На таймере часовой бомбы светится цифра "3". Угадайте, что сейчас будет? Мои бойцы сгрудились в маленькой комнатке, надеясь укрыться за стеной. Commandos 2 — игра-переросток. Из красивого особняка Pyro Studios сделали небоскреб, да еще поналепили этажей сбоку. Выглядит величественно, спору нет. Удобно перемещаться: тебя постоянно подхватывает то лифт, то услужливый эскалатор. Коридорные дарят тебе цветы. Зеркальные окна, как щиты, прикрывают от лучей солнца. Но это величие отпугивает незваных гостей. Тем, кто не был вхож в дом первой Commandos, тут просто нечего делать. “Только для фанатов” — гласит плакат у входа. Да и тем после пары миссий захочется вытереть пот со лба и пойти немного прогуляться. Они тренировались Дополнений и улучшений в Commandos 2 — хоть пруд пруди.
Надеялись зря. На воздух взлетело все здание. В принципе, весь отведенный под статью объем можно потратить на одно их перечисление. Присутствует все, что вы хотели увидеть во второй части Commandos, и сверх того — все, о чем вы только мечтали. Прежде всего, в отряд диверсантов поступило несколько новичков. Это вор (Thief), умеющий красть вещи у живого врага, вскрывать замки отмычками, карабкаться по стенам и влезать в дома через окна. Это бультерьер по кличке Виски, умеющий лаем отвлекать врага и переносить за ошейником всякие ценные предметы. Ну и Наташа, знакомая по Beyong The Call of Duty — как и раньше, она заговаривает зубы фрицам, пока у тех за спиной творятся всякие темные дела. Если смотреть непредвзято, то Наташа, вор и собака — как раз те персонажи, об отсутствии которых никто не стал бы плакать. Они приглашены на бал лишь для того, чтобы развлечь гостей, не более. Вор играет главную роль в паре миссий — но это как раз те миссии, которые сделаны специально для него. Хотя его присутствие и делает игру разнообразней, не в этом, как говорится, сила. Никого из ветеранов Commandos не уволили в запас — “зеленый берет”, сапер, водитель, моряк и снайпер по-прежнему с нами. За прошедшие три года они многому научились, по большей части, правда, переняв умения друг у друга. Теперь любой из них может водить машину, таскать трупы, оглушать фрицев ударом кулака, переодеваться в немецкую униформу, плавать и нырять. Сапер плавает под водой недолго — через несколько секунд ему уже надо всплыть и отдышаться, зато моряк или “берет” могут переплыть небольшой залив под носом у часовых. Каждый боец умеет приманивать немцев сигаретной пачкой и пользоваться биноклем. Кое-кто научился и тому, чего раньше не умел. Скажем, “берет” может сигануть с небольшой высоты, когда нет времени или возможности спускаться по лестнице, а также умеет висеть на одной руке за окном, ожидая, пока уляжется переполох в доме. Но оставить его в висячем положении надолго нельзя — через пару минут иссякнет запас выносливости, и уставший “берет” рухнет вниз, прямо под ноги патрульным. Моряк навострился метать нож — и теперь может поспорить с “беретом” в искусстве бесшумного истребления врагов. Шпион и моряк умеют связывать оглушенных немцев, после чего те становятся немногим подвижнее своих мертвых коллег. Свобода для извилин Развитие старых навыков и приобретение новых, несомненно, пошло бойцам на пользу. Не осталось практически ничего, что бы они не могли сделать. Конечно, при условии, что игрок умеет в совершенстве управляться с отрядом. Добиться оного совершенства непросто, особенно новичку.
