Реальная виртуальность ...или почем опиум для народа?
Удивительно, сколько энергии, сил и времени может потратить человек, чтобы только не заниматься чем-нибудь общественно полезным. Вместо того, чтобы пойти работать таксистом или дальнобойщиком, он придумывает всевозможные рули и педали и ночами гоняет в NFS; отлынивая от армии и не желая отстреливать врагов отечества, выдумывает невообразимые мыши и сутками крошит товарищей в Counter-Strike; и наконец, не желая просто жить в нашем мире, придумывает всяческие очки и шлемы виртуальной реальности и готов неделями глазеть в заэкранную явь. Из всех приспособлений, созданных для компьютерных игр, шлем виртуальной реальности стал, пожалуй, самым высокотехнологичным и желанным фетишем для обывателя. Поэтому, с вашего позволения, хочу вам рассказать немного о том, насколько продвинулся прогресс в этой области. Один глаз хорошо, а два — лучше
Самый простой способ сбежать из нашего жуткого мира — это приобрести очки виртуальной реальности. Помните, пару лет назад существовали такие странного вида очки с разными стеклами, которые этак подленько обманывали наш замученный мозг, заставляя его думать, что он видит на экране монитора объемное изображение? Так вот, никуда эти очки не делись, только изрядно мутировали и превратились в весьма солидные устройства. Для начала давайте посмотрим на одного из самых простых и дешевых представителей вида — очки Elsa Revelator. Выполнены Elsa Revelator весьма элегантно и стильно; имеются две модификации — инфракрасная беспроводная и с проводом. Нам достался вариант с проводком, стоимость которого составляет примерно 49 у.е., что по сравнению с другими аналогичными продуктами весьма дешево. Очки легкие и удобные, на носу сидят как влитые. Длина провода порядка трех метров; он подключен к переходнику, расположенному на кабеле между видеокартой и монитором. Никакого дополнительного питания очки не требуют. Вместо стекол в Elsa Revelator стоят специальные LCD-экранчики. Изначально эти очки работали только с продуктами самой фирмы ELSA (Erazor II, III), однако попозже фирма спохватилась и выпустила универсальные драйвера, с помощью которых очки спокойно уживаются с любой картой на базе чипа nVidia Riva TNT (2). Давайте теперь разберемся, как именно очки мистифицируют человеческий мозг. Как известно, большая часть человечества обладает двумя глазами и, значит, бинокулярным зрением. Глаза наши расположены на некотором расстоянии друг от друга, что позволяет видеть объекты под двумя различными углами. Таким образом, мы получаем две немножко разные картинки, которые, накладываясь в мозгу друг на друга, дают ощущение перспективы и объемности. Вот объяснение компании ELSA относительно принципов работы очков: — в процессе прорисовки 3D-сцены рисуются две двухмерные картинки; — фон при одинаковой перспективе у этих картинок один и тот же, а объекты, в зависимости от расстояния между ними, сдвигаются вправо или влево. По сути, все происходит как в случае с нашими двумя глазами — формируются две картинки одной сцены, отображаемые как бы под разными углами; — в то время как компьютер работает над следующей сценой, эти изображения последовательно демонстрируются; — когда показывается картинка для левого глаза, LCD-экран для правого затемнен, и наоборот; — эта нехитрая операция повторяется 120 раз в секунду, обеспечивая максимально плавный показ со скоростью 60 кадров в секунду для каждого глаза.
