Краткая история игровых приставок Наверное, моментом, с которого началась история игровых видеоприставок, следует считать появление персональных компьютеров и зарождение электронной игровой индустрии. Первые игры были не так увлекательны, поскольку создавались для алфавитно-цифровых дисплеев и могли заинтересовать только компьютерных фанатов. Настоящий успех пришел с разработкой удобных, дешевых и простых компьютеров, способных выводить картинку на экран обычного телевизора. В это время распространились Apple, ZX Spectrum, Atari и другие системы, теперь ставшие классикой. Тогда же появились и первые электронные игровые автоматы, которые представляли собой компьютер с игровой программой, записанной в ПЗУ. Высокая стоимость обусловила использование этих устройств в барах, торговых центрах и других общественных местах, но не дома. Тем не менее и они сослужили хорошую службу: познакомили с компьютерными играми миллионы людей и подготовили рынок. Следующим, шагом, приблизившим выход компактных видеоприставок, стало удешевление их производства. Резкое снижение цен сделало -простейший компьютер доступным для обычной семьи. Что же такое игровая видеоприставка? Это специализированный бытовой компьютер, разработанный для выполнения игровых программ. Приставка содержит все компоненты обычного компьютера: процессор, память, устройства ввода/вывода информации. Однако имеется несколько особенностей. Во-первых, изображение выводится на экран обычного телевизора с разрешением ниже, чем у монитора. Во-вторых, игровые приставки не оснащаются полноразмерной клавиатурой: для управления игрой достаточно простейшего пульта или джойстика. В-третьих, в видеоприставках может быть меньший объем памяти. Для первых приставок программы распространялись в виде картриджей, представляющих собой плату с установленными на ней микросхемами ПЗУ и ОЗУ. В ПЗУ находилась программа, которая запускалась после установки картриджа в специальный разъем приставки. Главным преимуществом видеоприставок является простота их использования. Подключите телевизор и пульт, вставьте картридж - и можно начинать игру, правила которой быстро становятся понятными. Не требуется изучать операционную систему или принципы распределения памяти. За несколько лет приставки прошли практически такой же путь, как и компьютеры. От приставок типа DENDY с медленным 8-разрядным процессором производители перешли сначала к 16-, а затем к 32- и 64-разрядным. Одновременно увеличивался объем памяти - от 2 Кб в DENDY до нескольких мегабайтов в современных приставках. Значительным шагом вперед стало использование компакт-дисков вместо картриджа с ПЗУ, что позволило повысить сложность игр, улучшило их графическое оформление и музыкальное сопровождение, превратив видеоприставку в развлекательный центр. Видеоприставки даже опередили персональные компьютеры в применении специализированных графических ускорителей. ПК достигли того же соотношения «качество графики/производительность» только с появлением разработок компании 3DFX, а ведь именно эта величина в значительной мере определяет успех работы компьютера в качестве игрового устройства. Итак, обратимся к игровым приставкам, получившим наибольшее распространение. Этап 1. 8-разрядные приставки Первой игровой приставкой, получившей широкое распространение, была MASTER SYSTEM фирмы SEGA, построенная на основе популярного процессора Z80. Она выпускалась в 1984-1986 годах, после чего производство было прекращено, и в Советский Союз попало ограниченное количество экземпляров. Настоящий бум на территории СССР начался с появлением игровых приставок под торговой маркой DENDY. И сотворила NINTENDO DENDY, И была DENDY медленна и неуклюжа, И только Super Mario носился над водою... NINTENDO, DENDY, день первый. Игровая приставка NINTENDO ENTERTAINMENT SYSTEM (NES), более известная в России под именем одного из ее аналогов - DENDY, стала ответом компании NINTENDO на выход приставки SEGA MASTER SYSTEM. Основой приставки послужил аналог распространенного процессора 6502 с тактовой частотой около 1,8 МГц. Простота в обращении и удачный дизайн сделали свое дело, и приставка буквально в течение