Вор лезет на балкончик, где прохаживается враг. Дальше - оглушающий удар кулаком и проникновение сразу на второй этаж. Миссия, кстати, называется "Спасение рядового Смита". Хорошо, что прямо в игре всегда можно вызвать энциклопедию и поискать интересующие вас сведения. Правда, энциклопедия рассказывает не все — некоторые тонкости придется постигать собственным умом. Если не постигнете чего-то — тоже не страшно. Почти всегда игра предоставляет несколько способов решения одной проблемы, и какой-нибудь из них обязательно придет вам в голову. Вообще, по части решения проблем Commandos 2 продвинулась неимоверно. Появился добрый десяток новых способов отвлекать, заманивать, оглушать, лишать подвижности и, само собой, убивать несчастных фрицев и гансов. Скажем, на пути часового можно поставить бутылку вина, которую он не замедлит осушить, после чего на некоторое время потеряет бдительность. А если подсыпать в вино наркотик, то разбудить часового смогут только подбежавшие коллеги. Любого упавшего на землю врага можно тут же раздеть и обезоружить. Теперь не придется обыскивать в постройках все шкафы и ящики, чтобы найти немецкую форму или автомат. Впрочем, воровские рейды по казармам, ангарам и штабам по-прежнему необходимы, так как немцы не таскают в карманах динамит, гранаты, аптечки и яд и почему-то упорно выходят на дежурство без столь необходимых в этом деле вина и тушенки. Сообразительному игроку в Commandos 2 открыт широкий простор для тактических решений. Редкими стали случаи, когда разработчики продумали целиком весь путь к решению той или иной задачи, а вы лишь следуете их замыслу. Скажем, в первой (ночной)
Теперь у каждого бойца есть инвентори. В нем можно посмотреть, что представляет собой тот или иной предмет и зачем он нужен. Ну и воспользоваться - например, аптечкой. миссии необходимо свистнуть из сейфа в генеральском кабинете кодировочную машину “Энигма”. Но генерал сидит за своим столом и только и ждет, когда вор появится на пороге, чтобы открыть огонь. Еще по кабинету разгуливает адъютант. Классическое решение головоломки таково: Наташа вызывает генерала по телефону, вор оглоушивает кулаком адъютанта и, спокойно вскрыв сейф, забирает машину. Но можно и так: Наташа возникает на пороге и тут же прячется за дверь, взволнованный генерал выбегает на улицу, а вор действует как в схеме №1. Правда, генерал очень быстро возвращается, но только для того, чтобы получить свой хук в челюсть и успокоиться. Или — во второй миссии надо перед побегом на подлодке обезвредить подводные мины. Это может сделать моряк, перекусив кусачками цепи, на которых мины держатся, а может — сапер, просто взорвав их гранатами. Я хочу проиллюстрировать вот какую мысль: порой кажется, что разработчики и сами не учли всех возможных решений. Жаль, что в игре нельзя записывать демки, как в Myth, и отсылать их на конкурсы. Однако бОльшая свобода действий дана не просто так. Игра заметно усложнилась — прежде всего за счет многоэтажных заданий. Кроме primary objectives, для завершения миссии необходимо выполнить еще и все secondary. Нередко новые цели появляются по мере достижения прежних, и в целом на миссию может приходиться до десяти разных задач. Увеличились размеры карт, и такое ощущение, что стало больше врагов. На каждом шагу патрули, часовые или
