В качестве небольшого предисловия: обозреваемая мной игра вышла более одиннадцати лет назад, поэтому стиль изложения в рецензии будет немного не таким как всегда. Несмотря на всю древность этого проекта, не рассказать о нем читателю я не могу, т.к. до сих пор считаю его одним из лучших шутеров в истории.
Слащаво ухмыляющийся напарник Кейт гордо сохранит свою голливудскую улыбку до самой смерти. А умереть ему предстоит целых два раза
Мартини с водкой
На рубеже 90-2000-х компания Monolith щедро одаривала игроков шутерами высочайшего качества. Каждый их новый проект, будь то юмористический боевик, разворачивающийся внутри компьютерной системы или же хоррор про Чужих и Хищника, неизменно оказывался хитом и выстреливал точно в десятку. При этом, довольно трудно было назвать какие-то конкретные элементы, которые делали игры американской студии успешными. Monolith как никто умели работать с игровой вселенной, с персонажами, с юмором. Даже просто стрелять по противникам в их шутерах всегда было интересно, плюс, в распоряжении разработчиков был шустрый графический движок, выдававший картинку прекрасного качества.
The Operative: No One Lives Forever – один из лучших проектов компании. Холодной осенью 2000-го он отправился покорять персоналки, PS2 и «маки». В России, кстати, в отличие от последующих частей сериала, так официально и не вышел. Зато пираты выпустили множество версий игры с самыми восхитительными названиями вроде «Ничто не вечно» и «Двум смертям не бывать».
До этого выпускавшие шутеры в самом разном сеттинге, в No One Lives Forever разработчики решили ступить на новую территорию – шпионский боевик - где гордо царствовали игры о Джеймсе Бонде. Однако, в то самое время агент 007 упорно не хотел посещать ПК, предпочитая уничтожать злодеев и соблазнять женщин исключительно на консолях (лишь в 2002 году на персоналках вышел неплохой порт 007: Nightfire).
No One Lives Forever – крепкий, яркий, интеллигентный шпионский шутер, события которого происходят в Штатах, в 60-х годах прошлого века. Он рассказывает историю молодой девушки Кейт Арчер. Бывшая воровка, она ныне работает в секретной организации UNITY (фактически аналог MI6, в которой трудится Бонд), для которой осуществляет различные мелкие диверсии и подслушивает телефонные разговоры, устало мечтая о настоящем боевом задании. Впрочем, скучать ей предстоит недолго, т.к. в агентстве начинают происходить странные вещи – кто-то убивает оперативников UNITY на заданиях, оставляя на месте преступления хризантему. Кейт и ее напарнику, который некогда и привлек ее в UNITY, предстоит вычислить злодея, т.к. они остаются единственными агентами с достаточным уровнем подготовки.
Так стартует игра. Кейт предстоит сражение против целой террористической организации, цель которой – вселить страх в сердца людей и захватить власть над всем миром.
Перед каждой миссией разработчики дают возможность испытать новое снаряжение на тренировочном полигоне
Взболтать, но не смешивать
Впрочем, с игровым процессом здесь все еще интереснее. Он включает в себя шутер и стелс. Стрелять в игре легко и приятно, в распоряжении Кейт обширный арсенал оружия, некоторые образцы которого можно улучшать, накручивая оптику и глушители. Также, для перестрелок можно использовать различные виды боеприпасов. Одни поджигают противника, другие заражают его тело ядом, третьи наносят дополнительный урон, пробивая броню. Кстати, все это точно так же действует и на Кейт, поэтому будьте внимательны.
Проходить игру скрытно невероятно сложно, но интересно. Приходится прятаться от врагов за укрытиями и вслушиваться в шум их шагов – как и в реальной жизни, здесь практически невозможно высунуться и осмотреться так, чтобы вас не заметили. Кроме того, в некоторых миссиях поднятие тревоги автоматически приводит к проигрышу. Поэтому, приходится изворачиваться совершенно немыслимым образом, прятаться и бросать монетки, чтобы уводить любопытных охранников от камер наблюдения (уничтожать камеры нельзя). Со временем играть становится все сложнее, поэтому разработчики то и дело снабжают главную героиню новыми интересными гаджетами, про которые здесь можно написать целую врезку. Все шпионские устройства здесь являются едким остроумным стебом над гаджетами мистера Бонда. В распоряжении Кейт духи, аромат которых в буквально смысле сбивает врагов с ног; солнечные очки-фотокамера; осколочные гранаты в виде помады и даже испускающий ферромоны механический пудель на колесиках, предназначенный для отвлечения сторожевых собак противника.
Причем, все эти удивительные устройства (а их в игре около десятка) действительно помогут вам в прохождении. Особенно – когда под рукой нет оружия с глушителем.
Вот и встретились два одиночества...
