр продолжается. И в прошлом году, и в этом им просто некогда дух перевести: отличные RPG выходят чуть ли не каждый месяц. Многие игроки еще бредут сквозь метель и туман по заснеженным тропам Скайрима или спасают Галактику вместе с капитаном Шепардом, а им уже предлагают сменить обстановку и отправиться в джунгли на борту пиратского корабля. Немцам из Piranha Bytes трудно отказать: «Risen 2: Темные воды» получилась едва ли не лучшей их игрой. Конечно, все поклонники «Готики» лучшими RPG «пираний» считают первые две части этого очень популярного у нас сериала. А первая Risen, дескать, была просто неплохой игрой, с помощью которой авторы реабилитировались после не слишком удачной Gothic 3. Однако в «Темных водах» немцы превзошли сами себя: они превосходно объединили фирменные «готические» наработки с новой тематикой и невиданными ранее возможностями.
Главный герой сталкивался с пиратами еще в первой части. Теперь же, когда разбуженные им Титаны устраивают шторма, топят корабли и вообще всячески угрожают миру, без содействия флибустьеров просто не обойтись. Только заслужив доверие пиратских капитанов, а потом и получив собственный корабль с командой в придачу, герой найдет уникальные артефакты и остановит древних гигантов. В сиквеле на первый план выдвинулась пиратская романтика. Конечно, плавать на кораблях и обстреливать форты с моря, как в «Корсарах», в Risen 2 не получится. Действие по-прежнему разворачивается на суше. И все же здесь чувствуется настоящая пиратская вольница. Вы можете свободно перемещаться между разными островами (некоторые еще нужно открыть) и исследовать их в любое время и в любом направлении.
Персонажей с одинаковыми лицами значительно меньше, чем в других играх Piranha Bytes
Украли, например, в таверне карту с отмеченным кладом, углубились в джунгли, чтобы найти сокровище, а там сначала на вас напали обезьяны, потом укусил за ногу крокодил, затем вы забрели в пещеру с пауками, еле унесли оттуда ноги, отбились от гепарда и вдруг набрели на деревню аборигенов-индейцев. Рядом обязательно есть храм с золотыми идолами и ловушками, а кто-нибудь из местных, если помочь ему, обучит вас магии вуду. И вот вы уже изготавливаете на алтарях вуду-куклы и вуду-скипетры, проклинаете врагов в бою, а некоторых персонажей даже берете под контроль с помощью магии и ловко решаете неразрешимые, казалось бы, проблемы.
На месте и более традиционные пиратские развлечения. Вы можете пить ром и грог, чтобы восстановить здоровье, одной рукой стрелять из мушкетов, а другой разить врага саблей или шпагой. Можете посадить себе на плечо попугая и спускать его на врагов в драках, чтобы отвлекать и дезориентировать их. А если нет попугая, бросьте им в лицо песок или кокос. Есть даже возможность завести мартышку и ночью пускать ее в открытые окна и двери домов, чтобы поживиться хозяйским добром. Ну и, конечно, какой пират будет сражаться, грабить, искать сокровища и новые приключения в одиночку? Теперь с вами могут путешествовать напарники (в том числе симпатичные пиратки), которых вы встречаете по мере прохождения. Прямо как в играх Bioware, вы держите экипаж на корабле и решаете, с кем отправляться в новые приключения. Разные напарники будут по-разному реагировать на происходящее и давать бонусы в бою. Бывалый пират увеличивает силу ваших атак, а, например, дочка туземного вождя готова залечить герою раны.
Помимо сундуков с сокровищами всю дорогу вы ищете легендарное оружие и артефакты, которые дают бонусы герою
Все эти пиратские развлечения идеально сочетаются с элементами «Готики». Во-первых, перед вами большой живой мир. Люди здесь едят, работают, спят, но даже ночью они готовы взяться за оружие, если кто-то зашел к ним в дом и шарит алчными глазами по углам. Вы тоже живете по правилам этого мира: ищете кровать, чтобы отдохнуть, восстановить силы или дождаться утра, жарите мясо на костре, орудуете киркой в пещерах, становитесь к верстаку, чтобы починить оружие, и куете сабли в кузнице. Во-вторых, Risen 2 нелинейна, и ее все проблемы можно решать разными способами. Про использование магии вуду и непредсказуемые путешествия по джунглям мы уже сказали. Кроме того, появилась возможность убеждать собеседников в собственной правоте или, наоборот, угрожать им. Таким образом можно выбивать дополнительные награды за помощь окружающим, избегать нежелательных свар или, наоборот, специально провоцировать скандалы. На месте и фирменные дилеммы в духе «с кем ты?»: в какой-то момент вам придется выбирать, кого поддержать — приплывших на остров солдат или аборигенов.
Наконец, в Risen 2 понятная и в тоже время глубокая ролевая система, которая с появлением новых возможностей стала еще интереснее и разнообразнее. Огнестрельное оружие и магия вуду, возможность убеждать и угрожать, использовать попугаев и мартышек, бросаться песком и кокосами — все это нашло отражение в новых талантах и умениях. От их количества глаза в буквальном смысле разбегаются. Не все, конечно, окажется полезным, но в этом и прелесть: вы можете свободно развивать героя, пробовать разные стили, делать ставку на магию или на грязные трюки, подбирать экипировку (ее значение заметно выросло), словом, искать свой путь к финалу.
Едва ли не единственная проблема в игре — не всегда адекватное управление в бою
Главное помнить — будет нелегко. Разработчики не упростили игру, как это сейчас популярно (покойся с миром, Arcania), а, наоборот, закрутили гайки. Денег на услуги многочисленных учителей постоянно не хватает, а сражения стали значительно сложнее. Даже на среднем уровне они заставляют попотеть: вместо того, чтобы «закликивать» противников, приходится ставить блоки, проводить контратаки и выгадывать момент для особенно мощного удара, выстрела или броска кокосом. Кстати, разработчики очень удачно соединили рукопашные битвы, пальбу из пистолетов и все эти грязные трюки вроде неожиданных ударов ногой. Драки в «Темных водах» выглядят отлично.
Risen 2 — это шаг вперед для создателей «Готики». Они решились сменить тематику, добавили в игру как совершенно новые (вроде боевых попугаев или магии вуду) возможности, так и наработки коллег из других компаний. В том, что касается проработки видеороликов, сюжета, сопартийцев и моральных дилемм немцам, конечно, еще далеко до Bioware. Но у них были другие задачи: оживить привычную «Готику», украсить ее новыми «фишками», чтобы получить настоящее и очень увлекательное приключение. И с ней они справились на отлично.