Star Wars: Episode I - The Phantom Menace Попробуйте-ка навскидку сказать имя хотя бы одного человека, которому не нравятся Звездные Войны. Есть проблемы? Думаю, что большинство ваших знакомых любит эту игру, хотя, конечно, не так сильно, как безумные американцы, которые просто рехнулись на теме Люка Скайуокера и Дарта Вейдера. Во вселенной Star Wars имеется некоторое обаяние, которое оказывается поистине вселенским, хотя порой его трудно объяснить. Может быть оно объясняется тем, что несмотря на то, что все действие происходит в иных мирах, вдали от Земли, все же сюжет оказывается нам всем очень хорошо знаком. Может быть и персонажи вам также очень хорошо знакомы, может быть мы даже отождествляем их с собой. На самом же деле, просто оказывается, что Звездные Войны - это нечто большее, чем сумма нескольких частей, она обладает совершенно волшебными свойствами, которые невозможно проанализировать. Этим-то и можно объяснить то, что несмотря на то, сколько бы раз я не смотрел рекламный клип фильма Phantom Menace, у меня каждый раз мурашки бегут по спине - и я точно знаю, что в этом я не одинок. Этим же можно объяснить, почему бесчисленное количество фанатов по всему миру с таким вниманием ждет каждой новой капельки информации об этом фильме. И напротив, почему многие отказываются слышать хотя бы одно слово об этом фильме, опасаясь, что тем самым они получат значительно меньший сюрприз, несколько потеряют в магии. Поскольку я уверен, что ничто мне удовольствия от просмотра не испортит, я очень тщательно интересуюсь всеми новостями касающимися Звездных Войн, так что никогда не пропускаю возможность узнать, что происходят в студиях LucasFilm и в дочерней компании киноимперии Джорджа Лукаса, LucasArts, которая производит массу классных игр - в самых разных форматах. В первый раз поглядеть на новую игру, которая и будет происходить в реалиях Phantom Menace я хотел и в то же время боялся, вспоминая мое общение с предыдущими играми, которые выходили по мотивам Звездных Войн. Ведь были же и X-Wing, и Tie-Fighter, просто гениальные игры и вдруг откуда ни возьмись появлялись такие уродливые создания как Rebel Assault и Masters of Teras Kasi. К счастью, мне стало известно, что разработчики игры The Phantom Menace не менее заинтересованы в том, чтобы создать увлекательную игру, чем выжать максимальную пользу из лицензии. В результате похоже, что мы увидим новую игру Star Wars, которая не будет похожа ни на что другое. У любой саги есть начало Призрачная Угроза вначале создается в формате ПК, так что для начала надо остановиться в офисе компании Big Аре Productions - создателей такой игры, как Here's Adventures для PlayStation. Эта игра была приключенческой бродилкой, в которой вы смотрели на действие сверху, в них было острое и забавное чувство юмора, а также очень хорошую проработку индивидуальностей персонажей. Хотя поначалу может показаться, что это довольно странный выбор для разработчиков игры по мотивам Звездных Войн, скоро станет ясно, что LucasArts долго искала таких программистов, которые приведут игру в новое измерение. Им нужна была именно такая команда, которая не будет следовать традициям - именно это разработчики и получили. Лидер проекта, Дин Шарп, на одной из телеконференций пояснил, что есть некоторые правила, которые приходится нарушать, когда создается игра по мотивам фильма. В нормальной ситуации нет никакого резона создавать игру, в которой вы играете за нескольких персонажей, вам хочется освоиться с одним героем, а не с кучей разных. И в нормальной видеоигре вы обычно начинаете довольно слабым, постепенно начинаете становиться все сильнее, получать новые способности, полезные предметы, а также новое оружие. А здесь вы начинаете играть уже как очень крутой парень. Вы начинаете игру в роли Оби-Вана, а Квай-Ган, персонаж Лайема Нисона в фильме, вам помогает. И когда эти ребята начинают действовать в фильме они уже очень крутые. Они с самого начала разбираются со всеми вокруг с большой жесткостью. Плохие парни появляются перед ними и им тут же предлагают убраться подобру-поздорову.. Так что никакого развития не предвидится, вы с самого начала будете очень крутым воином. Такое начало уже оказывается достаточно интригующим, поскольку подобная обстановка вынудила разработчиков отказаться от стандартной формулы игры, в которой вы собираете все более и более мощное оружие и всевозможные технические