Warzone 2100 Эту игру творит малоизвестная пока английская студия Pumpkin под мудрым руководством компании Eidos. Несмотря на то, что это первый опыт фирмы, все ее работники в свое время успели поучаствовать во многих известных проектах. Большинство работало в MicroProse и делало такие игры, как Transport Tycoon и X-Com. Глава проекта, Jim Bambra, был ведущим дизайнером MicroProse в Англии и успел поработать в небезызвестной Games Workshop, производителе настольных игр (например Warhammer). Так что ждем хорошую игру. История, как всегда, тривиальна: нечто (наверно проблема 2000 года), вызвало ошибку в спутниковой системе обороны, и она выпустила несколько ракет по Москве. Москва ответила... Через день на Земле началась ядерная зима. В живых осталось меньше миллиона человек, которые разделились на множество мелких банд. Дело происходит в 2100 году и вашей задачей является восстановление цивилизации в отдельно взятой Северной Америке. И делать это надо отнюдь не мирными способами. Итак, то, что отличает Warzone 2100 от остальных стратегических игр в режиме реального времени. Первое. Новая для стратегических игр система исследований. Она основывается на артефактах исчезнувшей цивилизации, которые разбросаны по местности. После исследования артефакта вы получаете доступ к исследованию новых технологий, исследование которых открывает новые горизонты, и так далее. Получается полноценное научное дерево, как в больших стратегиях. Всего в игре будет более 400 технологий. В демоверсии доступно порядка двадцати: три вида оружия: пулемет, огнемет и мортира, три вида шасси: колеса, гусеничный тракт и их комбинация, и еще несколько, позволяющие строить оборонительные сооружения. Второе. Собственноручный дизайн отрядов и машин. Каждый юнит состоит из трех частей: оружие, корпус и шасси, которые можно сочетать как угодно. Разработчики обещают более двух тысяч возможных комбинаций! Интерфейс продуман хорошо: новый юнит можно сконструировать за пять секунд. И это еще не все. Игра состоит из нескольких кампаний. В пределах одной кампании сохраняются все юниты и основная база. Выглядит это так. Первая миссия в кампании происходит как обычно: вы строите базу, заводы, исследовательские центры, нефтяные вышки и т. д. После выполнения задания миссия не оканчивается, можно развивать эту базу, строить новые юниты и производить исследования. Чтобы начать следующую миссию, нужно укомплектовать специальный транспортный корабль (на десять мест) и запустить его. Вторая миссия начинается с этими десятью юнитами. В любой момент прохождения второй миссии можно вызвать подкрепление, используя этот же транспортный корабль. С помощью меню можно строить юниты и производить исследования на основной базе. Между миссиями вы возвращаетесь на базу, чтобы ее получше обустроить. Иногда ее атакует враг, так что приходится защищаться. Ресурсом является энергия, которая вырабатывается из нефти электростанциями. Нефть добывается из скважин. Никаких харвестеров/грузовиков нет. Можно приказать юниту при определенном уровне повреждения возвращаться на базу и ремонтироваться. Впрочем, ремонтный робот сам ищет поврежденную технику и лечит ее. Все остальное вполне стандартно для игр жанра. Сама игра проходит в полной трехмерности и очень неплохо выглядит. Можно приближать/удалять, поворачивать, изменять угол наклона камеры. Демоверсия состоит из двух миссий и производит очень приятное впечатление. Играть интересно. Два завода непрерывно строили бронемашины, нефти пока хватало, и бронемашины выходили из ворот одна за другой. Когда их накопилось с десяток, они тронулись в путь. Единственный выход из базы вел через перевал - место настолько удачное для засады, что надеяться на ее отсутствие было бы глупо. Так и есть. Едва передовые машины миновали перевал, по ним открыли огонь пехотинцы врага и несколько вражеских бронемашин. Но лавина атакующих смела редкие группы пехоты и рванулась дальше. Обогнув Небольшую горку, дозорные броневики обнаружили базу мусорщиков (scavenger). Огонь охраняющих базу пулеметных башен не причинял серьезного вреда технике - ее было слишком много. Когда рухнула последняя башня, оставшаяся без охраны база была быстро уничтожена. Несколько бронемашин доложили об обнаруженных артефактах. Артефакты были доставлены на базу, а атакующие двинулись дальше. Несколько траков-строителей приступили к постройке нефтедобывающей вышки - залежи нефти были обнаружены на только что захваченной базе. Следующую базу мусорщиков уничтожили так же быстро. Бронемашины остановились в ожидании перегруппировки. К ним спешило подкрепление... Таковы военные будни 2100 года. Зона ведения боевых действий - вся планета. Как уже стало привычным, действия происходят в постядерном будущем. Ваши враги - мусорщики держат на своих базах ценные артефакты, захватив и исследовав которые, вы сможете построить более совершенную технику. Так чем же Warzone 2100 отличается от себе подобных? Клонов Command & Conquer и Warcraft'a было много. Но эта игра серьезно отличается от них. Во-первых, Warzone 2100 сделана трехмерной: то есть юниты состоят из полигонов, карту можно вращать, здания и юниты уменьшаются по