Инертность изображения, а также тот факт, что оба LCD, в отличие от монитора, расположены вне зоны фокуса глаза, гарантируют практически полное отсутствие мерцания. Таким образом, пользователь видит настоящее трехмерное изображение. От монитора же требуется частота обновления кадров в 120 Гц. В этом и заключается основное требование к оборудованию со стороны очков Elsa Revelator. Качество картинки просто великолепное, ощущение трехмерности и погружения в игровой процесс — полное. Порадовала четкость текста и деталей. К плюсам можно отнести также и простоту использования и настройки, причем очки ELSA Revelator можно подкрутить под любой тип зрения (нормальный, близорукий и дальнозоркий). Цена делает эти очки доступными многим владельцам карт на базе чипсетов nVidia Riva TNT (2). К числу минусов данной модели относится неширокий ассортимент подходящих для работы видеокарт. Кроме того, расширить список поддерживаемых ELSA Revelator игр на данный момент можно только вручную, внося изменения непосредственно в Registry. А это умеет далеко не каждый. Как итог, владельцам карт на nVidia Riva TNT (2) можно смело рекомендовать к приобретению эти очки — они почти в три раза дешевле своих аналогов, удобны в использовании и при этом обеспечивают яркие ощущения от 3D-графики за счет стереоэффекта. Однако надо учитывать и тот факт, что некоторые люди от природы не воспринимают стереоэффекты, поэтому перед приобретением как любых стереоочков неплохо бы найти способ испытать их на себе. Глазной вопль Про фирму Metabyte слышали многие, а некоторым даже посчастливилось увидеть стереоочки Wicked3D eyeScream, которые эта фирма выпускает наряду с видеокартами и драйверами. С ценой на свои очки Metabyte, прямо скажем, перемудрили — она составляет 150 зеленых единиц. По сравнению с очками от ELSA это несколько не по-рабоче-крестьянски. Wicked3D eyeScream поставляются только в беспроводном инфракрасном варианте. Праздник жизни начинается, когда вы открываете коробку и видите в ней составные части этого чуда: — адаптер, который имеет два разъема для подключения монитора и видеокарты, а также разъемы для включения блока питания и трансмиттера;
— трансмиттер, который посредством инфракрасного сигнала управляет стереоочками. Он устанавливается на монитор и имеет переключатель “дальний сигнал — ближний сигнал” для выбора режима управления очками при близком или отдаленном расположении пользователя; — сами стереоочки с возможностью регулирования расстояния между поляризующимися стеклами и приемником инфракрасного сигнала. Для их работы потребуются две батарейки. В очки встроен контактор, который включает их только при полностью раздвинутых дужках. Сами очки сделаны довольно аккуратно — каких-либо неудачных деталей, мешающих воздрузить их на лицо, замечено не было. Дизайн немного странноват, но это не должно вас смущать, если не планируете ходить в них по улице; — 9-вольтовый блок питания этой системы. Драйвера встают без проблем, и после перезагрузки системы можно начать наслаждаться виртуальной жизнью. Принцип действия этих очков такой же, как и у ELSA Relevator. Стекла, установленные в очках, при поляризации затемняются, попеременно закрывая то один, то другой глаз, в то время как на мониторе поочередно демонстрируются картинки для левого и правого глаза. При этом используется эффект “памяти” (инертности) сетчатки глаза. То есть, на самом деле изображение формируется на мониторе, а человек просто смотрит на него через очки. Частота смены изображения у этих очков составляет 80 Гц. Отсюда следуют, что ваш монитор должен выжимать не меньше 160 Гц, а на такое способны лишь довольно новые модели. Общие впечатления от тестирования очков положительные. Все предметы в любой игре приобретают реальный объем, а сцена на обычном мониторе получает потрясающий эффект глубины. Приятной неожиданностью явилось появление в Unreal и Quake 2 настоящего лазерного прицела вместо стандартного крестика. Этот прицел, как и положено, скользит по стенам и любым объектам, на которые он наводится. К слову сказать, очки позволяют понять глубинный смысл различий движков разных игр — перспектива везде выглядит по-разному. Но, тем не менее, она есть везде — монитор становится окном в сказочный мир объемной 3D-графики. Однако, как и в каждой бочке меда, здесь тоже найдется ложка дегтя. Может возникнуть проблема с фокусировкой глаз. Например, я начинал видеть нормальное объемное изображение не сразу, а где-то через 3-4 секунды, когда глаза “перестраивались”. Могу ответственно заявить, что, похоже, отдельные личности могут вообще остаться без сладкого. Тестируйте очки перед покупкой! К минусам надо отнести и привязанность к конкретным видеокартам, а именно — на чипах от ныне покойной 3Dfx. Хотя компания Metabyte и выпустила драйвера Global eyeScream для поддержки карт других производителей, однако они работают не всегда. Но в общем и целом можно сказать, что очки замечательные; когда познакомишься с ними поближе, начинаешь понемногу понимать глубинный смысл их вычурного названия (см. название главы). Каски наде-е-евай! Вот мы и подошли к апофеозу стремления человека сбежать и скрыться от бытия. Все эти очки... Пардон, господа, это несерьезно. Полное ощущение отрыва можно получить, только надев на голову настоящий, увесистый такой шлем виртуальной реальности. Лет пять назад на рынок вышел первый продукт компании IIS (Interactive Imaging Systems) под названием VFX-1, и название этого продукта надолго скрыло имя самой фирмы от широких масс общественности. До тех пор в виртуальной реальности игрались в основном военные, которые вообще очень любят играться. И шлемы и них были, и все прочее, вот только обычному пользователю выложить около 250000 вашингтонов за такую каску несколько проблематично. Увы — прогресс в области шлемов виртуальной реальности движется очень медленно. Если его сравнивать, например, с темпами эволюции процессоров или видеоакселераторов, то покажется, что на рынке шлемов вообще царит застой. Однако это не так. Во-первых, в последнее время значительно увеличилось количество компаний, выпускающих подобные устройства. Во-вторых же, для них нашлось дополнительное применение. Использование очков или шлемов виртуальной реальности при просмотре DVD-фильмов (к примеру, с портативного плеера) позволяет получить эффект присутствия в кинотеатре.
