Populous: The Beginning Компания Bullfrog редко ошибается, практически все игры ею разработанные оказываются классикой жанра и вряд ли кто-то будет спорить, что программисты, работавшие над этой игрой изменили эту традицию. Стоит только посмотреть на такие игры, как Dungeon Keeper и первые две версии Populous для персонального компьютера, как сразу же станет ясно, что Bullfrog - создатель шедевров. В принципе эта игра - из той же породы, что и Civilization, то есть вы выступаете в роли всесильного божества, которое распоряжается жизнью и судьбами своих подданных - фактически это стратегическая игра в режиме реального времени, причем одна из лучших. В формате PlayStation стратегические игры не слишком процветают из-за того, что по модему в них играть нереально, пару приставок и телевизоров редко кому удается собрать, а большая часть удовольствия в таких играх обычно связана с возможностью победить товарища, тогда как стандартные миссии не так уж и сложны. Характерные черты божественных игр - это ваша роль организатора своей игровой империи, ваша задача - добиться максимального развития своей страны, причем в кратчайшие сроки, а затем истребить всех своих противников и воцариться во главе мира, в котором имеют право на жизнь лишь ваши соплеменники. При этом в отличие от классических стратегических игр в режиме реального времени, в первых двух версиях Populous у вас не было возможности выбирать места для построек, а также командовать отдельными отрядами, участвующими в игре, поскольку задачи перед вами стояли поистине божественные, не всякому они по плечу и до мелочей доходить не придется. Так как в таком варианте игры вы заметно меньше чувствуете свое влияние на развитие событий в последнее время от этого канона симулятора Бога стали отходить и в конверсии игры Populous для PlayStation вы получили возможность управления войсками - даже сама игра из-за этого получила не третий номер, а новое имя, которое показывает, что эта серия начинается заново. Здесь разработчики опустились для полной детализации. Вы можете выбирать, где строить то или иное здание, как управлять каждым отдельным отрядом. Вашим представителем на планете является шаман, которого нельзя убить до тех пор, пока останется в живых хотя бы один из ваших воинов. Шаман - это центральная фигура в игре, ваш главный герой, единственный, кто умеет применять магию - в этой версии игры в вашем распоряжении окажется целых двадцать заклинаний. Он также может обращать аборигенов и язычников в свою веру, гипнотизировать противника, поражать врага молниями, насылать ураган, вызывать землетрясения, извержения вулкана, изменять рельеф местности и даже вызывать ужасных Ангелов Смерти. В общем-то, возможности вашего шамана практически безграничны. В принципе, в бою шаман может в одиночку уничтожить все поселение врага. Для того, чтобы шаман не чувствовал себя одиноко, ему должны помогать обычные пехотинцы, которые неплохо могут сражаться при помощи мечей и щитов, а также огненные воины, которые метают во врага шаровые молнии, священники, которые овладевают разумом противника и переманивают его на свою сторону, а также стереотипные шпионы-диверсанты, которые действуют точно также, как в Command&Conquer, то есть проникают во вражеские здания и разрушают их. В качестве транспортных средств у вас будут лодки и воздушные шары, которые дадут вам уникальную возможность нанести по врагу внезапный удар - нет ничего слаще, чем разбомбить врага сверху, метнуть в него парочку молний, а потом неспешно ретироваться, оставив после себя дымящиеся развалины. Если учесть, что игра эта конверсирована из формата ПК, совсем неудивительно, что в ней присутствуют такие атрибуты, как каменные идолы, которым надо поклоняться для того, чтобы получить награду, сокровище знания, где хранится заклинание, которое может вас заметно усилить - причем это заклинание уже известно врагу, так что вам оно будет просто необходимо. Игра казалось бы практически ничем не выделяется из общего ряда стратегических игр в реальном времени - но одно отличие есть и оно чрезвычайно существенно. Обычно в играх такого