года завоевала всемирную популярность, чему в значительной мере способствовала поддержка производителей программного обеспечения, большой ассортимент игр и регулярно выходящие новинки. Графический процессор приставки NES формировал изображение размером 256x224 точки, что было стандартом для 8-битных приставок, и палитрой из 52 цветов, из которых одновременно выводились на экран 26. Звуковой процессор поддерживал пять независимых каналов звукового сопровождения. По техническим характеристикам NES (DENDY) была значительно слабее SEGA MASTER SYSTEM, но, благодаря грамотной рекламе и активной помощи разработчиков игр, смогла не только обойти конкурента, но и практически полностью вытеснить компанию SEGA с рынка 8-разрядных приставок. Официальная поддержка игровой платформы DENDY продолжалась до 1994 года, однако в нашей стране эти приставки и игры к ним не утратили своей популярности - благодаря достаточно низкой цене и простоте в эксплуатации. И увидела NINTEN DO, что- DENDY хороша весьма, И сотворила NINTENDO GAME BOY, И был GAME BOY маленький и черно-белый... NINTENDO, GAME BOY, день второй. Огромный успех приставки DENDY побудил компанию NINTENDO создать переносную карманную игровую систему. Основными требованиями для такого устройства стали относительно невысокая цена и малое энергопотребление. Выпуск первой партии GAME BOY сопровождался мощной рекламной кампани¬ей. Результат превзошел все ожидания: GAME BOY покупали даже несмотря на то, что к моменту появления приставки для нее существовало только две игры - Super Mario Land и Tetris. Главными преимуществами новой системы были ее небольшие габариты и возможность переноски. Основой приставки стал 8-разрядный процессор, работающий на тактовой частоте около 4 МГц и являющийся упрощенной версией самого популярного из 8-разрядных микропроцессоров - Z80. Видеопроцессор формировал на жидкокристаллическом дисплее изображение размером 160x144 точки с четырьмя градациями яркости, звуковой процессор позволял получать четырех канальное звуковое сопровождение. Кроме того, разрешалось соединять две (а с помощью специального блока -и четыре) приставки для. совместной игры. На протяжении первых пяти лет GAME BOY, даже несмотря на черно-белый экран, находился в зените славы. Позднее уровень продаж снизился, и компания NINTENDO выпустила на рынок новые модификации: POCKET GAME BOY - игровая система меньших размеров в разноцветных корпусах и с более контрастным экраном; COLOR GAME BOY - долгожданная версия с цветным дисплеем; а также SUPER GAME BOY - добавочный модуль к приставке SUPER NINTENDO, позволяющий использовать картриджи для GAME BOY. В настоящее время названные приставки все еще активно продаются. Выпущено немало аксессуаров, позволяющих сохранить интерес к системе, которая, к слову сказать, на рынке уже более 10 лет и по уровню продаж до сих пор превосходит другие. Этап 2. 16-разрядные приставки Вслед за 8-разрядными процессорами появились 16-разрядные. И вскоре на смену простейшим игровым приставкам пришли более сложные модели. На этом этапе наблюдаются лишь количественные изменения: повысились разрядность и быстродействие процессора, увеличился объем памяти, улучшилась графика. Но никаких качественных изменений не произошло. Графика осталась спрайтовой, изображение на экране по-прежнему строилось из заранее созданных блоков, а игровые программы так же записывались в ПЗУ картриджа. Время революционных изменений впереди, а пока просматривается лишь поиск путей улучшения приставок: два процессора в SEGA MEGA DRIVE, сложный видеопроцессор в SUPER NINTENDO и т.