приспособления, которые делают вас все более и более опасным противником. Вместо этого приходится сосредоточить свое внимание на основных элементах приключенческой игры, то есть на всяких загадках и исследованиях, а также на общении персонажей. Разумеется, разработчики из Big Аре не совсем отказались от стандартных приемов. В игре будут все нормальные усиливающие приспособления. Вы получите бластеры термальные детонаторы, а также всякие другие мелочи. Вы также получите так называемый Силовой Толчок, который помогает вам вышибать с дороги практически всех персонажей, которые только посмеют встать у вас на пути. При этом никто не сходит с ума из-за этих мелочей, очень скоро вы поймете, что Лучевой Меч на самом деле самое эффективное оружие. С самого начала вы сможете его использовать для того, чтобы отражать удары противника, а также для того, чтобы просто кромсать своих противников. Для того, чтобы продемонстрировать свою точку зрения разработчики выбросила в Интернет прохождение одного из первых экспериментальных уровней - сразу становится ясно, что Джеди обладают очень большой силой. Оби-Ван должен помочь королеве Амидала Набу избежать вторжения боевых роботов. Вместо того, чтобы спасаться бегством вместе с королевой, Оби-Ван поворачивается и начинает сражаться с кучей врагов. Начинается все довольно убедительно, Оби-Вану противостоит около десяти противников, он отражает своим мечом выстрелы из бластеров и даже возвращает некоторые из них обратно в толпу - умеет отражать бластеры! Затем к врагу прибывают подкрепления, так что количество нападающих теперь не меньше 30-40. Оби-Вану уже вряд ли удастся спокойно отражать все выстрелы, так что он бросается прямо в бой. Его меч сверкает и вертится вокруг слишком быстро, чтобы следить за ним, экран заполняется взрывами и кусками тел роботов. В конце концов остается не больше десятка роботов, но тут Джеди приходится отступать, для этого он своим Силовым Толчком отбрасывает врагов подальше от себя и начинает спокойно и организованно отступать вместе с Королевой, причем на хвосте у них никто не сидит. Мораль сей басни такова: не дергайте Джеди за хвост. Хватит, однако, беседовать о вашей ударной мощи. Есть вопросы и поинтереснее. Как уже было ранее упомянуто, надо особое внимание обратить на приключенческий аспект игры. Именно в этом отношении Phantom Menace очень сильно отличается от других игр, посвященных Звездным Войнам. Уже с первого взгляда становится ясно, что это совсем не Rebel Assault. Как и все остальные игры, выпущенные фирмой Big Аре, в ней вы смотрите на все происходящее сверху. Ваши герои бродят по просторным полигонизованным уровням, населенным друзьями, врагами и нейтральными персонажами, также нельзя не обратить внимания на большое количество фоновых деталей - без этого игра не была бы столь очаровательной. Хотя игрокам по большей части приходится управлять Оби-Ваном, время от времени главным героем становится Квай-Ган, Королева Амидала или Генерал королевы Панака. Хотя на самом деле королева и генерал введены в качестве вспомогательных персонажей, только для того, чтобы придать сюжету надлежащее развитие. Поэтому вы вполне сможете понять, что игра на самом деле довольно близко приближается к сюжету фильма. Единственное отличие состоит в том, что все места, в которых происходит действие были дополнительно расширены, чтобы игра длилась не пару часов, как сам фильм, а пару дней - все равно ведь по популярности она будет уступать хиту всех времен и народов. Естественно, создатели игры старались включить в нее побольше аутентичных сцен, так что иногда случались даже такие курьезы - сцена из фильма выпадала, а в игре оставалась, как, например, про изошло с поездкой в такси, в которой участвуют Королева и Генерал - они как раз решили отправиться в Палату Совета на Корусканте и тут у них начались проблемы. Нельзя сказать, что это очень круто, но все равно, люди будут считать, что получили призовые сюжеты из фильма и уже одного этого для большинства фанатов Звездных Войн будет уже достаточно. Очень сложно себе представить, как разработчикам игры удалось преодолеть искушение забить всю игру классным видео прямо из фильма и заполучить себе несколько миллионов фанатов, которые жаждут купить фильм раньше, чем он выйдет на видео. В итоге в игре оказалось всего лишь три минутки настоящего видео, в основном разработчики решили довольствоваться