Civilization II В этой статье мы начнём понемногу сообщать Вам самые необходимые сведения по игре, которая была целой эпохой на PC, да и сейчас удерживает внимание многочисленных поклонников. В отличие от многих других игр здесь не нужны резкие ходы и быстрая реакция. Напротив, предполагается, что Вы будете всё обдумывать и планировать, и каждое принятое решение будет влиять на создаваемые имитации. С каждой новой попыткой игры Вы получаете абсолютно новый опыт — двух полностью идентичных результатов просто не бывает! С начала игры необходимо принимать решения, которые будут Иметь последствия и годы спустя. Как и в реальной жизни, всё в игре каким-то образом связано. Например, перед тем, как освоить грамоту, Ваше племя поселенцев должно изобрести алфавит и научиться говорить на своём языке. Став грамотным, Ваш народ сможет изучить астрономию и сделать первый шаг на пути освоения космоса. В этой игре Вы должны построить свою империю и управлять ею, вступать в контакты с другими цивилизациями, а также с небольшими племенами Варваров. Вы можете обрести себя, воюя с Александром Великим или подписывая важнейший договор с Наполеоном, обмениваясь знаниями с Рамзесом Египетским... Для игры очень подходят слова создателей: "Создай империю и выдержи испытание временем. Всё, что происходит, — выдумано, но удовольствие — реально!" В начале игры Ваша задача относительно проста, и шаги, которые нужно предпринять, очевидны. Однако, с ростом Вашей цивилизации нужно будет развивать науку и городские службы, содержать войска, обеспечивать людей продовольствием, осуществлять управление государством... В игре множество уровней и вариантов установления мирных отношений с другими империями и бесчисленное количество вариантов ведения войны. Итак, начнём помаленьку... Пешие подразделения (Foot Troops). * Переселенцы (Settlers).Переселенцы хорошо строят, ремонтируют и выполняют прочую работу, но не очень быстро, да и с техникой не в ладах, не то, что инженеры. * Инженеры. Работают в два раза быстрее поселенцев, например, при прокладке дороги. И скорость их движения в два раза выше. Они запросто преобразуют ландшафты, превращают горы в холмы, холмы — в равнины, пустыни — в плодородные земли. * Воины (Waeeiors). Очень слабенькие, даже слабейшие солдатики, стройте их только от отчаяния, полной безнадёги или при отсутствии современных технологий. * Фаланга (Phalanx). Лучшее, что можно построить в плане обороны, особенно в ранней стадии игры. Очень хороши в сочетании со Слонами (Elephants) и Крестоносцами (Crusaders). Фаланги можно усовершенствовать и превратить в "Пикейщиков" (Pikemen). * Легион (Legion). Легионеров можно усовершенствовать в мушкетёров. * Разведчики (Explorer). Отличные солдаты, хотя их часто недооценивают. Прекрасно движутся по любой территории, не обращая внимания на зоны, контролируемые врагом. Очень полезны, когда нужно провести свои подразделения. Когда вражеские отряды движутся навстречу, выдвиньте вперёд разведчика, подождите немного и направьте свои боевые соединения к разведчику. Отведите разведчика назад к своим от линии фронта, а затем повторяйте маневр, пока всех своих не переведёте за линию фронта, мимо вражеских укреплений. Разведчики вполне могут заменить диверсионные и партизанские операции. Разведчиков нельзя усовершенствовать в мастерской Леонардо, но зато они не устаревают и не изнашиваются. * Пикейщики. Оборонительная мощь Пикейщиков возрастает вдвое, когда их атакует кавалерия, но Легионеры все-таки могут их запросто уделать. * Мушкетёры. Хороши в обороне, но неплохо и атакуют. Их атакующая мощь превышает в два раза мощь солдат, не владеющих огнестрельным оружием. Так что копейщиков можно не бояться. * Стрелки (Riflemen). Пожалуй, оптимальные воины в смысле соотношения "сила-стоимость", лучшей обороны и не придумаешь. Это последний тип солдат, которых можно усовершенствовать в мастерской Леонардо. * Alpine Ski Troops. Горные альпийские егеря за один раз проходят три