2012 год начался для жанра ролевых игр довольно-таки уныло. Не считая релиза наделавшего шума Mass Effect 3 и выхода консольной версии второго «Ведьмака», за последние несколько месяцев не произошло вообще ничего интересного. Поэтому, Kingdoms of Amalur: Reckoning, безусловно, очень повезло с датой выхода. Красивая, уютная консольная RPG в сеттинге фэнтези не осталась незамеченной.
Еще одна басня
Созданная, мягко говоря, не последними людьми в индустрии (Робертом Сальваторе, Тоддом МакФарлейном и Кеном Ролсоном), Kingdoms of Amalur, словно губка, впитала в себя наработки чуть ли не всех значимых ролевых игр последних лет. Огромный открытый мир с полной свободой перемещения явно достался игре от проектов студии Bethesda; простая, похожая на слэшер, боевая система – от серии Fable; цветастая, пестрая графика с яркими сочными пейзажами и довольно схематичными модельками героев опять же – частично отсылает к Fable 3, частично – к приятной старенькой консольной RPG Sudeki. А вот дальше начинается самое интересное.
Дело в том, что игра стартует с того, как главный герой, пав на поле битвы, впоследствии оказывается воскрешен опытами неких ученых-гномов. Более того, выясняется, что у него, в отличие от всех нормальных людей, нет собственной судьбы. Его будущее – белый лист, как, впрочем, и прошлое (он просыпается с амнезией). Наш безымянный герой сам сотворит свою судьбу, а также решит судьбу королевства, победив всех злодеев. От начала игры это – программа-минимум на ближайшие 15-20 часов (впрочем, это без учета побочных квестов, коих здесь – великое множество). Как и Fable, Reckoning предлагает нам сыграть за отважного героя, которому все по плечу, и который спасет целый мир. Местами сходство между этими двумя играми почти фотографическое.
Впрочем, в Kingdoms of Amalur нам, по крайней мере, дают создать на старте своего собственного героя в примитивнейшем редакторе. Начав игру нескладным босоногим оборванцем, мы постепенно превратим нашего героя в гордого рыцаря, стремительного вора или вдумчивого мага. Несмотря на то, что по ходу игры вам не раз будет предложен выбор специализации (которая здесь зовется просто «судьбой»), на стиль прохождения это не оказывает ровным счетом никакого влияния, и вы сможете с каждым новым уровнем развивать все, что душе угодно.
Путешествуя по миру и встречая новых союзников и врагов, вы понемногу помогаете главному герою понять свое прошлое и свое предназначение. Территория, созданная разработчиками, действительно огромная и отлично детализированная. Забыв об основном сюжете, здесь можно с легкостью заблудиться в лесах, горах, пещерах и десятках городков и деревень. Куда бы вы ни отправились – обязательно встретите что-то новое. Выполняя побочный квест, по пути успеете прихватить еще четыре, совершенно позабыв, что от вас требовалось в самом первом. Сами по себе побочные квесты, хоть и довольно примитивны, но увлекательны. Например, поиски молодого монаха, оставившего свой храм и настоятеля, чтобы отыскать древний артефакт и научиться магии.
Немного кунг-фу
Боевая система в Kingdoms of Amalur – стремительная и динамичная, особенно при игре за воина. Главный герой ловко уходит от атак кувырками, быстро закрывается щитом и даже может притягивать к себе легких противников гарпуном, как Скорпион из серии Mortal Kombat. Враги здесь хоть и не особо блещут интеллектом, но очень опасны и частенько атакуют вас с разных сторон, вынуждая раскрыться. Сам ассортимент оппонентов в игре широчайший. Помимо обычных бандитов и убийц игроку противостоит целый зоопарк самых удивительных созданий: пауков, крыс, волков, троллей и много кого еще. Есть также существа, напоминающие медузу Горгону и даже – кентавра из серии Fallout. Исследуя мир игры, вы постоянно будете встречать новых представителей местного учебника зоологии. А мир этот совершенно не похож на то, что мы видели в других RPG.
Для сражения со всем этим бестиарием главный герой может использовать обширный арсенал оружия: легкие и тяжелые мечи, молоты, посохи, короткие кинжалы. Вы сможете научить его наносить удары из самых разных положений, тем самым превратив в настоящую машину смерти. Однако, и это еще не все. Очевидно, насмотревшись на приключения Скарлетт из замечательной немецкой ролевой игры Venetica, наш воскресший главный герой научился подчинять себе смерть в бою. По мере участия в схватках, он заполняет специальную шкалу, и при достижении ею максимума, по нажатию кнопки, уходит в «сумрак», в котором начинает кромсать почти беспомощных врагов с утроенной силой, а также может добивать их совершенно зверскими фаталити в стиле God of War. Выглядит очень зрелищно, но при этом сразу сводит шкалу к нулю, и приходится заполнять ее заново. Зато в таком режиме намного легче побеждать боссов.
