Когда Sony продемонстрировала на E3 2011 новую часть Uncharted для PlayStation Vita, не обрадовались, наверное, только распоследние лентяи-геймеры. Еще бы — все мы немного дети, потому и любим приключения в духе нестареющего Индианы Джонса, ну или (для самых плохих мальчиков) Лары ‘Два ствола’ Крофт Масла в сердечный пламень, влюбчивых до хороших адвенчур, игроков добавило то известие, что игра будет приквелом (предысторией к сюжету оригинала) — это означало, что все кто не успел поиграть в оригинальную трилогию тоже не останутся с носом! Короче говоря, игру ждали очень многие. Что же из всего этого получилось?
Цитаты из старинных писем, таинственные архитектурные сооружения… Кажется, уже первые секунды настраивают на приключения
Первое, что бросается в глаза, если привычно полазить по настройкам — это приятное разнообразие доступных языков озвучки речи. Кроме стандартных русского и английского, на радость полиглотам присутствуют также испанский, португальский и польский. В остальном меню вполне стандартно, разве что управляется напрочь сенсором.
Пару слов о сюжете нашего приквела. Основное действие происходит где-то в глубоких джунглевых зарослях Панамы, где по слухам еще испанскими конкистадорами в XVI веке были обнаружены сокровища туземного народа Куна. Более того солдаты наткнулись на упоминание некоего подземного города «Золотой бездны» (отсюда и название части).
По прошествии многих столетий в джунглях вокруг храмового комплекса вымершего народа Куна были начаты раскопки. Было обнаружено множество скелетов испанских солдат, пролежавших со дня средневековых завоеваний, однако уцелели некоторые записи об их поисках. Спустя еще пару десятилетий и приходом панамского генерала в отставке, а по совместительству наркодельца и контрабандиста Робэрто Гуэрро, результаты раскопок перешли к сильным мира сего.
Разобраться во всем этом на горячую голову как обычно полетел наш любимый Натан Дрейк вместе со своим давним приятелем Джейсоном Данте. Немного позднее к ним неожиданно присоединяется еще один неотъемлемый (для серии Uncharted) сопартиец — весьма харизматичная особа, девушка, Мариса Чейз.
О Джейсоне Данте (том, что справа) можно сказать следующее — хуже занозы в заднице может быть только богатенькая заноза в заднице
Как известно, согласно неписаному «закону современного сеттинга», действие художественного произведения, разворачивающееся в этом самом современном сеттинге, происходит примерно в год выпуска самого произведения. Самый яркий пример следования этому закону серия фильмов про Джеймса Бонда — практически каждый следующий фильм демонстрировал модные новинки в мире шпионских гаджетов (и бытовых приборов вроде наручных часов, компьютеров, сотовых телефонов) соответствующего времени.
В случае с серией Uncharted правило работает как часы — первая игра (Drake’s Fortune), вышедшая в 2007 году, демонстрировала нам ключевые элементы эпохи в виде, например, достаточно громоздкой (с точки зрения 2012 года) любительской видеокамеры, принадлежавшей подружке нашего протагониста Натана Дрейка. В Golden Abyss же, являющимся, напомним, официальным приквелом к данной игре, по сюжету попадается удостоверение одного очень важного персонажа, выданное в 1990 году. Соль в том, что в комментарии к документу сказано, что «судя по нему [персонаж] проработал в этой организации больше двадцати лет». Считаем — 1990+20=2010, да еще сказано «больше», а это значит, что год действия как минимум 2011.
В эпоху тотальной урбанизации даже житель глубинки Замкадья может собственными руками снять угольную копию с таинственного артефакта…
Геймплей Uncharted: Golden Abyss по традиции состоит в основном из вполне пристойного, но в меру губительного альпинизма (еще бы — о страховке Нейт даже не подозревает) и преодоления различных препятствий: от наемников с пушками до разгадывания древних загадок. А также есть парочка боссов, но о них говорить не будем во избежание спойлеров.