такими классными сценами с использованием полигонизованной среды, что и сам Лукас позавидует. Этот прием дал компании возможность действовать более свободно, лучше интегрироваться в игру, а также писать более длинные и увлекательные сцены, не расходуя на них ценное дисковое пространство, которое иначе пришлось бы угробить на видео. И это оказалось очень кстати, поскольку осталось довольно места для 4000 забавных фраз, которые и помогают развивать сюжет игры. Для того, чтобы записать все это вербальное великолепие пришлось задействовать большинство реальных актеров, а также нескольких талантливых имитаторов, которые звучат еще более естественно, чем сами актеры-оригиналы, поскольку им приходится в жизни не так уж и весело, в Джеди дадут сыграть только если в видеоигре - все стимулы имеются. Кстати, в этих диалогах вы услышите очень большое разнообразие языка, как интонационное, так смысловое, практически с любым встречным поперечным можно провести длительную беседу - в конце концов, все-таки это приключенческая игра. Хотя тридцать или сорок процентов игровых диалогов предназначены для того, чтобы двигаться по уровням, все же большая их часть оказывается неотъемлемой частью интерактивного общения между игровыми персонажами, которое вполне серьезно влияет на результат игры. То, как вы реагируете на действия других персонажей, полностью определяет дальнейшее развитие событий. На самом деле, последствия каждого вашего шага фиксируются компьютером, но реальная оценка ваших действий оказывается несколько запоздалой - не бывает так, что вы что-то не так сделаете, и вдруг это оказывается фатальной ошибкой, на которой завершается игра. Пет, просто от ваших действий зависит то, в каком направлении будет развиваться сюжет игры. Так, например, в одном из заданий вам надо будет отвести королеву из одного района в другой. Время от времени королева будет вас спрашивать, следовать ли ей за вами или же оставаться на месте - а дальше уже вам думать, как решите, так и будет. Если вы скажете ей следовать за вами, то тогда вы можете привести ее прямо в засаду, где ее тут же и шлепнут - лучше бы вам самому туда отправиться. А может случиться и так, что вы ее оставите в безопасном местечке, думая, что пока вы надаете по шее плохим парням, с вашей деточкой ничего не случится - и вдруг выяснится, что на нее из засады напал враг и устроил ей Ледовое Побоище. Разумеется, действие в этой игре значит гораздо больше, чем слова, так что ваше поведение, манеры очень сильно влияют на то, как развивается игра. Даже больше, чем простые разговоры. Так, например, в городе Мос Эспа есть целых 150 человек, которые просто бродят по улицам, занимаются своим делом и никого не трогают - на самом деле получает целый живой город. Если вам вдруг захочется, можете внезапно броситься в толпу и начать крошить ее направо и налево, только вот вряд ли горожанам это понравится. Будут самые неприятные последствия. Учтите, что Джавы действительно не любят, когда вы пытаетесь у украсть хорошую лошадь. Все еще зависит от того, кто вас заметит - ведь это простой маленький городок - все сразу же сбегутся на зов о помощи, если только он не будет слишком громким. Есть такие люди, которых убить можно только на виду, так что совершив подобную дерзость вы недолго проживете. Кроме того, есть также люди, которые вам понадобятся, если вы начнете убивать их своим мечом не оглядываясь по сторонам, то тогда вряд ли сможете успешно действовать на каком-либо уровне. Разумеется, уничтожение всевозможных разновидностей роботов не может стать для вас единственным занятием, когда вы начнете играть, так что даже разговоров с людьми и применения шпионских приемов не хватит для того, чтобы вас увлечь. Естественно, встает вопрос - что в этой игре самое главное, чем она привлекает потребителей. На самом деле ответа на этот вопрос нет - в игре просто собраны всевозможные жанры, которые сливаются в очень увлекательное приключение. Для того, чтобы позволить героям делать все то же, что их прототипы делают в фильме, пришлось создать очень разностороннюю игру. При этом на каждом уровне внимание уделяется какому-то одному аспекту, на котором и надо сосредоточить свое внимание. Один уровень битком набит схватками, в другом вам надо будет показать высокий класс своей физической подготовки, третий окажется посвящен разговорам с другими персонажами и поискам правильных ответов. Вы