квадрата по любой территории. Конечно, по железной дороге все получается быстрее, но обычные дороги им не нужны. Они не могут быть усовершенствованы, да и других солдат нельзя превратить в егерей. * Морская пехота (Marines). Главное достоинство морских пехотинцев в том, что они сходу, прямо с транспортного судна, могут атаковать город или базу. В них никто не превращается и они ни в кого не превращаются в мастерской Леонардо. * Парашютисты (Paratroopers). Компьютер очень широко использует парашютистов, и если оставить город незащищённым (все обороняющиеся убиты, например), то будьте уверены, враг немедленно сбросит свой десант, и городок "тю-тю"! Парашютистов очень эффектно сбрасывать после слабоватых атак, тогда город остаётся просто незащищённым, и компьютерный AI отлично это понимает. Они ни в кого не превращаются и в них никто — тоже. Авиация. * Истребитель (Fighter). Истребители обычно выполняют два основных вида работ: уничтожают бомбардировщики, чтобы не лезли куда не надо, а также для ликвидации шпионов и дипломатов, когда до них трудно добраться. И не используйте их для прикрытия и сопровождения своих бомбардировщиков — добром это не кончится. * Бомбардировщик (Bomber). Используются для предотвращения концентрации и перемещения сухопутных и военно-морских подразделений противника, срыва атак и т.п. Очень эффективны, если рейд удастся подготовить и провести скрытно и неожиданно. Пригодятся при уничтожении трофеев и военного имущества врага. * Истребитель-невидимка (Stealth Fighter). Не совсем точное название, лучше бы его называть Jet Fighter, но вполне приличная машина, особенно для уничтожения шпионов и дипломатов. * Бомбардировщик-невидимка (Stealth Bomber). Как бы обычный бомбардировщик, только получше и, понятное дело, подороже. * Ракета (Cruise Missile). Очень дорогая штучка одноразового использования, попадёт или промахнётся, а денежки уже не вернуть! Как и все воздушные виды оружия, вызывает волнения и беспорядки в Демократических и Республиканских городах. Отлично сработает против скоплений военно-морских судов, то только если нет поблизости AEGIS Cruiser. * Ядерная ракета (Nuklear Missile). Мощное оружие, но безумно дорогое. Вызывает настоящий переполох в городах. Да многие и не захотят их размещать у себя под носом, хотя если военно-воздушная база находится менее чем в двух квадратах от города, то компьютерный AI ее не засекает. Строения. * Дворец (Palace). Строительство дворца очень важно для спокойствия народа. Чем ближе к городу дворец, тем законопослушнее население. Хотя для Демократии это и не так важно. * Замок (Temple). Замки уменьшают количество несчастных в два раза, но увеличивают влияние Мистицизма, если Вы управляете Оракулом (Oracle). * Склады-амбары (Granary). Позволяют создать запасы продовольствия, необходимые на случай голода, а также сокращают в два раза количество пищи, нужное для создания нового гражданина. * Бараки-казармы (Barracks). При наличии казарм все Ваши наземные войска могут в них полностью восстановить здоровье. Кроме того, можно создавать ветеранские подразделения. * Городские стены (City Wall). Удваивают оборонительные возможности всех защитников города, хотя для авиации и флота преградой не являются, от бомб и снарядов за ними не укроешься. Также стены препятствуют сокращению населения в городе, если Вашим войскам приходится туго. Правительства. * Республиканское. Пожалуй, самое динамичное и интересное правление, большие стратегические и политические возможности. Можно "втихаря" придушить слабенькую цивилизацию, и "тишина". * Демократическое. Очень рачительное грамотное правительство, занятое своим прямым делом, заботящееся о своих гражданах. Но воевать не любит, так что хотите подраться, лучше выберите Анархию. Зато процветают торговля и наука, так что можно довольно долго жить без войны и Фундаментализма. И, как ни странно, нельзя подкупить города при демократическом правлении! Серьёзные науки в загоне, но если установить