Разработка Final Fantasy началась в 1987 году, дизайнер компании Square Хиронобу Сакагути приступает к работе над новым и, вероятнее всего, последним проектом. Сакагути планировал покинуть Square после завершения проекта и назвал его Final Fantasy (Последняя фантазия), так как это была, как ему казалось, его последняя работа и, скорее всего, последняя работа Square. Основную команду на много лет вперёд составили Хиронобу Сакагути — главный дизайнер и разработчик, Ёситака Амано — художественный оформитель и дизайнер персонажей, и Нобуо Уэмацу — композитор серии. Персонажи и логотип названия были разработаны Ёситакой Амано. Сценарий написали Акитоси Кавадзу и Кэндзи Тэрада. Программистом был ирано-американец Насер Джебелли, живший в то время в Японии. Игра делалась в стиле популярной в то время JRPG Dragon Quest (Dragon Warrior в США), однако преимуществом Final Fantasy стала более тщательная проработка мира игры, диалогов, музыкального оформления и более серьёзный графический стиль. Как итог, игра хорошо продавалась (хотя и хуже чем Dragon Quest) и позволила компании продолжить разработку серии.
Игра начинается с появления четырёх юных Светлых Воинов (Light Warriors), главных героев истории. Каждый из них имеет один погасший Кристал (Orbs, Crystals). Они прибывают в Корнелию (Coneria, Cornelia), мощное королевство, где недавно рыцарь-злодей Гарланд (Garland) похитил принцессу Сару (Sara). Светлые воины идут к руинам Храма злодеев (Temple of Fiends) в углу от Корнелии, побеждают Гарланда, и возвращают Принцессу Сару домой. Благодарный Король (King of Coneria) строит мост, который позволяет Светлым воинам пройти на восток к Правоке (Pravoka). В Правоке Светлые Воины освобождают город от Бикка (Bikke) и его банды пиратов и получают в своё распоряжение пиратское судно. Получив возможность путешествовать по водным просторам, Светлые Воины остаются заперты в пределах моря Алди (Aldi Sea, Aldean Sea), в центре южного континента. На южном берегу моря находится королевство эльфов Эльвхейм (Elfheim), принц которого был погружён Астосом в проклятый сон. На западе — разрушенный замок, где король сообщает вам, что Астос (Astos) украл его корону и спрятал её в Пещере Топи (Marsh Cave) на юге, а когда Светлые Воины возвращают корону, то узнают, что это и есть Астос. Он также украл у ведьмы Матойи (Matoya, Matouya) Кристальный глаз (Crystal). Когда вы вернете его — она приготовит зелье, способное пробудить Принца Эльфов (Elf Prince), который даст Светлым Воинам ключ способный открыть любую дверь. Ключ открывает комнату в Замке Корнелии (Coneria Castle) где хранится Нитропорошок (TNT, Nitro Powder). Неррик (Nerrick), один из гномов живущих в горе Дуергар (Mount Deurgar), с его помощью разрушает небольшой перешеек, соединяющий море с внешним миром. После посещения полуразрушенного города Мелмонд (Melmond), Светлые Воины отправляются в Терра Каверн (Earth Cave, Cavern of Earth) чтобы победить вампира и получить Рубиновую Звезду (Ruby), которая нужна, чтобы пройти далее в Пещеру Сага (Sage Sarda’s, Sadda) cave. С помощью Палки Земли (Sarda’s Rod), Воины пробираются глубже в Терра Каверн и уничтожают Лича (Lich), который виноват в разрушении земли. Светлые Воины затем получают каноэ, с помощью которого добираются до Г. Галг (Gurgu Volcano, Mt. Gulg) и поражают Марилит (Kary, Marilith). Они извлекают Левистоун (Floater, Levistone) из Пещеры льда (Ice Cave), и с его помощью получают дирижабль, позволяющий путешествовать по воздуху и добраться до других континентов. После того, как они докажут свою смелость, принеся Хвост крысы (Rat’s Tail) из Цитадели испытаний (Castle of Ordeal, Citadel of Trials), король драконов Багамут (Bahamut) повышает класс персонажей. Используя Оксиал (Oxyale), Воины отправляются в Святыню Солнца (Sunken Shrine) чтобы победить Кракена (Kraken). Они также находят Камень Розетты с фрагментами языка Lefeinish. Лингвист по имени доктор Унн (Dr. Unne) используя камень обучает Воинов Луфенианскому языку (Lefeinish). После этого Светлые Воины отправляются в небольшой отдаленный город — последний оставшийся форпост Луфенианской цивилизации. Жители города дают Светлым Воинам доступ в Башню Миражей а откуда можно попасть в Небесный замок (Floating Castle, Sky Castle) которую захватил Тиамат (Tiamat). После победы над четырьмя Врагами (Fiends) Кристаллы восстанавливаются, но Светлые Воины узнают, что это ещё не конец: настоящий враг ожидает их две тысячи лет назад. Путешествуя в прошлое Воины обнаруживают, что четыре Врага отправили Гарланда (теперь это Хаос (archdemon Chaos)) в прошлое, а он отправил Врагов в будущее, чтобы создать временной цикл, в котором он бы смог жить вечно. Светлые Воины побеждают Хаос (Chaos), таким образом прерывая временной парадокс и меняя будущее, и теперь никто и не подозревает о произошедшем тяжёлом испытании.