Оружие и броня после многочисленных боев ломаются, приходят в негодность, и вам необходимо за отдельные деньги чинить их у кузнецов. Впрочем, вы и сами можете научиться кузнечному делу, либо воспользоваться ремонтным набором, который позволяет быстро починить один предмет.
Простота – залог успеха?
Как и Fable, Kingdoms of Amalur – консольная RPG до мозга костей, поэтому ролевая система в ней также проста и понятна. С каждым новым уровнем вы можете вложить очко в одну из общих способностей героя (кузнечное ремесло, алхимия, стелс, вскрытие замков, харизма и т.д.) и три очка в умения, непосредственно связанные с боем. Собственно, это все. Reckoning – это очень простая игра, идеально подходящая для людей, не знакомых с жанром. Никаких вдумчивых подсчетов, взять ли «+2 к броне» или «+1 к урону» здесь нет. Вы просто развиваете то, что вам нравится, и наслаждаетесь игрой.
Остальные аспекты игры также упрощены. Например, диалоговая система переехала сюда из серии Mass Effect и реализована в виде всем знакомого колеса.
Недостатки у Kingdoms of Amalur начинаются ровно там же, где заканчиваются достоинства. Пресловутая простота и отсутствие глубины все же выходят игре боком и не позволяют с чистой совестью порекомендовать ее всем и каждому. В Reckoning нет даже схематичной симуляции жизни, люди часами уныло бродят по кабакам или вовсе стоят на одном месте. Наблюдать такое явление как столкновение стай разных существ друг с другом здесь можно от силы раз в три года. Мир игры упорно не хочет жить, даже смена дня и ночи реализована как-то криво.
Еще одна проблема, связанная с простотой игры – диалоги. Большая, проработанная вселенная вроде бы предполагает обилие разговоров с каждым персонажем, которые бы понемногу погружали вас в мир и восполняли пробелы в знаниях. И номинально все это есть, но очень сильно порезано. Ни с одним персонажем здесь невозможно вести полноценный диалог, спрашивать его о чем-то личном, только – о каких-то событиях связанных с миром. Отвечают собеседники буквально парой фраз, а сами диалоги представлены классическим театром говорящих голов без всякого намека на режиссуру в стиле пресловутого Mass Effect. Положение усугубляет крайне своенравная камера, обожающая подбирать ракурсы совершенно случайным образом. Особенно сильно это режет глаз, если диалог между героями происходит на небольшом пространстве, например, между домами, когда стена или лежащий на земле валун попросту перекрывает вам весь обзор.
Герои не умирают
Есть проблемы у Reckoning и с технической частью. Сама графика в игре очень приятная, а от ярчайшей солнечной цветовой палитры (особенно после подземелья, с которого начинается игра) с непривычки начинает мутить первые несколько минут. При этом, Kingdoms of Amalur периодически вылетает и не всегда сразу засчитывает выполненный квест (такой баг встречается в заданиях, связанных со сбором предметов). Также, после выполнения побочного квеста игра по умолчанию ставит активным текущий основной, но при этом почему-то не отмечает его точку назначения на карте, пока вы лично не зайдете в дневник и не отметите квест еще раз. Есть странности и с физикой тел поверженных противников. У крупных врагов, вроде медведей и троллей, тела подчиняются физике первые несколько секунд, а затем становятся совершенно неосязаемыми.
Зато озвучена игра почти на уровне того же Fable. Персонажи разных рас мило изъясняются с различными акцентами. Слушать их приятно, да и сами диалоги, как уже упоминалось выше, много времени не отнимают. Местами радует игра и неплохим юмором. Например, в одной из деревушек здесь можно встретить запертого в цилиндрической формы клетке мужчину с волосами, захваченными в «конский хвост», по имени Стег. Впрочем, после диалога выясняется, что, в отличие от брутального кунари из Dragon Age: Origins, нашего горе-собеседника к такому положению привело не убийство, а несчастная любовь.
В общем и целом, придираться к игре можно только по мелочам, иногда цепляющим глаз. Kingdoms of Amalur – действительно очень хорошая игра, которой до звания нового хита в жанре не хватает разве что глубины, деталей и, как ни странно – своего собственного лица. Fable, The Elder Scrolls, Mass Effect, The Witcher, Venetica – все это превосходные игры, и они более чем достойны того, чтобы их идеи копировались другими проектами. Однако, проблема в том, что в Reckoning по большому счету дальше этого самого копирования дело не зашло, да и не все моменты реализованы удачно. Игра, по сути, не может предложить ничего нового. Даже ее герои совершенно не запоминаются. Вы выключаете игру и через пять минут уже не можете вспомнить, у кого брали квест. Люди, у которых за плечами нет прохождения вышеуказанных хитов жанра, скорее всего, полюбят этот мир и не захотят покидать его. Подкованные же игроки рискуют заскучать еще на сюжетном квесте.
Kingdoms of Amalur: Reckoning – это неплохая компиляция лучших идей самых хитовых ролевых игр XXI века. Яркая, пестрая, хоть и ничем не выделяющаяся, RPG с красивейшими боями, интересной вселенной и очень низким порогом вхождения.