Luxury на 0%, а Науку (Science) на максимум, то вполне можно прилично жить и накопить достаточно денег. Но война это дело главное! Тут всё получается славненько. * Коммунистическое. Как это ни прискорбно, но тупое и непрофессиональное коммунистическое правительство даже толком воевать не может, хотя и очень любит посылать людей на войну. Однако, будет получше примитивных первобытных правительств. * Монархическое. Многим нравится, особенно если это просвещённая монархия. Развивается наука, торговля, ремесла — в общем, жить можно неплохо. Воевать, конечно, похуже. * Деспотизм. Очень смешное и даже наивно-восточное правление. Быстренько коронуйтесь, надевайте корону (кто посмеет возразить!) и получится Монархия! * Анархия. Никто никого не слушает, каждый дудит в свою дуду и делает, что в голову придёт. Даже первобытные племена такого себе не позволяли — так что это за прогресс! * Все Чудеса Света. Все Чудеса Света можно поделить на три категории по значимости для дальнейшей игры. 1. Самые важные, нужно построить в первую очередь: Великая библиотека (Great Library), Мастерская Леонардо (Leonardo's Workshop), Часовня Микеланжело (Mickaelangelo's Chapel), Женское движение суффражи-сток (Women s Suffrage), Плотина Гувера (Goover Dam) и Великая стена (Great Wall). 2. Очень полезные: Крестовый поход короля Ричарда (King Richard's Crusade), Оракул (Oracle), Обсерватория Каперника (Copernicus's Observatory), Путешествие Магеллана (Magellan's Voyage), Проект SETI, Эйфелева башня, Статуя Свободы, Излечение рака (Cure for Cancer), Организация объединенных наций (United Nations). 3. Не очень нужные, но приятные: Пирамиды, Висячие Сады Семирамиды (Hanging Gardens), Форосский Маяк (Lighthouse), Театр Шекспира, Экспедиция Марко Поло, Проект Апполо, Манхеттенский проект, Академия Сан ТЗУ (Sun Tzu's Academy). В зависимости от конкретной ситуации эти градации могут заметно корректироваться. Если в Вашем Мире много островов, то Путешествие Магеллана становится особенно важным, равно как и Маяк. Если Вы построили какое-нибудь Чудо Света, то все преимущества и очки от него достанутся Вам. Так, например, очень трудно добиться мира в войне, если ООН принадлежит вражеской цивилизации. И чего заниматься исследованиями и разработкой новых технологий, если противник может запросто взять их из Великой библиотеки! Некоторые Чудеса Света в ходе прогресса теряют свое значение. Например, с появлением Металлургии совершенно бесполезной становится Великая стена. Специфика Чудес Света. * Великая стена. Если построите её, будьте готовы к возможным неприятностям. Если Вас атакует противник, владеющий металлургической технологией, то все Ваши стены практически бесполезны. В Мастерской Леонардо совсем не сразу можно усовершенствовать свои отряды, для этого нужно обязательно овладеть технологией. Когда построите Мастерскую, все подразделения усовершенствуются, а затем, когда обретёте технологию, сразу же проверьте нужно ли кого усовершенствовать. Но если Вы захватили управление отрядом (а не построили его!), то усовершенствовать его можно только при получении следующей технологии. Так бывает, например, в случае подкупа. Кстати, любые ветеранские соединения теряют свой ветеранский статус при усовершенствовании, даже если они в городе и бараках. * Эволюционные цепочки. Вот примеры таких цепочек, хотя их конечно заметно больше. Всадник (Horseman) — Рыцарь (Knight) — Драгун-Кавалерист (Cavalry). Колесница (Charion) — Слон — Крестоносец. Поселенец — Инженер (обязательно с взрывчаткой!). Фаланга — Пикейщик — Мушкетёр — Стрелок. Некоторые стратегические советы. * Начало игры. * Постройте быстро побольше городов, не надо делать солдат и гарнизоны, больше всего нужны поселенцы. В начале игры, например, на уровне Emperor, это несложно, поскольку Вы еще не вызывали сильного недовольства. На уровле Deity будет потруднее, так как недовольство уже нарастает. Тем не менее, побыстрее "стройте" поселенцев, иногда лишь прерывайтесь, чтобы