Давайте познакомимся с тем, что у нас есть на сегодняшний момент. А именно со шлемом виртуальной реальности VFX 3D, который является прямым потомком и результатом эволюции шлема VFX-1. Для начала, по традиции, посмотрим, как все это работает. Шлем представляет собой комбинацию из трех основных систем виртуальной реальности: 1. Аудио — как правило, в виде наушников. В дорогих моделях иногда используются квадро-наушники для обеспечения более комфортного прослушивания 3D-звука. 2. Видео — два монитора (или панели) по одному на каждый глаз. Это, как правило, жидкокристаллические (LCD) панели. Теперь немного о таком животрепещущем вопросе, как разрешающая способность панелей. Производители часто указывают максимальную разрешающую способность, в которой может работать устройство, но оно часто не соответствует физическому разрешению панели. Вычислить реальное разрешение панелей можно по формуле высота х ширина х 3 пикселя = реальный размер панели (3 пикселя составляют систему RGB для получения цветного изображения). Таким образом, для получения разрешения 640х480 в шлеме должны стоять панели в 640х480х3=921600 пикселей. 3. И последний “кит”, на котором стоит технология, — ориентация в пространстве (трекинг). В отличие от очков виртуальной реальности, которым требуются дополнительные сенсоры, отслеживающие движения головы, шлемы всегда имеют встроенные сенсоры, причем, как правило, рассчитанные на несколько направлений движения. Обычно это поворот головы вправо/влево, наклон головы вправо/влево, наклон головы вверх/вниз. Работает шлем достаточно примитивно. Вы просто подключаете его к компьютеру и получаете изображение, которое в данный момент присутствует на дисплее. Для более интересных режимов, скажем, просмотра стерео или трекинга в виртуальном мире, необходимо иметь соответствующее программное обеспечение, которое позволит вам использовать эти возможности шлема. После подключения шлема и установки его нужно откалибровать с помощью настроек, и можно топать в виртуальность. Правда, при установке могут возникнуть некоторые проблемы. Как выяснилось, драйвера шлема не могут работать с DirectX старше версии 7.0a, а также шлем не работает с операционными системами Windows ME и 2000. Шлем очень плотно садится на голову благодаря толстому и мягкому уплотнителю, и не особо давит на нее, так что чувствуешь себя довольно комфортно, хотя, пожалуй, в теплое время года сидеть в нем будет несколько жарковато. К счастью, производители предусмотрели возможность извлечь уплотнитель из шлема и вымыть его. Надо отметить, что шлем не столь полно отделяет от реальности, как хотелось бы. Относительно наушников ничего плохого сказать не могу: они достаточно плотно блокируют внешние шумы. Но когда вы опускаете на глаза переднюю часть шлема, где находятся LCD-экраны (визор), то приходится сосредотачиваться на изображении, так как окружающая действительность так и норовит втиснуться в щели вокруг визора. Теперь непосредственно впечатления от работы устройства. Качество видео, к сожалению, весьма посредственное — цветопередача оставляет желать лучшего. Попытки подстроить параметры шлема для достижения более-менее приемлемого качества изображения успеха не имели. Игра в стереорежиме, несмотря на дискомфорт от цветопередачи, оставляет незабываемое впечатление. Ощущение объемности предметов очень впечатляющее. Даже в монорежиме все игры обретают некоторую объемность. В System Shock 2 я долго рассматривал урну на полу. Так и хотелось поддать по ней ногой: до такой степени натурально она выглядела. Увы, осталась еще одна старая проблема: глаза при работе со шлемом очень сильно устают. До сих пор сохранилось ограничение при работе — 15 минут, после чего рекомендуется сделать перерыв. Иначе вскоре может встать необходимость покупки очков, не имеющих отношения к виртуальной реальности. Напоследок — маленькая деталька. Стоимость. Всего 2500 нерублей. Так что — думайте сами, решайте сами: иметь или не иметь. Назад в настоящее Как бы ни хотелось сбежать в мир виртуальный, это пока получается довольно плохо. Техника подкачивает. Самым реальным выбором сейчас остаются очки, они дают прекрасное ощущение трехмерности, но далеко не реальности действа. Шлем немного разочаровывает, и не столько своей ценой, сколько некоторой недоработанностью. Полного погружения все равно нет, да и долго не высидишь, глаза дороги как память. В общем, виртуальный мир еще не настолько хорош, чтобы кидаться в него сломя голову. Может, стоит пока задержаться в реальном?