типа, а для PlayStation это просто правило, рельеф изображается плоским или псевдо-трехмерным - и если бы разработчики Populous остались бы на плоскости, то есть сохранили бы такую же точку зрения, то новая игра никакой революции бы не сделала. В отличие от предыдущих игр, теперь графический механизм игры позволяет вам двигаться в полностью трехмерном мире, ходить вокруг весьма реалистичных объектов и чувствовать зависимость от особенностей рельефа. Даже планета в этой игре оказывается шаром, поскольку если долго идти в одну и ту же сторону, то вы вернетесь в точку старта. Графика игры является одним из самых больших её достоинств, полигонизация достигла очень высоких значений, каждый объект на экране состоит из очень большого числа полигонов, так что на каждого героя вы сможете смотреть очень и очень долго, пока не налюбуетесь. В игре имеется огромное количество спецэффектов, таких как удары молнии и извержения вулкана, они реализованы просто прекрасно, любо-дорого на них смотреть. Если вы не маньяк и вас интересует графическое содержание игры, то тогда вы решите, что вам сделали подарок - такого класса от Populous'a никто не ожидал. Музыка играет в этом шаманском действе очень важную роль, это не просто фон, который помогает вам играть, эта музыка прекрасно создает атмосферу, настроение оказывается просто идеально располагающим к игре. Если играть с выключенным звуком то впечатление от игры значительно менее убедительное и это означает, что звук действительно хорош. Звуковые FX эффекты также надо отметить - это очень профессиональная работа. Отряды больше не бормочут какую-то ерунду на банальном английском языке - вы услышите отборную шаманскую речь на неизвестном наречии, тогда как священники порадуют вас превосходным французским произношением, поскольку этот язык лучше всего подходит для предательства, слишком уж он завораживает своими фонетическими красотами. В целом игра получилась значительно выше среднего уровня в этом жанре, так что советую отнестись к ней с самым пристальным вниманием. Этим миром можно любоваться и смотреть на то как он развивается даже без каких-либо кровожадных и завоевательских намерений. Игра окажется непростой, с вас семь потов сойдет, пока вы научитесь побеждать компьютерного соперника во всех миссиях. К счастью для вас процесс обучения очень тщательно продуман, так что вы будете все осваивать очень постепенно, трудности поначалу не возникнут. Первые несколько миссий не представляют из себя ничего особенного, а вот потом вам придется почаще сохраняться, поскольку с первого раза такие задания уже выполнять совсем непросто. В каждом бою есть своя специфика, иногда необходима какая-то информация, которую с первого раза вычислить очень трудно, а потом она достается вам без особого труда. В Populous целых двадцать пять миссий, так что пара недель непрерывной игры вам гарантирована и я вас уверяю, что игра вам не наскучит, в ней вас постоянно будут ожидать все более и более сложные испытания, из которых вы выйдете с честью. Описание объектов и героев игры В каждом задании участвуют от двух до четырех племен. У каждого племени изначально имеется свой шаман. Этот персонаж обладает совершенно уникальными способностями, без него племя существовать не может. Если он погибнет, то все его сородичи прекратят существование. При этом, убить его практически нереально - ведь после смерти он воскресает, если в его племени остался в живых хотя бы один человек. Так что несмотря на то, что вы нанесли ему ужасные раны он все равно сможет мутить воду и устраивать всевозможные неприятности всем окружающим. Возрождается шаман не сразу же, а только через минуту после того, как его убили, если за это время все остальные воины племени погибнут, то тогда плохи ваши дела. У шамана имеется немало уникальных способностей, он единственный в вашем войске, кто может использовать заклинания, При этом для того, чтобы их применять в боевой ситуации им необходима мана, без нее ничего не получится. Ману же эту - то есть магические способности ваши -поддерживает другой тип игроков - храбрецы - которые создают ману когда