д. Первой 16-разрядной игровой приставкой стала SEGA GENESIS. Усовершенствованные модели этой приставки называются SEGA MEGA DRIVE и SEGA MEGA DRIVE 2. И увидела SEGA, что NINTENDO богатеет весьма, И сотворила SEGA GENESIS, И была GENESIS первой 16-разрядной... SEGA, GENESIS, день третий. SEGA GENESIS была выпущена в 1989 году. В то время графическое оформление игр и звук, предоставляемые этой приставкой, явились просто образцом для подражания. Основную массу игр позаимствовали с игровых автоматов (именно поэтому игры для SEGA, как правило, аркадные). Приставку оснастили процессором М68000 фирмы MOTOROLA с тактовой частотой, увеличенной до 7,6 МГц, что стало большим шагом вперед. Кроме центрального процессора, имелся дополнительный 8-разрядный процессор Z80, который мог выполнять свои программы, освобождая центральный процессор. Несмотря на некоторые ограничения в одновременном выводе цветов на экран (всего 64 цвета), игры с участием специального персонажа - Ёжика Соника, фирменного знака SEGA - прекрасно продавались. Приставки SEGA и сегодня продолжают пользоваться спросом, но к настоящему времени они делят рынок 16-разрядных игровых систем с приставкой SUPER NINTENDO, о которой речь пойдет ниже. И побежала NINTENDO за SEGA, И сотворила NINTENDO SNES, И была SNES сложна весьма... NINTENDO, SUPER NINTENDO, день четвертый. Итак, SNES, или SUPER NINTENDO, появилась в октябреГД991 года - в тот момент, когда рынком 16-разрядных игровых систем практически безраздельно владела фирма SEGA. Процессор 65С816, используемый в SUPER NINTENDO, был гораздо слабее по производительности, чем процессор в SEGA MEGA DRIVE. Поэтому в приставку установили мощный видеопроцессор, позволяющий обрабатывать спрайты значительно быстрее и качественнее и выводить на экран одновременно 256 цветов (всего поддерживалось 32768 цветов). Кроме того, для повышения качества звука был встроен отдельный аудиопроцессор SONY. В целом же SUPER NINTENDO - это усовершенствованный вариант DENDY, без каких-либо коренных изменений. И снова более слабая по техническим характеристикам видеоприставка завоевала популярность благодаря качеству и разнообразию программного обеспечения. Этап 3. 32- и 64-разрядные системы С появлением 32-разрядных микропроцессоров в мире игровых приставок произошли кардинальные изменения. Во-первых, в конкурентную борьбу на рынке игровых систем включились такие фирмы, как MATSUSHITA ELECTRIC (PANASONIC) и SONY. Во-вторых, существенно изменились принципы формирования изображения. На смену плоской спрайтовой графике пришла трехмерная полигональная, с улучшенным разрешением экрана и увеличенным количеством цветов. В этом классе устройств наибольшее распространение получили три системы: 3DO от PANASONIC, PLAYSTATION от SONY и NINTENDO 64, выпущенная, естественно, фирмой NINTENDO. И решил PANASONIC сделать игру, И выпустил PANASONIC 3DO, И была 3DO с CD-ROM, и могла музыку играть... PANASONIC, 3DO, день пятый. Сразу же оговоримся, что игровая система 3DO не является собственной разработкой компании PANASONIC, а изготавливается по лицензии фирмы 3DO (эта фирма не занимается производством, а только продает свои проекты). Так что, кроме PANASONIC 3DO, вы можете встретить и SAMSUNG 3DO, и GOLDSTAR 3DO, отличающиеся лишь дизайном. Игровая система 3DO стала одной из первых 32-разрядных игровых видеоприставок, появившихся на российском рынке. Использование CD-ROM, которые тогда имелись не на каждом компьютере, качественная графика и большой выбор программного обеспечения сделали эту приставку на некоторое время самой популярной 32-разрядной моделью. Заглянем внутрь творения PANASONIC. В качестве центрального применяется 32-разрядный RISC-процессор ARM60, работающий с тактовой частотой 12,5 МГц. К нему подключено ОЗУ емкостью 2 Мб, а также энергонезависимое ОЗУ емкостью 32 Кб, где можно сохранить игровую ситуацию на время выключения приставки. Кроме того, в ПЗУ объемом 1 Мб записана операционная-система. В качестве дополнительного процессора (видеопроцессора) задействована специальная заказная микросхема, формирующая изображение с разрешением 320x240 точек и выводящая одновременно 32768 цветов (из 16,7 млн). Аудиопроцессор дает возможность получать стереофоническое звуковое сопровождение. Для чтения программ приставка оборудована двухскоростным приводом CD-ROM. Встроенное программное обеспечение позволяет работать с дисками формата Audio CD и Photo CD. Имеются стандартные 9-контактные разъемы, к которым можно подключить до 8 игровых пультов, а также 30-контактный разъем расширения для дополнительных устройств. Но вскоре лидерство захватила видеоприставка SONY PLAYSTATION, поскольку система 3DO пере¬стала поддерживаться производителями