Геймплей в Final Fantasy I не сильно отличался от большинства других игр жанра JRPG тех времён — игрок перед началом игры должен сам создать себе команду из четырёх героев, которых в игре называют «Светлыми Воинами» («Light Warriors») или «Воинами Света» («Warriors of Light») в последующих римейках, посредством выбора класса и введения имени (изначально можно было ввести лишь 4 символа, но в последующих римейках количество символов увеличилось до 6) для каждого из персонажей. Выбор классов для персонажей никак не повлияет на сюжет игры, однако внесёт разницу (порой весьма значительную) в то, как будут проходить бои в игре.
Игровой процесс В основном, цель игры заключается в уничтожении четырёх «Стихийных Врагов» («Elemental Fiends»), которых также называют «Стражами Хаоса» («Fiends of Chaos»). На своём пути игрок периодически посещает различные города, в которых он может закупить новую экипировку, продать старую, приобрести разного рода расходные материалы, получить вспомогательную информацию, ну и, конечно же, отдохнуть после насыщенных приключений. Вне городов на героев могут напасть разного рода монстры, которых нужно либо истребить, либо избежать посредством побега с поля боя. Победа над монстрами даёт героям очки опыта (EXP, Experience Points), набор определённого количества которых повышает уровень развития героев, а также золото (Gold, или Gil в римейках, на манер последующих частей серии), местную валюту в мире Final Fantasy I. С повышением уровня растут характеристики, увеличивается запас очков жизней (HP, Hit/Health Points) и заклинаний. Ранние версии игры выделяются отсутствием маны, вместо неё у героев имелось некоторое количество восстанавливаемых во время отдыха зарядов для каждого уровня заклинаний, количество которых напрямую зависело от уровня персонажа. В более поздних версиях игры, начиная с Final Fantasy I & II: Dawn of Souls для Game Boy Advance, в игру была введена система потребления очков магии (MP, Magic/Mana Points), свойственная для большинства следующих частей серии Final Fantasy. Таким образом, у каждого персонажа (преимущественно у магов) появился свой собственный запас MP, который является общим для всех разученных заклинаний. Более мощные заклинания требуют больших затрат MP. Количество MP растёт точно так же, как и количество HP — вместе с повышением уровня развития персонажа. Путешествия между городами и локациями, в которых и разворачивается основное действие, происходят на глобальной карте. В Final Fantasy I есть несколько видов транспорта. Изначально у игрока нет ни одного транспорта, из-за чего ему открыта лишь малая часть наибольшего континента, но по ходу сюжета персонажи получают корабль (для передвижения по морям и океанам) и каноэ (для перемещения вдоль узких рек), которые помогут исследовать весь основной континент и, в конечном итоге, получить летающий корабль, который даёт возможность отправиться исследовать два внешних континента и продвинуться дальше по сюжету. Также, по мере прохождения игры герои смогут использовать подводную лодку для погружения на дно океана, но управлять самой лодкой возможности не предоставляется, она сама доставляет героев на требуемое место.