работаю или же отдыхают в своих хижинах. Кстати, если у вас возникли какие-то проблемы с маной, то вы можете заметно пополнить свои запасы магии, если убьете вражеского шамана. Даже если он потом и оживет, то у вас уже будет четверть запаса его маны. Ваша магия расходуется не только на заклинания, но и на более прозаические цели -такие, как тренировка воинов и священников, а также шпионов и огненных воинов. Описание персонажей Шаман (Shaman) Здоровье: 1 Сила: 1/6 Этот персонаж вы получаете в единственном экземпляре, его заново вырастить нельзя. Если он гибнет, то и вся миссия проваливается. Храбрец (Brave) Здоровье: 1/3 Сила: 1/6 Это ваша рабочая сила. Эти парни - вроде крестьян в играх типа Warcraft, им поручается черновая работа, обеспечение вас необходимыми ресурсами. Только храбрецы могут заниматься лесозаготовками, рубить лес, строить из него здания, лодки и воздушные шары. Учтите, что чем больше храбрецов занимается созданием какого-то одного объекта, тем быстрее они завершат работу. Эти парни достаточно сообразительны, если какое-то время вы не отдаете им никаких приказаний, то, потоптавшись на месте, они сами бегут в хижины, заниматься производством потомства и маны. Этих ребят можно производить как естественным способом, то есть выращивать в хижинах, так и искусственным, то есть обращая дикарей в свою веру - этой цели служит замечательное заклинание Convert, либо используя священников, минутного пребывания вражеских храбрецов в зоне действия вашего священнослужителя достаточно для того, чтобы они перешли на вашу сторону. Воин (Warrior) Здоровье: 8/10 Сила: 1 Это обычное пушечное мясо, при этом довольно эффективное, поскольку очень хорошо владеет щитом и мечом, всем своим оружием. В рукопашном бою такие парни могут остановить кого угодно, больно ловко они умеют вертеть своими звонкими клинками. Священник (Preacher) Проповедники не любят браться за саблю, для них предпочтительнее другой путь к господу через слово, а не через дело - так что смерть для них нежеланный исход. При помощи своего чудного дара священнослужителям удается воздействовать на врага самым желательным образом. У каждого священника есть свой радиус действия, причем этот радиус увеличивается в зависимости от того, насколько высоко стоит проповедник. Если кто-то с отличными от ваших воззрениями (кроме вражеских шамана и священников) попадает в зону воздействия вашего проповедника, то он садится на корточки и начинает слушать завораживающие речи священника. Через некоторое время он начинает поддаваться на его уговоры и переходит на вашу сторону. Учтите, что во время обращения врага священника нельзя трогать, а не то никакого проку от его речей не будет. Чары тут же пропадут и бедняга, охмуренный ксендзами набросится на обидчика и зарежет его. Таким образом вырисовывается достаточно простая схема ваших действий - вам надо будет держать своих священников под защитой, когда они применяют свою ораторскую мощь, а когда к вашим верным солдатам приближается такой охмуритель, ему надо просто дать пинка - остальное довершат ваши воины, когда поймут, что хотел с ними сделать коварный враг. Для того, чтобы атаковать противника лучше всего подходит шаман, годится также и священник, оба эти героя не боятся "загрузов" и промывания мозгов, так что могут показать вражескому идеологу где раки зимуют. К счастью, как это обычно бывает в стратегических играх священникам может противостоять и обычный отряд - это огненные воины, которые обладают дальнобойными атаками. Все дело в том, что огненные воины умеют стрелять значительно дальше, чем работает священник, то есть вы можете его прикончить раньше, чем он успеет добраться до ваших солдат. Тут есть некоторые ограничения, связанные с рельефом, но на от¬крытой местности огненные воины стреляют дальше. Поскольку одного единственного попадания достаточно для того, чтобы прервать проповедь, вы можете нейтрализовать священника при помощи единственного огненного воина. Огненный воин (Firewarrior) Здоровье: 1/6 Сила: 1/6 Эти воины, как вы можете сразу заметить, совсем не способны к действиям в ближнем бою, силы у них