Почти максимальное приближение: "берет" висит на руке, ухватившись за подоконник. Висеть может долго - крас курящие офицеры. 80% площади карты просматривается и простреливается. На миссию уходит обычно часов семь-восемь-десять — даже если не играть на Very Hard. Не знаю, как воспримут игру хардкорные фанаты Commandos, но я считаю, что разработчики переборщили с наворотами. Если бы они делали предельно реалистичный тактический симулятор, типа SWAT 3, — тогда понятно. Но у Commandos были и есть откровенно аркадные черты. Скажем, враг, увидав “берета” с трупом на плече, спокойно отворачивается, если “берет” быстро выйдет из зоны видимости; еще штук десять подобных моментов вы сможете назвать сами. Это никого не раздражает — без таких поблажек пройти игру было бы практически невозможно. Но когда начинаешь миссию утром, а заканчиваешь вечером, победа уже не приносит радости. От Commandos 2 порой устаешь, а это плохо для любой игры. С этим можно бороться, если не играть слишком подолгу. Кроме того, половина фанатов наверняка будет только в восторге от масштабности миссий. А вот не игравший в первую часть человек быстро потеряет желание знакомиться со второй. И все же эта тихая война стала не только сложнее, но и реалистичнее. Причем в нужных местах — за что Pyro Studios можно только похвалить. У врагов появился слух — довольно слабый, но все же. На бегу вокруг ваших бойцов распространяется звуковая волна длиной метра в три, и если она достигает ушей часового, тот оборачивается и поднимает тревогу. Гранаты теперь можно закидывать в окна и люки, что
С помощью гибкой системы камер следить за врагом стало гораздо удобнее. поперву вызывает прямо-таки щенячий восторг. Патроны к автоматам и винтовкам довольно быстро заканчиваются — вы не сможете за три минуты расстрелять весь вражеский лагерь. Кстати говоря, увеличился ассортимент оружия: сапер, поджаривающий врагов из огнемета, просто прекрасен. В общем, если отринуть мелкие недостатки и привыкнуть к сложности и огромным размерам миссий, можно сказать, что игра стала интереснее. Не уронили ее в наших глазах Графика в Commandos традиционно прелестна. Если в первой части просто наслаждаешься видами, то, глядя на вторую, начинаешь откровенно тащиться. Карты по-прежнему отрисованы шедеврально; три разрешения, до 1024х768, плавный зум и четыре угла зрения — впрочем, последнее скорее относится к вопросу о тактике. Анимация персонажей, ей-богу, сделана лучше, чем если бы ее “снимали” с помощью motion capture. Бойцы с разбега ныряют в воду — рыбкой!! А как плавают! Опустив голову, “берет” раздвигает волны мощным кролем. Упражнение типа “упал-встал” персонажи выполняют не хуже солдат второго года службы. В общем, снимаю шляпу. И музыка, как всегда, обалденная. Мелодии для игры пишет явно талантливый парень. А вот звук — какой-то мелкий, ненастоящий. Разве так стрекочет автомат или тарахтит моторная лодка? И это пронзительное “Alarm! Alarm!” достало меня еще в первой части, а теперь просто такое чувство, как будто динамик встроили мне в мозг. “Alarm! Alarm!” — воет измученная слуховая извилина.
Куда только не забросит война наш отряд! То на север, во льды, то на тихоокеанские острова, то вообще в Париж. А пока - воюем в Бирме. Вовремя остановиться Недавно я заметил своему коллеге дяде Федору, что создавать Commandos 3 бессмысленно, разве что адд-он какой-нибудь. В игру больше нечего добавить, ее некуда менять. На что Федор резонно возразил мне — это, говорит, не просто игра, а жанр. Такой же маленький жанр, как Settlers. После выхода Settlers III казалось, что четвертой части не бывать. Но надо же — выпустили. Что-то привинтили, что-то дошлифовали. И играют ведь люди. Радуются. Такую же судьбу он предсказал Commandos. Не знаю, не знаю. Я вообще считаю, что шедевры должны умирать молодыми, серийность же приводит их к общему знаменателю. Поэтому искренне надеюсь, что никакой Commandos 3 не будет. Хотя от выпуска адд-она, бьюсь об заклад, Pyro Studios не удержатся. Уж больно велик соблазн подзаработать.
Рейтинг Графика: 10 Звук и музыка: 8 Геймплей: 9 Интерфейс: 9 Новизна: 4 Рейтинг “Мании”: 9,0 Дождались? Алмаз Commandos обрел безупречную огранку. Совершенствоваться дальше уже некуда. Оправданность ожиданий: 95%
708 Прочтений • [Commandos 2: Men of Courage] [19.05.2012] [Комментариев: 0]