Прекрасная и опасная
Но два главных туза в рукаве игры – это миссии и юмор. Задолго до появления сериала Modern Warfare на свет, Monolith уже умели делать постановочные шутеры с массой необычных ситуаций и запоминающихся уровней. Причем, в No One Lives Forever у них окончательно снесло крышу, т.к. шпионская тематика позволила фантазии разгуляться. По ходу игры Кейт предстоит побывать под землей, под водой, в воздухе, в горах и в космосе, а также посетить несколько стран, включая Советский Союз. Миссии сменяют одна другую, разработчики не позволяют игроку несколько часов наблюдать одни и те же декорации. Даже сам геймплей постоянно подбрасывает что-нибудь новенькое. Кейт падает из самолета и пытается поймать одного из летящих внизу террористов, чтобы отобрать его парашют, попутно отстреливаясь от пролетающих мимо врагов с автоматами. В другой миссии она исследует затонувший корабль, вокруг которого лениво проплывают акулы. В третьей ищет спрятанный в хорошо охраняемом небоскребе сейф, прячась от камер и аккуратно обходя лазерные лучи. Стоит ли говорить, что в игре присутствуют мотоциклы и снегоходы, на которых можно с ветерком прокатиться? Также, No One Lives Forever периодически неожиданно ставит вам жесткие условия: например, за минуту успеть оббежать небольшой район города, чтобы оповестить всех местных жителей о взрыве бомбы, дабы они успели спрятаться в домах. Скучать в этой игре совершенно некогда.
Ну и конечно, шпионский юмор, без которого игра потеряла бы половину своего обаяния. Его концентрация на минуту геймплейного времени здесь просто зашкаливает. Диалоги, визуальный стиль, персонажи – все это здесь вызывает улыбку. В самом начале игры Кейт необходимо отстреливать снайперов, пытающихся убить важного посла в Марокко. Сам посол, будто издеваясь, ни о чем не подозревая, то и дело выходит на самые простреливаемые места, напевает песенки и ворчит, пока десяток мужчин в черных плащах ловит его седовласую голову в прицел винтовки Драгунова. Одна из противниц Кейт, и сюжетный босс в игре – шикарных пропорций оперная певица, обожающая свой голос и считающая себя талантливой. В схватке с ней стрельба бесполезна. Поэтому необходимо выключать магнитофон с записью ее концерта (!), тем самым заманивая ее в лужу воды, возле которой он работает (!!), а затем вовремя включать подачу тока на лежащий рядом с лужей оголенный провод, когда певица туда наступает (!!!). И все это – под совершенно безумную музыку и с десятком противников, атакующих вас со всех сторон. Такой встречи с боссом не было ни в одной игре. И, пожалуй, не будет никогда. Подобный юмор здесь – сплошь и рядом. Бесполезно описывать его на словах – его нужно прочувствовать самому.
Враги в игре довольно опасны, поэтому частенько приходится караулить их в засаде
Ничто не вечно под луной
Остальные составляющие игры также на высоте. Графика для своего времени была вполне привлекательной, с яркими сочными текстурами. Сегодня отсутствие лицевой анимации и намертво застывшее выражение лица у каждого из героев – скорее еще один плюс игре, добавляющий очков визуальному юмору. Со звуком также никаких проблем. Автомат Калашникова (кстати, самое мощное оружие в игре) здесь грохочет так, что приходится убавлять громкость. Музыкальное сопровождение – энергичный солнечный джаз, который в некоторых эпизодах для создания атмосферы сменяется мрачным эмбиентом.
Небольшое нарекание вызывает разве что управление. Кейт носит с собой приличное количество оружия и гаджетов, но не для всех из них предусмотрены горячие клавиши. Поэтому, чтобы выбрать какую-нибудь заколку-отмычку вместо пистолета, приходится листать весь инвентарь кнопками «предыдущий предмет» - «следующий предмет».
По большому счету, проблемы у игры только с сеттингом – несмотря на качество, далеко не все поняли и приняли ее, как это произошло, например и с System Shock. Яркий стильный интеллигентный No One Lives Forever больше всего подойдет любителям шпионских игр – посоветовать его всем и каждому, увы, не получается. Но даже несмотря на это, за весь труд, старание и фантазию разработчиков, игре и сегодня можно поставить высший балл. Особенно, учитывая, что подобные проекты в наше время, к сожалению, уже не делают.
P.S.: тем, кто захочет ознакомиться с игрой, рекомендую отыскать улучшенное издание под названием Game of the Year Edition. Помимо дополнительной сюжетной миссии, в нем исправлена ошибка с невозможностью переназначить клавиши управления в настройках игры (по умолчанию стрельба осуществлялась по клавише F).
The Operative: No One Lives Forever – яркий, солнечный шпионский шутер, и одна из лучших, но, увы, не оцененных по достоинству, игр компании Monolith. Больше и добавить нечего.
1512 Прочтений • [Обзор: Operative: No One Lives Forever, The] [21.05.2012] [Комментариев: 0]