нет, да и здоровье очень слабое. Зато они обладают чудесной способностью атаковать врага на очень значительном расстоянии. Их шаровые молнии, Которые они посылают на врага действуют примерно также, как и заклинание Blast. Когда вы попадаете во врага, вы его не только раните, но еще и отбрасываете назад. Даже если вы не убили врага с первого выстрела, вы все равно сможете обстреливать его достаточно долго, чтобы он погиб. Причем одновременно вы его держите на почтительном от себя расстоянии. Учтите, что все достоинства огненных воинов обращаются в ничто, как только они оказываются в ближнем бою. Когда дело доходит до рукопашной нет ничего лучше обычного воина со щитом и мечом. Огненосцы хороши для атаки издалека, но без эскорта они не могут быть слишком эффективны. Шпион (Spy) Здоровье: 1/6 Сила: 1 /6 Название шпион следует оставить для вражеских отрядов, ваши же разведчики заслуживают самой высокой похвалы. Эти ребята отлично умеют маскироваться под солдат противника и проникать на территорию вражеского лагеря, попав туда они могут ломать любое здание, проводя там классическую диверсию. Учтите, что как только ваш разведчик займется саботажем, его сразу же вычислят, так что охрана им займется, Для того, чтобы замаскировать своего шпиона или целое подразделение разведчиков, вам надо выделить всю группу при помощи панели направлений, а потом выбрать то племя, против которого вы хотите провести диверсию. Кстати, не думайте, что шпионов нельзя разоблачать. Вы можете предотвратить вражескую диверсию, если, конечно, внимательно следите за игрой. Вам надо будет просто установить курсор на подозреваемом и нажать кнопку X, тогда он примет свой естественный цвет и ваша охрана быстро с ним разберется соответствующим образом. Учтите, что вычислять шпионов надо быстро - видите, что к вам приближается какой-то солдатик или храбрец, у которого нет никакого видимого занятия, сразу же его проверьте. Жалко, конечно, что у вас нет автоматической контрразведки и военной полиции, но они постоянно хватали бы невиновных, так что лучше уж вам самим вершить правосудие. Состав вашей армии Каждая армия должна быть достаточно точно сбалансирована, а не то могут возникнуть очень серьезные проблемы, вплоть до тотального уничтожения. Мне всегда казалась симпатичной идея использования огненных воинов, поскольку они могут действовать на расстоянии, отражать поползновения священников противника и не нести никаких потерь атакуя врага издалека. Нельзя ограничиваться только такими отрядами, потому что при атаке в ближнем бою они достаточно уязвимы. Добавьте к ним некоторое количество обычных воинов, а также священников, которые будут увеличивать ваш отряд за счет новообращенных. Кроме всего прочего, следует также думать и об обороне. Обычных воинов и священников надо держать внутри поселка, чтобы их не обстреляли огненосцы врага, а вот своих огненных воинов держать на периметре, для нанесения удара по передовым отрядам противника. Если вы хотите достичь оптимального результата, то огненных воинов надо будет посадить в сторожевые башни (Guard Towers) для того, чтобы они были защищены и стреляли дальше. Если кто-то прорвется через огненную завесу, то до стрелков добраться не сможет, а врагом займутся священники или обычные воины - это уж как повезет, хотя предпочтительнее обращать врагов, нежели уничтожать их. Как вы сами понимаете, шпионаж - дело непростое. По-моему, компьютерный игрок может вообще всех своих воинов автоматически проверять - не шпионы ли они. Хотя он этого и не делает, все же расходы на любую разведывательную операцию оказываются просто гигантскими. Можно даже прикинуть, что вам нужно сделать, чтобы уничтожить сооружение врага. Как минимум, придется вырастить пятерых шпионов, меньшее количество с такой задачей не справится. На их выращивание придется потратить и ману, и людские ресурсы, тогда как затем вам предстоит выполнить не менее сложную задачу - провести своих ребят через вражеские позиции так, чтобы их не охмурил священник противника. Это требует времени, которое можно было бы провести значительно более эффективно. В итоге