программ¬ного обеспечения и техническое обслуживание ухудшилось, что привело к ее исчезновению из продажи. О былой популярности 3DO свидетельствует разработанная фирмой CREATIVE плата 3DO Blaster, которая позволяет запускать игры для видеоприставки на персональном компьютере. И решила SONY обогнать 3DO, И создала SONY PLAYSTATION, И распространилась PLAYSTATION весьма... SONY, PLAYSTATION, день шестой. Итак, SONY PLAYSTATION - самая распространенная на сегодняшний день 32-битная приставка. Она способна воспроизводить игровые диски с логотипом PLAYSTATION, аудиодиски, а с помощью поставляемого отдельно видеомодуля - видеодиски формата MPEG. Эта видеоприставка увидела свет в 1994 году в Японии, причем ее производитель, фирма SONY, не была известна в игровом мире. Просто компания NINTENDO предложила SONY сделать CD-ROM для приставки SUPER NINTENDO, но к финансовому согласию партнеры так и не пришли, и в результате SONY выпустила собственное изделие. Успех был ошеломляющий: к лету 1995 года объем продаж достиг миллиона приставок, и это только в Японии! Осенью 1995 года SONY начала поставки на американский рынок, причем столь же удачно: только за первую неделю было продано более 100 тыс. штук. Модель PLAYSTATION представляла собой вершину технической мысли, включая практически все новейшие разработки: 32-битный RISC-процессор R3000A с тактовой частотой 33,87 МГц; 3D-ускоритель, выполняющий 80 млн инструкций в секунду; звуковое сопровождение Dolby Surround на 24 канала. Кроме того, на экран могло выводиться более 16 млн цветов, а разрешение составляло 640x480 точек. Но и это еще не все. Приставка имела память 2 Мб и дополнительно 512 Кб звуковой памяти, а также двухскоростной привод CD-ROM. Следует также упомянуть и о 64-разрядной игровой видеоприставке NINTENDO 64. В ней используется уникальный 64-разрядный RISC-процессор, на порядок увеличивший реализм восприятия графики. Это произошло за счет повышения до 500 МГц скорости обмена с памятью, достигнутого с помощью современных технологий. Новый трехмерный джойстик с дополнительным аналоговым блоком дает возможность задать любое направление в диапазоне от 0° до 360°. Модель NINTENDO 64 - результат сотрудниче¬ства компаний NINTENDO и SILICON GRAPHICS. Приставка уверенно поддерживает трехмерную графику благодаря спаренным процессорам MIPS Technologies и Silicon Graphics с тактовой частотой основного 64-разрядного процессора 93,75 МГц и частотой графического процессора 62,5 МГц. В результате их слаженной работы практически исчезает текстурное разложение задних планов изображения и движущихся объектов при их приближении. Приставка имеет 4,5 Мб оперативной памяти и экранное разрешение до 640x480 точек. Воспроизве¬дение более 16 млн цветов и 100-канальный звук удовлетворят самый взыскательный вкус. Фирма NINTENDO учла основной недостаток своей предыдущей системы, SNES, - слабый процессор. По вычислительной мощности NINTENDO 64 -несомненный лидер. Но, к сожалению, в приставке используются не компакт-диски, а картриджи. Емкость картриджа не превышает 32 Мб, что несоизмеримо с 650 Мб обычного CD. Уже несколько лет компания NINTENDO обещает выпустить для своей приставки CD-ROM, однако «воз и ныне там». Так были совершены игровые приставки И все воинство их. И плодились они, и размножались, И владычествовали над сердцами детскими. И карманами родительскими. Этап 4. Современные модели Пока идет эволюция процессоров, развиваются и игровые видеоприставки. А на рынке приставок продолжается конкурентная борьба. Можно выделить несколько особенностей совре¬менной игровой системы: 64- или 128-разрядный центральный процессор, 128- или 256-разрядный графический процессор, не менее 8 Мб памяти, дисковод для DVD, порты для подключения различных устройств, в том числе модема для выхода в Internet. Итак, игровая приставка превращается в мультимедийный развлекательный центр с множеством функций. В настоящее время на рынке присутствуют: SEGA с новой разработкой DREAMCAST; SONY, предложившая модель с легко предсказуемым названием PLAYSTATION 2; на подходе MICROSOFT с Х-ВОХ. Игровая приставка DREAMCAST С точки зрения аппаратуры