Если бы в игровой индустрии работали букмекерские конторы, принимающие ставки на успех того или иного проекта, то накануне выхода очередной игры студии Blizzard они бы наверняка сворачивали лавочку на неделю-другую. Какой смысл работать, если все и так знают, что это будет хит с оценками в районе 9-10 баллов? Вот и Diablo 3 вопреки критикам сорвала овации публики. Как и 16 лет назад «Дьябла» заставила тысячи человек запереться в квартирах и без перерыва на еду и сон «закликивать» орды нечисти. Ее сюжет продолжает историю Diablo 2, опять сводит вас с архангелом Тираэлем и предлагает в финале убить неугомонного Дьявола. Игровая механика все та же: разносим в клочья сотни монстров, фанатично прокачиваем героя, не менее фанатично собираем «лут» и раз в 5 минут бегаем в город, чтобы продать что-нибудь ненужное, купить что-нибудь нужное, посетить кузнеца или ювелира да и вообще передохнуть.
Однако третья часть довольно сильно отличается от второй по духу. Diablo 2 представляла собой готическую RPG, в которой никто не носится за игроком с подсказками и не пытается ублажать его. Diablo 3 на этом фоне выглядит доброй феей с волшебной палочкой. Открывать портал в город и идентифицировать предметы здесь можно совершенно бесплатно и в любой момент. Экипировка изнашивается медленно и ломается в основном при гибели персонажа, быстрое перемещение включено по умолчанию, золото можно собирать, просто пройдя по нему, а на карте появились удобные маркеры активных квестов.
Кузнеца и ювелира теперь можно прокачивать, чтобы у них появлялись новые возможности для создания или улучшения экипировки
Не нужно больше гадать, куда девать синие бутылочки с «маной». Их попросту нет — вообще. Каждый из пяти классов — варвар, колдун, чародей, монах и охотник на демонов — тратит на спецприемы и активные навыки особый вид энергии. Она, как это сейчас принято, восстанавливается сама по мере убийства врагов. Понятно, что с момента выхода второй части прошло 12 лет — за это время и в самой индустрии, и в жанре action-RPG слишком многое изменилось. Сотрудники Blizzard не проигнорировали моду и сделали игрокам «приятно и удобно». Мы и сами привыкли к комфорту, и не хотим возвращаться во времена, когда нужно было постоянно чинить экипировку и полчаса раскладывать в инвентаре свитки идентификации и бутылочки с зельями.
Больше всего вопросов у фанатов Diablo вызывает система развития персонажей: теперь львиная ее доля автоматизирована и протекает вообще без вашего участия. Характеристики наращиваются сами, а активные и пассивные умения становятся доступны по очереди на определенных уровнях. То же самое происходит и с рунами, которые добавляют различные эффекты к умениям. Выбирать, что и как учить, вообще не нужно. Теоретически вы должны тасовать умения и навыки под конкретные ситуации, например, делать ставку на лечение или на возможность ослеплять врагов. Но при первом прохождении это едва ли понадобится. Игра кажется настолько простой, что невольно удивляешься: разве предыдущие части были такими?
Вы не только экипируете напарников, но и выбираете, какое умение на определенном уровне нужно использовать
Создание и улучшение предметов драгоценными камнями представляется лишней тратой времени. Постепенно игра чуть усложняется, но до самого финала она практически играет сама в себя. Вам остается лишь пару раз умереть при встрече с самыми крупными боссами. С одной стороны, это здорово. Наконец-то вы можете целиком и полностью посвятить себя зачистке адских чертогов и не отвлекаться на цифры в меню. Но иногда доходит до смешного. Например, одна из главных злодеек, приспешница Белиала, ведьма Магда, пол-игры напускает на нас страху, а потом склеивает ласты секунд за тридцать. Особенно если к ней явился монах или варвар: в классах персонажей, увы, есть проблемы с балансом, и эти две разновидности героев явно круче остальных. Подозреваем, что этот в ближайшее время исправят.
Любопытно, что в некоторых аспектах Diablo серьезно изменилась, а в несущественных, на первый взгляд, мелочах, наоборот, осталась старомодной. Собирать все предметы по нажатию одной кнопки или как золото, просто пройдя по ним, нельзя. Как нельзя и указать герою врага, чтобы он бил его автоматически, а вы тем временем активировали умения. Как в старые добрые времена, нужно кликать, кликать и еще раз кликать. В кровь пальцы вы, конечно, не сотрете, но при должном тщании мышцы укрепите. Понятно, что Diablo 3, как и любая игра серии, рассчитана на неоднократное прохождение, и разработчики предупреждали, что нормальный уровень сложности, дескать, ознакомительный, а вот на более высоких игроки уже получат на орехи. Они, разумеется, правы, но во многих клонах Diablo сложность распределялась куда более равномерно и адекватно.
Боссы используют внушительный арсенал спецприемов — на высоком уровне сложности они могут сделать отбивную даже из сильного героя
Как бы ни критиковали Diablo 3, ее хочется пройти хотя бы один раз, и противиться этому желанию нет сил. В игре сохранилась магия: хочется выбить из противника какой-нибудь редкий предмет и добраться до очередного босса, который наконец-то заставит вас попотеть. Хочется насладиться отличным дизайном локаций. К тому же теперь со всей этой красотой можно взаимодействовать, например, обрушивая на врагов люстры, разбивая шкафы и выискивая в полу тайники. Более того, хочется следить за сюжетом. Сценаристы умело разыгрывают перед вами эпизоды с замечательно озвученными диалогами, неожиданными встречами и всякими драматическими поворотами. Сама по себе фабула проста как философия немытого варвара с топором, зато подана она на высшем уровне.
Периодически встречаются и разные задания для разных классов, и неожиданные квесты. Плюс вместо наемников, присоединяющихся к главному герою за деньги, игроки получили полноценных компаньонов. У каждого есть своя история, которую можно постепенно раскрывать в уникальных для каждого класса диалогах. Ну, а для тех, кто в таких играх ценит прежде всего возможность пройти сюжет на высочайшем уровне сложности, да еще и в теплой дружеской кампании, Diablo 3 и вовсе покажется раем. Потому что на более высоких уровнях сложности и в кооперативе действительно приходится чаще думать, грамотно подбирать экипировку, улучшать ее, тасовать активные умения и творчески дополнять их рунами.
У любого проекта Blizzard есть фантастическое число поклонников, которые готовы придираться к любой мелочи. Речь не о буре недовольства из-за неработающих серверов. Просто сама игра достаточно серьезно изменилась, и не все оказались готовы с этим смириться. Diablo 3 выглядит, как современная action-RPG с сочной цветовой палитрой. Она стала более динамичной, удобной и, если хотите, податливой. Но вряд ли кого-то оставит равнодушным гениальный дизайн игры, великолепный кооператив и возможность прохождения на разных уровнях сложности. Перед нами очередная качественная, вылизанная до блеска работа Blizzard — лучший Diablo-клон за последние 12 лет.