Большинство классического кнопочного управления дублируется на сенсорном экране и иногда задней панели (нас даже частенько заставляют ее использовать в обязательном порядке). Оружие, к примеру, подбирается и перезаряжается либо кнопкой, либо касанием значка пушки на дисплее. Или нам предлагают прочертить пальцем вертикально вверх, чтобы подсадить напарника на высокий уступ, вместо того, чтобы сделать это с помощью гироскопа (что гораздо логичнее). Тем не менее, многое на сенсоре куда удобнее — например, вступать в рукопашную можно просто щелкая по вражьей туше, находясь вблизи.
Карабканье по уступам мало чем отличается от того же ежегодного Assassin’s Creed — зацепились, переползли, перепрыгнули, ухватились, поползли дальше (повторять до конца света) — разве что можно забить на самостоятельное нажимание последовательности клавиш и просто прочертить путь для Натана по экрану пальцем. Наверное, единственная игра, в которой при лазаньи по вертикальным плоскостям учитывается выносливость — недавняя I am Alive. Ни в одной другой, включая объект нашего анализа, персонаж не устанет, даже провисев на весу полдня. Очень характерный случай этой слегка идиотской условности прослеживается в первой главе (второй по счету, после пролога), когда Данте решил повисеть на уступе скалы и подождать (еще раз напоминаем — без страховки) пока Натан слазит на другой конец экрана и достанет оттуда драгоценный бирюзовый камешек. Конечно же, серия Uncharted не про отсохшие от усталости руки, но все равно после такого слегка не по себе.
Раз уж мы заговорили об условностях, то следует вспомнить об еще одной, но уже куда более вопиющей — Натан Дрейк, будучи совестливым и честным рубаха-парнем, нисколько не смущаясь, выпиливает на дрова ни много ни мало три сотни живых человеков-наемников. Даже подкрадываясь по-тихому сзади, нельзя обойтись без крови. В индустрии, которой давно есть такие куда более человеколюбивые проекты как Batman: Arkham Asylum и Deus Ex это выглядит как минимум странно. В последнем вообще можно обезвреживать врагов, не убивая (или просто обходить за семь верст).
Легким движением кончика пальца мы не только рассекаем ткань и бамбук, но и временами бьем морды врагам
Но мы отвлеклись. Давайте поговорим о визуальной составляющей Golden Abyss. На первый взгляд графика мало чем отличается от старших консольных версий и по уровню технического исполнения находится примерно между первой и второй частью франчайза. От первой достались солнечные джунгли, а от второй — приличная лицевая анимация. Не хватает разве что сыпучих веществ вроде песка или снега, которыми славились последние две части. Кроме того на экране PlayStation Vita «лесенки» по краям объектов слегка заметнее, чем на PlayStation 3, однако к этому можно быстро привыкнуть.
Что касается физики, то здесь все предельно незамысловато — укрытия не простреливаются и не разрушаются, со столов и им подобных объектов, изредка встречающихся на локациях, слетают некоторые мелкие вещи, а сами они приколочены намертво. Поэтому врага, укрывшегося за любой хлипкой дощенкой нельзя достать даже из РПГ, пока он сам оттуда не высунется. Тем не менее, все эти упрощения продиктованы жанром, поэтому не стоит акцентировать на них большое внимание.
Кто-то заботливый (и видимо летающий) разметил специально для Дрейка практически все уступы золотой краской
Однако все вышеперечисленные недостатки с лихвой компенсируются просто прекрасной игрой актеров и качественной озвучкой персонажей. Поначалу обладателя портативной приставки это просто шокирует. Особенно замечательно сюжетные ролики смотрятся на оригинальном, английском языке, когда заметно как абсолютно все речевые ужимки (насмешки, подзадоривания, сарказм и др.) воплощаются не только в самой речи героев, но и в их жестах и мимике. Особенно сильно поражает различие типажа голосов озвучки Марисы Чейз — в оригинальной версии это девушка с приятной хрипотцой в голосе, говорящая со знанием дела и проявлением твердого характера, в русской же версии на такой сложный образ умудрились нацепить голос наивной студентки.
Интересный и вполне себе самостоятельный проект в жанре Action-Adventure про любимого многими Натана Дрейка добрался таки до портатива. Uncharted: Golden Abyss, являющийся приквелом оригинала, должен понравиться не только ветеранам старших версий, но и новичкам. Одна беда — кроме, местами притянутых за уши, сенсорных функций игра в себе практически ничего нового для франчайза не несет. А жаль.