лидером среди игровых видеоприставок до последнего времени была NINTENDO 64. Однако ее 64-разрядный процессор с тактовой частотой 90 МГц не идет ни в какое сравнение с RISC-процессором Hitachi SH4 (200 МГц), используемым в DREAMCAST. Кроме того, у DREAMCAST имеется 128-разрядный видеопроцессор на базе кристалла NEC Power VR2. Такая вычислительная мощь позволяет получить чрезвычайно динамичные игры с реалистичными объектами и великолепными имитациями воды, тумана и света. Самым большим преимуществом аппаратуры PLAYSTATION являлось использование дисков CD-ROM: компакт-диски вмещают до 650 Мб информации, что в 20 раз превышает емкость самого большого картриджа NINTENDO. Однако DREAMCAST превзошел соперника и здесь: в нем применяется специальная технология компакт-дисков двойной плотности, называемая CD-ROM. На GD помещается 1,2 Гб информации, a DREAMCAST снабжен 12-скоростным дисководом. Сейчас можно сказать, что успех или провал данной системы зависит только от поддержки производителей программного обеспечения. Игровая приставка PLAYSTATION 2 Эта видеоприставка не только сопоставима с самыми современными ПК, но по целому ряду параметров превосходит их. В SONY PLAYSTATION 2 применен 128-разрядный процессор Emotion Engine (RISC-архитектура MIPS IV) с тактовой частотой 300 МГц. Процессор имеет два целочисленных блока, два арифметических сопроцессора и специальный SIMD-блок для обработки мультимедиа-команд (аналог блоков ММХ, SSE и 3DNow! в архитектуре х86). Упомянем также сопроцессор для обработки изображений, помимо всего прочего включающий в себя декодер МРЕG-2 и обладающий быстродействием 150 млн пикселов в секунду. Оперативная память объемом 32 Мб по быстродействию более чем втрое превосходит память компьютеров IBM PC. Видеопроцессор PLAYSTATION 2 базируется на параллельном рендеринг-процессоре GraphicSynthesizer с встроенным динамическим ОЗУ объемом 4 Мб. Скорость обмена по шине «видеопроцессор-память» составляет 48 Гб/с. Тактовая частота видеоускорителя и памяти - 150 МГц. Производительность видеопроцессора игровой приставки PLAYSTATION 2 выше, чем у nVidia GeForce256. SONY PLAYSTATION 2 обеспечивает звуковое сопровождение по технологиям Dolby Digital (АС-3) и DTS. Для связи с внешними устройствами в этой модели имеется слот PC Card, порты USB и i.Link (IEEE 1394), а также привод DVD-ROM. Разумеется, к портам можно подключать разнообразные периферийные устройства - сетевые карты, модемы, винчестеры, ZIP-дисководы и пр., в том числе и от сторонних производителей. Игровая приставка Х-ВОХ Итак, компания MICROSOFT обратила внимание на рынок игровых видеоприставок и собирается выпустить свою систему, называемую Х-ВОХ. Пока устройство находится в стадии разработки, можно привести только предварительные сведения об ожидающем нас монстре. В качестве центрального используется стандартный процессор Intel Pentium III с тактовой частотой 600 МГц. К нему подключены 64 Мб памяти, специализированный звуковой процессор и графический процессор с аппаратным ускорением 2D- и 3D-графики. Микросхема графического процессора разрабатывается компанией nVidia, а значит, его производительность будет, вероятно, на несколько порядков выше, нежели у любого другого ускорителя на рынке. Конечно, в наличии все необходимые аксессуары: DVD-ROM, возможность расширения, выход в Internet; уже предусмотрено объединение нескольких консолей в сеть. В Х-ВОХ, помимо ставших уже стандартными карт с энергонезависимым ОЗУ, которые предназначены для хранения данных на время отключения питания, появится жесткий диск. А теперь угадайте, какая система будет записана в ПЗУ приставки? Правильно, Windows. Точнее, специально разработанный для Х-ВОХ вариант, основанный на ядре Windows 2000. В целом видеоприставка Х-ВОХ выглядит многообещающе, а зная способность MICROSOFT к извлечению прибыли, можно с уверенностью говорить о том, что ее модель составит серьезную конкуренцию как DREAMCAST, так и PLAYSTATION 2. Итак, мы полагаем, в будущем нам будет во что и на чем играть. Шоу должно продолжаться. Продолжение следует...
1551 Прочтений • [Краткая история игровых приставок] [19.05.2012] [Комментариев: 0]