максимум, чего вы достигнете - это уничтожите одно из зданий врага, которое все равно будет восстановлено, так что лучше не тратьте времени и сил на шпионаж, найдите себе занятие поинтереснее. Строения Строительными работами в этой игре занимаются исключительно храбрецы. Для того, чтобы построить какое-либо здание, вам сначала надо будет выделить отряд рабочих, а потом выбрать при помощи курсора необходимое вам здание на панели строений. Затем вам надо будет определить местонахождение здания и его пространственную ориентацию. Учтите, что вам надо будет отметить вход в это здание - чтобы он смотрел туда, куда вам нужно. Строительство всегда требует многочисленных ресурсов. Для того, чтобы построить здание вам надо будет потратить от трех до девяти бревен, причем из каждого срубленного дерева получается по четыре бревна. Так что для того, чтобы произвести постройку, строителям сначала приходится сходить в ближайший лес и срубить там необходимое количество деревьев. Учтите, что леса в этой игре вырастают заново - и это очень радует, поскольку их не так уж и много. Особенность сооружения вашей деревни состоит в том, что все здания необходимо строить одно рядом с другим. Единственное строение, расположение которого никак не связано с другими вашими зданиями это сторожевая башня, такие башни можно строить где угодно. Хижина (Hut) Это стандартное здание, которое используется для размножения ваших людей и для производства маны. Чем больше храбрецов у вас сидит в хижинах, тем быстрее идет процесс. Для того, чтобы в хижине производилось потомство нужен минимум один храбрец, видно перешли ребята на почкование. Хижины бывают разных размеров, маленькая, средняя и большая, со временем они увеличиваются автоматически, тем быстрее, чем больше в них сидит храбрецов. В маленькой хижине может сидеть максимум трое храбрецов, в средней - 4, в большой - 5. Естественно, число хижин и их размеры определяют максимальную численность населения в вашем поселке. Чтобы определить, не достигли ли вы предела численности населения, следите за вертикальной шкалой на панели управления, она называется Числом Последователей (Total Followers). Зеленая часть шкалы показывает насколько заполнены хижины. Если верхняя часть шкалы белая, то это означает, что численность населения еще может расти за счет прироста населения. Если же шкала вся меленая и мигает красным цветом, то вам придется либо строить новые хижины, либо ждать, пока они увеличатся в размерах с течением времени. Кстати, надо помнить, что существует предельное ограничение на численность населения в 200 человек. Сторожевая Башня (Guard Tower) Это просто укрепление и средство для нанесения ударов по врагу с возвышенности. Как вы уже знаете, дальность обстрела огненных воинов и священников, находящихся в сторожевых башнях заметно повышается. В одной башне может находиться только один человек, так что надеяться на большие успехи вам вряд ли имеет смысл, но все же шаман засевший к башне может устроить врагу такое веселье своими заклинаниями... Лучше всего использовать их для охраны деревень, поскольку тогда враг оказывается у вас как на ладони. Огненные воины врага окажутся в более уязвимом положении. Вы сможете держать их на расстоянии удара, тогда как они с низины по вам не будут попадать. Кстати, при помощи этих башен вы сможете основывать новые поселки, поскольку только башню можно строить там, где больше нет ваших зданий. Хижина Воинов (Warrior Training Hut) В этих славных хижинках выращивают ваших верных воинов. Не забудьте построить такое здание, а не то начнутся у вас великие беды. Воины совершенно необходимы на начальной стадии игры, когда вам придется довольно часто сталкиваться в ближнем бою. Храм (Temple) В храмах вы сможете плодить своих славных проповедников, без которых трудно представить себе грозную армию современного шамана. Огненосная хижина (Firewarrior Training Hut) В этих зданиях производится подготовка огненосцев, которые умеют поражать врага на значительном расстоянии. Шпионская хижина (Spy Training Hut) Здесь готовят шпионов, но это совершенно лишнее. Обучение любой