Вот уже на протяжении многих лет идет спор между компьютерными музыкантами, и главная тема спора — трекеры или MIDI! Что же все-таки выбрать? Вот это мы сейчас и постараемся выяснить. Итак, сначала разберемся, что же такое MIDI. За столь замысловатой аббревиатурой спряталось предельно простое словосочетание: Musical Instrument Digital Interface. Это протокол связи между музыкальными инструментами, по которому передается информация о различных действиях, совершаемых с этими инструментами. Когда музыкант нажимает клавишу или, наоборот, отпускает ее, усиливает или ослабляет давление на нажатую клавишу, тыкает в кнопочки и вертит ручки на синтезаторе (софтверном или железном) — инструмент преобразует каждое из этих действий в соответствующее сообщение. И уже оно в закодированном виде отправляется по интерфейсу прямо в секвенсер (программа или отдельное устройство, через которое контролируются все инструменты). Следует отметить, что через MIDI контролировать можно только электронные инструменты, как то: синтезаторы, семплеры, драм-машины. С живыми инструментами фокус не пройдет. Так что гитара, живые ударники или даже контрабас записываются сначала в wave-файл, а потом сводятся в том же секвенсере. Конечно, большое количество инструментов существует в программном виде. Но, во-первых, все это требует весьма и весьма неслабого железа, да и возможности софта, безусловно, уступают возможностям реальных инструментов. Во-вторых, управление не самое удобное — согласитесь, намного проще нажимать пальцами реальные кнопки, чем прицеливаться мышкой по виртуальным. Естественно, скромному пользователю описанные выше “навороты” попросту не нужны, да и научиться со всем этим работать — задача непростая. Сложность в освоении и высокие требования к железу — аргументы, говорящие не в пользу MIDI. Как быть человеку, который консерваторию не заканчивал, да и на необходимую аппаратуру денег у него нет? Вот для этого и существует софт, призванный облегчить создание музыки только на PC, причем без особых затрат системных ресурсов. Наиболее популярными среди начинающих являются wave-сводилки. Яркими примерами служат Dance Machine и ProDJ. Данные продукты предназначены исключительно для увеселения. Принцип действия в них следующий. Несколько wave-файлов (чаще всего из стандартного набора) накладываются друг на друга, в результате чего получается некая музыка. Так как набор семплов невелик, в Сети появляется огромное количество практически одинаковых композиций. Несмотря на понятный интерфейс, красивое оформление и рекламу, возможности такого рода софта крайне ограниченны и ничего мало-мальски достойного сделать в них нельзя. Так что ни в коем случае не советую воспринимать подобные программы всерьез, и всем утверждениям, звучащим из некоторых журналов, что с их помощью “вы сделаетесь крутым ди-джеем за пятнадцать минут”, верить не рекомендую. Зато советую обратить внимание на другой типа софта — трекеры. Принцип работы трекера таков: вы загружаете семпл (любой wave-файл) и играете этим семплом любую мелодию. Таким образом, свобода творчества практически безгранична (грубо говоря, в лице трекера мы получаем секвенсер и семплер в одном флаконе, а во многих трекерах к этому набору добавляются еще синтезаторы и эффект-процессоры). Кроме того, большинство трекеров нетребовательны к системным ресурсам, что также немаловажно. Из общих недостатков могу отметить лишь не самое высокое качество звучания (точнее говоря — непрофессиональное; обычный человек, скорее всего, ничего не заметит, если, конечно, вы будете использовать качественные семплы). Кроме того, для нормального творчества требуется немалая библиотека семплов, которые покупаются на CD, скачиваются из Сети либо “заимствуются” из чужих модулей (как вариант — из игр, благо в “Мании” про это постоянно пишется). Еще отмечу, что трекеры хороши лишь для создания электронной музыки. А если вы решите писать с их помощью, например, хэви-метал или джаз, то результат будет далек от ожидаемого. На мой взгляд, трекер является оптимальным выбором для обычного человека, который не прочь написать что-то свое. Трекеры также весьма популярны среди мастеров демо-сцены (к группе “Демо” отношения никакого не имеет). В данном обзоре представлены наиболее известные трекеры. Среди них есть и довольно старые, но не потерявшие актуальности программы. Fast Tracker 2.09 Весит: 260 Кб Понимает:.xm (его родной формат), .mod, .s3m Несмотря на то, что работы над этим трекером прекращены еще в 1996 году, FT и сейчас остается одним из наиболее популярных трекеров. Работает под DOS, но в то же время обладает неплохим графическим интерфейсом. Количество каналов — 32, максимальное количество семплов — 40х16. В качестве семплов грузит .w av, .aif, .smp, .pat и родной формат .xi (семпл плюс различные настройки). Плюсы: Небольшой размер, незначительные затраты ресурсов (вполне