мере удаления от наблюдателя. В этой игре разработчики отказались от "вида бога" - взгляда на карту сверху, теперь наблюдатель расположен как бы на небольшой горке над местностью. Было бы странно, если бы разработчики не использовали всех возможностей трехмерной реализации. В частности, перспектива довольно легко реализуется и выглядит прекрасно. Впрочем, как единственное отличие от Command & Conquer это бы тоже не потянуло. Не так ли? Другие отличия есть, и вот они как раз и вытягивают эту игру на вершины стратегий. Впервые в стратегических играх ваши действия в предыдущей миссии влияют на последующую. Так, как это реализовано в С&С, я в расчет не беру. Потому что выбор там весьма ограничен, и следующий уровень в зависимости от вашего выбора практически не меняется. Грубо говоря, если вы уничтожили левое здание - грузи карту №1, правое - грузи карту №2. Это же не серьезно. Здесь же новая миссия начинается с таким же количеством юнитов, какое было у вас в конце предыдущей миссии. Здания расположены в тех же местах, где они стояли в конце предыдущей миссии. Юниты имеют такие же повреждения, что и в конце предыдущей миссии. Все так же! При переходе через миссию карта просто увеличивается, и на ней появляются новые базы врага. Здорово, не правда ли? Наконец-то появилась полноценная стратегия, где свои действия приходится продумывать не в тактических масштабах одной миссии, а в стратегических масштабах всей кампании. Впрочем, тактика огромных толп юнитов вполне прокатывает и здесь. Как говорится, стратегия стратегией, а бог на стороне больших армий. В этом смысле баланс сил оборонительных сооружений и мобильной техники атакующих, как обычно, перевешивает в сторону атакующих. Я видел лишь одну игру, где оборона действительно могла выдержать намного превосходящие силы атакующих: Total Annihilation. Наверное, покажется странным, почему так происходит? Почему разработчики игр делают ставку на невозможность строить такие укрепления, которые выдерживали бы атаки врага без непрерывной подпитки техникой и живой силой? Ответ прост - в такую игру будет трудно играть. Привыкшие действовать толпами юнитов геймеры обнаружат, что надо бы и серым веществом пошевелить. Шевелить только руками да контроллером -этого мало для того, чтобы стать крутым профессионалом. Кроме взаимодействия миссий, в данной игре появилось еще одно новшество Это новшество хорошо известно в другом типе игр - боях роботов, но почему-то раньше не использовалось в стратегиях. Как, наверное, уже догадались любители игр типа MechWarrior, это конструирование юнитов из блоков. Данная возможность очень хорошо реализована в Warzone. Все юниты собираются как бы из кирпичиков: ходовой части, колесной части и надстройки. То есть, если вы вместо стрелы ремонтному юниту поставите башню, то получится бронемашина, поставите сенсор - получится юнит, наводящий на цель вашу технику. Между прочим, только что я назвал еще одну замечательную особенность данной игры - юниты стреляют с разной меткостью, в зависимости от того, на каком расстоянии от цели они находятся. Кроме того, юниты, уничтожившие определенное количество врагов, получают новое звание. Так, убив больше 512 врагов, юнит приобретает высшее в игре звание - Герой (Hero). Замечательна в этой игре и реализация исследований. Она подобна играм из серии UFO. Присутствует ряд самостоятельных исследований и ряд исследований, основанных на артефактах. Найдя артефакт и исследовав его, вы получаете возможность строить новые здания или новую технику. Изредка, правда, ученые, исследовав какой-либо артефакт, "догадываются" до новой модификации этого артефакта и исследуют дальше. Чаще всего исследования ученых сводятся к появлению нового здания или блока для построения техники, но иногда завершенное исследование приводит к модификации свойств всей техники (пули, топливо для огнеметов). Красивые (даже без акселератора) вращающиеся трехмерные картинки новых предметов можно просмотреть в одном из пунктов игрового меню. Еще одно достоинство игры в том, что теперь размеры танка и солдат реальны. Помните, как раньше было: трудно понять, как такой большой солдат может влезть в такую маленькую машину? Или то, что здание соизмеримо с танком? В этой игре солдат намного меньше бронемашины, которая, в свою очередь, меньше здания. Если вам предлагают поместить 10 юнитов в транспорт, то, будьте уверены, транспорт по размерам может вместить их. От такого реализма игра только выигрывает. В первой же кампании будут миссии, где вам придется действовать небольшой группой юнитов, высаженных из транспорта, естественно, без поддержки с базы. Так вот, несмотря на то, что действуете вы как бы в новой миссии, не будет чувствоваться оторванность от предыдущей. Даже сейчас, используя игровое меню, можно строить новую технику на вашей базе, здесь она вам не поможет, но времени терять нельзя - она пригодится в следующей миссии. Захватив артефакт, вы тут же можете исследовать его, опять же силами ученых вашей базы. Тут, правда, наблюдается нестыковка - каким образом этот артефакт на базу попал? Курьером что ли доставили? Что-то я не видел как он пробегал. Управление в игре тоже