специальности производится следующим образом: вам надо выбрать то число ваших последователей, которое вы хотите обучить этой специальности, а затем ткнуть курсором в то здание, в котором предполагается проводить обучение - при этом здание уже должно быть достроено. Тогда первый из выбранных вами последователей пойдет учиться, а остальные будут ждать своей очереди. Обучать можно одновременно только одного человека в здании. Тренировать разумнее всего храбрецов, поскольку они дешевле всего стоят - ведь на каждое обучение расходуется мана. Можно, разумеется, обучать и огненных воинов обычному воинскому ремеслу, но это совершенно бессмысленно. Верфь (Boat House) На верфи, естественно, строят корабли. Вам надо выбирать расположение этого сооружения с большой осторожностью, поскольку обязательно надо расположить его на ровном участке побережья, чтобы это здание граничило с каким-то другим вашим зданием, если у вас нет такой возможности, то постройте сначала сторожевую башню, а рядом с ней уже саму верфь. Кроме всего прочего, необходимо учесть, что вход туда должен располагаться со стороны, которая обращена на сушу, чтобы не возникло никаких проблем со спуском кораблей на воду. Для того, чтобы построить лодку вам недостаточно одной только верфи, необходим еще и персонал, который будет трудиться на строительстве. Вам надо будет выделить отряд храбрецов - не менее пяти человек, а потом ткнуть в верфь, чтобы начать строительство своей шаманской пироги. На строительство каждой пироги расходуется шесть бревен. Лодка может перевозить пятерых человек, так что когда готовите группу вторжения постарайтесь ее обеспечить достаточно большой флотилией. Кстати, надо отметить, что в Populous'e вода является совершенно недружественной субстанцией, если какой-то персонаж в нее попадает, то он немедленно тонет, даже шаман. Помните, что удары в этой игре могут оказаться настолько сильными, что персонаж пролетает значительное расстояние - в игре такая физика, что вас можно сдвигать с места ударом и даже шаман может свалиться в море и утонуть. Воздушная хижина (Balloon Hut) Здесь многоумные специалисты занимаются созданием воздушных шаров. Как всегда, вам надо выделить отряд храбрецов, минимум троих и отправить их в хижину. Надо помнить, что постройка этой хижины стоит девять бревен, а каждого воздушного шара по три бревна. Воздушный шар - это наилучшее транспортное средство, он может летать над любым рельефом, будь то горы или вода, для него нет никаких непреодолимых препятствий. Поскольку шар поднимает своего пассажира вверх, то и радиус действия воинов-огненосцев увеличивается, также значительно большими возможностями обладает шаман. Воздушные шары - прекрасное средство для нанесения внезапных и чрезвычайно эффективных ударов по коммуникациям противника. При этом в шаре могут перемещаться только два человека, так что не слишком рассчитывайте на ударную мощь ваших пилотов. Сторожевой Пост (Guard Post) Это не здание, это контрольный пункт, нечто вроде временной стоянки для ваших ребят. Для того, чтобы создать такой сторожевой пост вам просто надо выделить нужное место и выбрать соответствующее изображение на панели зданий, после чего на карте появится небольшой костерок, вокруг которого будут кругами ходить славные ребята. Если вы выделите ваших солдат и ткнете в сторожевой пост, то они начнут патрулировать этот сектор карты. Если вы хотите установить более сложный маршрут, то тогда вам надо будет щелкнуть по нескольким сторожевым постам, держа нажатым кнопку X, ваши солдаты станут ходить по маршруту вокруг всех этих пунктов. Как только они разработчиков для вас наиболее выгодно. В итоге вы либо получаете карты каких-то неизвестных районов, с возможностью там совершенно спокойно действовать, либо наносите по врагу мощный удар. Обелиск (Obelisk) Это точно то же самое, что и тотем, только вот молиться перед ним обязан шаман, а результат будет таким же, только еще более мощным. Очень полезная штука. Как вы сами, конечно, понимаете, посещение всевозможных мест такого типа входит в обязательный для вас набор. Только тогда вы сможете добиться успеха.