построить гарнизон или замок, чтобы порадовать население. Только в том случае, если Вы оказались на том же континенте, что и другой игрок, прежде всего перебейте соперников. Иначе, они даже будут строить и могут даже Вас перегнать. * Обязательно постройте, по крайней мере, одну дорогу или ирригационную систему с помощью поселенцев", прежде чем строить город. Дороги очень важны для развития торговли, иначе скоро останетесь без денег. Когда у Вас станет 5-6 городов, обязательно постройте связывающие их дороги, легче будет перемещать боевые отряды и улучшать торговлю. * Как можно быстрее оградите свой континент, укрепите как следует границы и очистите свою территорию от врагов. Так врагам будет труднее захватить Вашу территорию, и кроме Вас никто не сможет попасть сюда без боя. * Если Вы играете в реальном мире, тогда выберите Африку. Достаточно установить укрепления у Суэцкого канала, и доступ на континент закрыт. Аналогично и с Америкой, она со всех сторон окружена океанами. Правда, при этом очень осложняется возможность торговли технологиями с другими цивилизациями. * Важно как можно быстрее установить Монархию, начать строить мелиоративные системы, устраивать праздники в городах, чтобы радовать свой народ. Стройте акведуки и замки, снова фестивали и карнавалы, а затем — канализацию. * Не торопитесь слишком быстро переключаться на республику, могут возникнуть проблемы с продовольствием и деньгами. Желательно построить Часовню Микельанжело прежде чем переходить к Республике. * Старайтесь как можно больше торговать всем чем можно. Но не торгуйте важными технологиями, особенно если они позволяют построить те Чудеса Света, которые Вам самим потребуются. * Чудеса света. * Великую библиотеку желательно построить пораньше, она даст Вашей цивилизации доступ к технологиям, а заодно "перехватите" библиотеки у других, получите много очков. * Большое значение имеет и Колизей, который даст Вашему городу толчок к развитию науки, торговли и бизнесу. * Постройте Город науки где-нибудь в подходящем месте, где поблизости реки, постройте дороги, проведите мелиорацию территории. Затем постройте Замок, Коллизей, Обсерваторию Коперника и Колледж Исаака Ньютона, Библиотеку и Университет. Не забывайте дороги и торговые пути, не стоит недооценивать торговлю, даже если сконцентрировались на науке. Деньги от торговли могут здорово продвинуть науку, особенно во второй половине игры. Обороняйте свои города. * Стройте свою оборону не только из оборонительных отрядов, неплохо подключить и парочку атакующих подразделений. * Победить в игре практически невозможно, если не будете засылать своих шпионов и дипломатов в тыл врага, чтобы устраивать там восстания и беспорядки среди населения. * Концентрируйтесь на уничтожении своих самых сильных противников и одновременно все ресурсы направляйте на строительство космического корабля. * Не посылайте своих шпионов в стан врага, чтобы заложить там ядерную бомбу. Это может так настроить всех против Вас, что они объявят войну и накинутся всем скопом! * Очень важно опередить всех в проблеме рака и Проекте SETI. Если Вас обгонят в реализации проектов Апполо и Манхеттен, то и расстраиваться нечего, все равно Вы получите эти технологии. Но для этого нужно быть к этому готовым! * Подкупить поселенцев легко, достаточно дать им пищу, и они прекратят строить здания и сооружения. * Когда увидите, что отстаёте в военной силе и технике, единственный шанс победить, отправить человека на Луну? * Устройте своим противникам веселую жизнь, посылайте шпионов, провоцируйте недовольство, демонстрации и бунты. Так они не смогут использовать свое преимущество и построить космический корабль раньше Вас. Используйте дипломатов, чтобы спровоцировать войну с союзниками, они займутся выяснением отношений, а Вы тем временем бросьте все свои силы и ресурсы на строительство космического корабля. Можете даже оказать помощь воюющим своими войсками. Знакомая тактика, не так ли? Как думаете, кто победит?!