требует отдельного рассмотрения. Уже никого не удивишь тем, что кнопкой можно помечать цели в порядке очередности ведения по ним огня, хотя вот этот момент как раз реализован не так удачно как, скажем, в том же Total Annihilation. Управление там - это верх совершенства, и я еще ни разу не видел, чтобы хоть еще одна игра поддерживала бы управление на таком же уровне. В Warzone 2100 кнопкой можно помечать только цели для огня, отметить ремонтируемую технику или несколько зданий для строительства не удастся. Зато юнитов на фабриках можно заказывать в любом количестве, а несколько фабрик могут строить несколько юнитов, а не так, как в Command & Conquer, где наличие нескольких фабрик только уменьшает время постройки. В управлении появилось новшество, до этого отсутствовавшее в других играх (исключая Dune2): после того, как юнит поврежден (насколько поврежден, можно указывать), он автоматически убегает ремонтироваться. Кроме этого, в управлении есть кнопки, позволяющие юнитам немедленно вернуться на базу или на транспорт. Все управление дублируется огромным количеством "горячих" клавиш - комбинаций, которые вам придется учить точно также, как и в игре Tekken. Смело можно отметить, что число достоинств у игрушки значительно превышает число недостатков, да и на те немногие, что есть, можно закрыть глаза, а, следовательно, игра интересна. Если бы графика в игре была ну хоть немного получше (конечно, это лишь наше мнение), то Warzone 2100 могла бы занять место среди классики стратегий - таких как Dune2, Warcraft I, II, Command & Conquer, Total Annihilation. Хотя, возможно, "играбельность", в которой игре отказать невозможно, вытянет Warzone 2100 в разряд классических игр и породит в дальнейшем целый ряд клонов... Хотите выиграть бой? Тогда вам нужен танк. Хотите выиграть целую войну? Тогда советую вам собрать целую кучу танков и пойти на врага не щадя живота. Только вот в реальной жизни это может оказаться довольно накладно, так что воспользуйтесь лучше огромной военной мощью Warzone 2100 и превратите своих врагов в пыль за считанные минуты. Не знаю, кто как, а мне всегда хотелось иметь собственную армию. Солдаты, танки, большие пушки, куча шума и взрывов - все это было бы просто классно. И именно это вы и получаете в новой стратегической игре Warzone 2100. Как и в Command&Conquer, каждая миссия -это огромная битва между значительными количествами танков, в которой вам надо уничтожить базу врага и всех его солдат прежде чем он сам это сделает с вами. Но не стоит забывать, что это война! Так что вам не просто надо будет управлять одной машиной, вместо этого вы должны будете принимать стратегические решения. Вы будете генералом, который управляет огромным количеством отрядов, причем всеми отрядами одновременно - это очень круто, поскольку таким образом вы можете вести действительно хорошо продуманные военные кампании. Так, например, вы никогда не знаете, когда враг решит вас атаковать. При этом, если вы отправите на разведку парочку танков, вы наверняка очень быстро нарветесь на неприятности. Увидев всего лишь пару ваших машин, вражеские войска немедленно помчатся вслед за вами, надеясь на легкую победу. Вы же затаите свои главные силы за следующим холмом. Враг промчится мимо вас и попадет в ловушку. Пустите в бой свои танки и несколько крутых самолетов - и от врагов ничего не останется. И совершенно неважно, если какие-то ваши танки погибнут в бою - вы всегда можете построить новые. Вы не только главный убийца, вы еще и генеральный конструктор. Так что пока на вашей земле идет бой не на жизнь, а на смерть, вы можете выстроить базу, приказав вашим специальным отрядам создать фабрики, орудийные башни, взлетно-посадочные полосы и прочие элементы инфраструктуры. Чем больше будет ваша база, тем больше танков вы сможете построить, тем сильнее вы станете, тем опаснее станет враг. Каждый раз, когда вы выполняете миссию вам устраивают небольшой инструктаж, в котором объясняют, что вам предстоит сделать на следующем задании. Иногда вам поручают найти какую-то секретную технологию или защищать свою базу - количество заданий очень велико и они сильно различаются по характеру действий, которые от вас требуются. К счастью для вас, чем больше вы играете, тем лучше становится ваше оружие. Через некоторое время вы даже получите возможность использовать по-настоящему хорошее оружие, такое как лазеры и скорострельные ракеты, которые оставляют за собой дымный след и наносят врагу огромные повреждения. Вы можете сказать, что эта игра очень похожа на Command&Conquer? Это правда, но есть один аспект, который кардинальным образом отличает две эти игры. Это внешний вид - в этом отношении Warzone 2100 может дать сто очков вперед любому конкуренту. Так что когда вы начинаете играть, вы чувствуете, что участвуете в самом настоящем бою. Вся графика полностью трехмерная, это означает, что вы можете смотреть на карту под разными углами и в любом направлении вы сможете получить оптимальный обзор карты. Кто это сказал, что стратегические игры скучные - пустите на него десяток ваших лазерных танков и посмотрите, как ваш собеседник дрожит от страха - наверное, ему уже не скучно.