действительно будете говорить с людьми, чтобы выяснить как можно больше от окружающем вас мире и понять, как вам надо действовать в ближайшем будущем. Таким образом, каждый уровень - это сама по себе игра. На одном уровне игроку придется путешествовать по всему городу для того, чтобы обнаружить одну темную личность, у которой можно приобрести очень и очень специальные механизмы. В другой ситуации герою надо найти дорогу, которая идет сквозь очень запутанный подводный город, для того, чтобы освободить своего друга, которого там держат в плену. В следующий раз вы увидите, как ваш персонаж ведет STAP (летательный аппарат, на котором летают боевые роботы), сквозь огромное болото. Но есть одно обязательное условие - если вы что-то увидите в фильме, то это окажется в игре - а кроме того, и еще немного подарочков от разработчиков. Сага продолжается Что касается Призрачной Угрозы, то, как это обычно бывает с играми, разрабатываемыми для нескольких разных приставок и компьютеров, дизайн является только небольшой частью проекта. Таким образом, имеет смысл на время покинуть разработчиков из компании Big Аре и обратиться к LucasArts для того, чтобы побеседовать именно с теми ребятами, которые будут переводить Phantom Menace из формата ПК в формат PlayStation. Как утверждают разработчики, версия для ПК делалась с учетом того, что ее придется конвертировать в другой формат. При этом выяснилось, что создатели ПК-версии не слишком ясно представляют себе возможности этой приставки, так что когда все пришлось соединять вместе, результат оказался не слишком удачным. Тогда в ход пошли самые лучшие специалисты LucasArts по PlayStation. Они-то уж знали, что приставка умеет делать и что она должна уметь. Таким образом, ощущения имеются несколько противоречивые - если кто-нибудь мог реализовать поставленную задачу, то только эта команда. Поскольку расписание у разработчиков оказалось очень жесткое, критически важно было иметь команду с очень большим опытом работы для PlayStation. В итоге собрали ребят, которые работали над игрой про Индиану Джонса и Адскую Машину. В этот момент работа по конверсии еще и не начиналась. Поскольку игра должна была выйти одновременно с фильмом, то есть в середине мая, игра должна была быть готова уже в начале апреля, чтобы пройти процесс утверждения игры компанией Сони и успеть напечатать достаточное количество копий игры. На самом деле У разработчиков оказалось всего лишь три месяца на то, чтобы переделать компьютерную игру в формат PSX. Поскольку переписывать все подряд уже времени не было, пришлось сохранить большую часть исходного кода, а вплотную заняться передачей изображения и звуком - проблема состояла в совместимости графики и музыки на различных платформах. В итоге и графику и интерфейс пришлось перерабатывать специально для PlayStation. Таким образом, в итоге каждый отдельный отряд был заново перерисован. Весь фон, любой объект, любой герой, весь звук был обработан таким образов чтобы все выглядело и звучало на экране ничуть не хуже, чем в версии для ПК. Затем. когда все было готово оставалось лишь собрать воедино все новые элементы и воткнуть их в исходный компьютерный код. Разумеется, все так просто звучало лишь в теорий, поскольку на самом деле на каждом этапе возникали серьезные проблемы. Особенно сложной оказалась работа над голосом. В оригинале для ПК предусматривалось не менее 4000 строк текста, который произносится голосом, Естественно, разработчикам хотелось, чтобы весь это текст вошел и в конверсию игры. Кроме того, обязательно надо было вставить в игру фирменную систему звука LucasArts - iMUSE, которая позволяет звуковой дорожке изменяться в соответствии с тем, что происходит на экране. Такой тип динамической звуковой дорожки обычно реализовывался при помощи стандарта MIDI, о котором в формате PlayStation речь не идет. Ведь из динамиков должна звучать самая настоящая музыка Джона Унльямса, неизменного композитора StarWars. Так что пришлось создать новую звуковую систему, которая смешивает звук CD с нескольких дорожек таким образом, что вы не можете даже заметить, когда одна мелодия перетекает в другую. Также мелодии теперь могут совершенно незаметно зацикливаться. Ведь музыка в такой игре чрезвычайно важна, без нее трудно представить настоящие Звездные Войны. Качество звука, которое обеспечивает эта система оказалось весьма впечатляющим, несомненно, разработчикам удалось