спокойно обитает на четверке с 8 “метрами” памяти), простота в освоении (по сравнению с другими трекерами; но если вы перейдете на него с Dance Machine, освоиться будет непросто). Удобный и логичный интерфейс (все под рукой), не самое плохое качество звука. Минусы: Корректно работает только с картами SoundBlaster и Gravis Ultrasound. Вылетает при копировании паттернов нестандартной длины (правда, успевает сохранить вашу работу в виде backup.xm). Наблюдаются глюки со скоростью (она на 2 bpm отличается от истинной, впрочем, к этому легко привыкнуть). Отсутствие полноценных эффектов, непонятные сокращения на кнопках, абсолютно нестандартные “горячие клавиши”. Сайт разработчика:www.starbreeze.comImpulse Tracker Понимает:.itВ качестве семплов использует:.iti, .wav Из-за отсутствия полноценного графического ин терфейс а весьма смахивает на программку десятилетней давности. Большинство функций доступны только с клавиатуры. Тем не менее, это один из лучших (если не лучший) ДОСовских трекеров. Имеет 64 физических и 256 виртуальных каналов. Эффектов немного больше, чем у FT, но практически ни один плеер не может нормально воспроизвести .it-модуль, в котором используются эти эффекты. Плюсы: Большой набор драйверов, обеспечивающий очень качественное звучание на большинстве аудиокарт. Имеется функция сжатия семплов, что уменьшает размер модуля. Минусы: Отсутствие графического интерфейса, управление только с клавиатуры. Цена $30, в незарегистрированной версии отсутствует возможность стерео-экспорта в .wav. Официальный сайт: www.unidev.com/~logic Mad Tracker
Весит: 984 Кб Понимает: .mt2, .xm, .it, .s3m, .modГрузит семплы: .wav, .xi, .aif, .smp, .mti Количество каналов — 32. На первый взгляд — аналог Fast Tracker’а под Windows, но это только на первый... Кроме всех возможностей FT, присутствуют: Track Effects — долгожданная возможность положить на каждый канал какой-либо эффект (Delay, stereo delay, flanger, LFO, distortion), более удобный редактор семплов, наложение фильтра (low pass или high pass) на каждый инструмент. Управление параметрами семплов с помощью кривых. Реализована полифония (следующая нота на канале не заглушает предыдущую). Также имеется такая функция, как drum patterns (для тех, кому не хватает 32 каналов). Плюсы: Большое количество возможностей, качество звука на порядок выше чем у других трекеров такого типа. Минусы: Требовательность в железу, неудобный процесс загрузки семплов. Не позволяет класть фильтры на стереосемплы (хотя их использование поддерживается, что приятно), необходимость заплатить за использование $40, в незарегистрированной версии отсутствует возможность экспорта .wav. Сайт разработчика:http://madhouse.nerdyboys.com Buzz
Весит: 5.5 Мб Понимает:.bmx, .bmwГрузит семплы:.wav, .xi, .smp, .aif, .sf2 (при наличии плагина). Это не трекер как таковой, а гибрид трекера, секвенсера и синтезатора, причем, на мой взгляд, одного из лучших современных software-синтезаторов. Плюсы: Потрясающая функциональность. Высочайшее, можно сказать, профессиональное качество звука, невысокие системные требования (P-233 вполне достаточно), огромное количество плагинов. Есть возможность использовать профессиональные VST-плагины. Минусы: Ужасно неудобное управление — куча мелких и часто совершенно необъяснимых недостатков, которые ужасно раздражают. Сложность в освоении, куча глюков и багов. Неудобный процесс загрузки семплов, отсутствие встроенного редактора их. Возможно, данные недостатки будут устранены в последующих версиях, и в результате мы получим лучший инструмент для создания музыки на PC. Официальный сайт: www.buzztrack.com Fruity Loops
Весит: 4.5 Мб В качестве семплов использует:.wav, .aif, .smp, .xi, а также инструменты Sim Synth и Drum Synth. Каналов — 999 (!!!). Имеется встроенный синтезатор TS404 со стандартным набором функций (два осциллятора, два LFO, distortion, delay). Принцип создания музыки немного напоминает Buzz: готовые паттерны размещаются с помощью sequence editor’а (здесь он назван глупым словом playlist). Плюсы: Множество настроек и фильтров, качественное звучание, возможность использования практически всех форматов семплов, простое управление — большинство параметров, которые в прочих трекерах прописывались цифрами, здесь устанавливаются с помощью ручек. Хотя такой интерфейс многим покажется удобным (особенно тем, кто не пользовался трекерами ранее, а привык, скажем, к ReBirth). Также имеется возможность сохранить файл сразу в .mp3. Можно синхронизировать с midi-секвенсером, что позволяет использовать Froity Loops как весьма неплохую драм-машину; также позволяет записывать партии по midi. Поддерживает DirectX и VST-плагины. Минусы: “Странное” управление. Не слишком удобный процесс размещения нот в паттерне, и shareware к тому же... Официальный сайт: www.fruityloops.com
818 Прочтений • [Трекеры - с музыкой по жизни] [19.05.2012] [Комментариев: 0]