препарировать музыку таким образом, что когда возникает потребность загрузить следующую дорожку, мелодия перетекает плавно, в очень верно выбранный момент, в предыдущих играх с использованием такой системы переход от одной мелодии к другой звучал гораздо более грубо, тогда как теперь отличие оказывается столь тонким, что его практически нельзя заметить. Угроза опоздания Поскольку на разработку этой игры в новом формате было отведено так мало времени, нет ничего удивительного в том, что встает вопрос - а получится ли эта игра достаточно хорошей, выйдет ли из нее толк? Не будет ли в ней слишком много недоработок? Разработчики признают существование такой проблемы, но утверждают, что благодаря эффективной системе планирования их проект сделан таким образом, что ему не угрожает серьезный срыв, конечный продукт выйдет точно в срок и будет соответствовать самым высоким требованиям и стандартам. Первое, чем занялась команда - это было выделение приоритетов, то есть проблем, которые надо было решить безотлагательно, без которых игра не имела право на существование. Таким образом, было отведено время на работу Над самыми важными частями проекта и риск провала был исключен. Даже если выяснится, что временные ограничения, окажутся слишком жесткими, незавершенными окажутся такие мелочи, что про них и упоминать, право, не стоит. Разработчики твердо стоят на том, что никак не могут пропустить дату выхода фильма, на нее все завязано и пер- версия игры должна появится в тот же день, что и суперкартина. Они также обещали сделать все возможное, чтобы конечный продукт оказался надежным и эффективным, Возможны небольшие недоработки в сфере дизайна, не более того. Например, может так получиться, что боевой робот, который взрывается на экране, получит на одну анимацию меньше, чем в версии для ПК. Это означает, что отличия пройдут в таких областях, где их вряд ли заметите и они уж точно не составят для вас большой проблемы. Все это из-за того, что были тщательно выбраны те компоненты игры, которые оказались необходимыми, а все дополнительное реализовывалось в последнюю очередь. Главное в таком проекте - это запустить миры в жизнь, чтобы они начали вертеться и крутиться, тогда вы сможете выжать из них все, что угодно. Также необходима высокая скорость показа изображения, которая и была достигнута к середине марта. Чтобы любой объект, любая модель двигалась и существовала на высокой скорости, понадобилось очень много усилий, все анимации запустить - это очень большой труд. Проблема перегрузки памяти приставки была решена при помощи дробления уровней на мелкие части, так что торможения вы не заметите. Музыка тоже очень важна и ей уделялось огромное внимание. Таким образом все первоочередные задачи были решены и осталось лишь полировать игру, оттачивать ее и доводить до ума. Что же по вашему мнению самое важное, самое интересное в этой игре, в ее создателях? На самом деле, мне кажется, что очень большое значение играет такая вещь, как любовь к миру Звездных Войн, привязанность к первым трем сериям фильма. Для разработчиков игры StarWars - это неотъемлемая часть их культуры. Как и все мы эти ребята фанатели от Звездных Войн еще с детского сада. Что-то я не припомню те времена, когда Войн еще не было. А теперь эти славные парни занимаются созданием новой империи, нового чуда. На них будет молиться новое поколение фэнов которые в середине мая будут под завязку набиваться в кинотеатры. Все, кто смотрел клипы из нового фильма, согласятся, что несмотря на превосходные спецэффекты в новой картине ценнее всего то свойство, которым и до сих пор обладает первая часть Звездных Войн - вас приглашают в мир, где можно действительно весело провести время. Естественно, что фанаты фильма и от игры получат немало удовольствия, это благодаря тому, что разработчики максимально выложились в этой игре. Первое время в ходе конвертирования в новый формат ребята только и делали, что играли в компьютерную версию игры, не только для того, чтобы понять все тонкости этой игры, а из банального интереса - просто сыграть. Оказалась игрушка веселой. Учитывая ужасные проектные сроки, работать приходится по сорок восемь часов в сутки, так что если кто-то урывает пару минут на игру, то это действительно необходимо. По всему видно, что у этой игры есть большое будущее, не говоря уже о фильме и прочей галиматье, выходящей одновременно с ним. Это высокий класс.