Arcanum: Of Steamworks & Magick Obscura. Безумцы круглого стола
Вы не находите, что в Arcanum присутствует масса мелких и не очень недостатков, существенно портящих игру? Прежде всего, это малоинтересные битвы. А вы не задумывались, почему они такие? На мой взгляд, причиной является то, что большая часть местных вражин либо откровенно слабые твари, на которых и боеприпасы жалко тратить, либо практически непобедимые монстры. Посему считаю долгом каждого настоящего поклонника данной игрушки взяться за вскрытие и исправить ситуацию, насколько это вообще возможно.
Архивы Все интересующие нас файлы игры авторы запрятали в недра *.dat-архивов. Три из
таких архивов, а именно arcanum1.dat, arcanum2.dat и arcanum3.dat, обитают прямо в игровой директории, а последний, именуемый Arcanum.dat, расположился в подкаталоге \modules. Распаковать *.dat-архивы можно с помощью утилиты с незамысловатым названием Arcanum's Undat, которая просто не могла обойти стороной наш компакт. На нем также присутствует программка Arcanun, более удобная, чем Undat, вот только идет она не на всех компьютерах — по крайней мере, у меня она категорически отказалась запускаться. Чтобы разархивировать любой местный *.dat-файл с помощью Arcanum’s Undat, вам нужно воспользоваться услугами единственного запускаемого файла — утилиты undat.exe. Далее введите в командной строке имя распаковываемого файла, а также его старый и новый пути, следующим образом: undat X Y, где X — адрес архива, а Y — новый путь архива (то есть тот, который будет у него после распаковки). Пример: undat c:\games\arcanum\modules\Arcanum.dat c:\ArcanumMod. Теперь поговорим о самих архивах. Первый из них — arcanum1.dat — не содержит ничего интересного, посему на нем останавливаться не будем. Что касается файла arcanum2.dat, то внутри него вы обнаружите ряд папок, из которых нас может заинтересовать лишь \sound, где собраны все звуковые эффекты игры в формате *.wav. Из архивного файла Arcanum.dat можно позаимствовать директории \Slide, \Sound, \townmap и \WorldMap. В первой из них находятся картинки формата *.bmp, красующиеся на экране во время загрузки различных областей игрового мира, внешний вид главного меню, титры и т.д. Во второй лежат *.mp3-файлы с речью различных персонажей игры. В третьей нашли приют некоторые графические файлы с элементами оформления игровых подземелий, пещер и т.п. И, наконец, последняя папка богата *.bmp-файлами, содержащими картинки для различных участков игровой карты.
Персонажи Самым примечательным из всех местных архивов является arcanum3.dat. В нем спрятана куча папок, из которых выделяются две: \portrait и \rules. В первой из них вы найдете *.bmp-файлы с портретами для вашего героя (при создании персонажа в начале игры вы можете выбрать любой из этих портретов) и различных NPC (у последней категории файлов в названии фигурирует надпись NPC). Каждому из них соответствует два графических файла: первый содержит портрет в уменьшенном виде, а второй — в нормальном (у последнего на конце названия красуется буква b). Если вас не устраивает ни один из предложенных авторами обликов для вашего персонажа, можете подменить какой-нибудь из них плодами вашего творчества (только не забудьте, что заменять надо оба вида портретов, как уменьшенный, так и нормальный). Кроме того, почему бы вам не заменить лица наиболее часто встречаемых NPC портретами ваших знакомых? По-моему, неплохая идея... Наконец, в последнем каталоге — \rules — сосредоточены основные файлы для редактирования игры в лице monster.txt и npc.txt. Оба легко исправляются в любом текстовом редакторе.
Монстры Начнем с первого — monster.txt. Он содержит в себе различные характеристики и показатели монстров-врагов. Файл разбит на разделы (или блоки, как вам угодно), каждый из которых соответствует какому-либо монстру. Блоки отделяются друг от друга пустой строкой. Чтобы определить, кому посвящен той или иной раздел, взгляните на его первую строку — за символами “//” следует имя монстра. Давайте разберем структуру местных разделов (учтите, что у некоторых монстров могут отсутствовать те или иные характеристики). Description — порядковый номер монстра. Лучше не трогать эту характеристику. Level — уровень развития монстра.
Раньше волк был просто до неприличия слабым соперником. Теперь же все изменилось... Basic Stat: Strength — сила монстра (strength). Basic Stat: Dexterity — ловкость (dexterity). Basic Stat: Constitution — телосложение монстра (constitution). Basic Stat: Beauty — его красота (beauty). Basic Stat: Intelligence — интеллект противника (intelligence). Basic Stat: Willpower — сила воли (willpower). Basic Stat: Charisma — обаяние твари (charisma). Basic Stat: Perception — восприятие (perception). Basic Stat: magick points — запас маны. Spell — заклинание, которым может пользоваться данный монстр. Если вы хотите обучить противника нескольким спеллам, укажите их через пробел. Hit Points — здоровье (в хит-поинтах). Damage Resistance — иммунитет монстра к любым вашим атакам (этот показатель, так же как и три следующих, измеряется в процентах). Поставив здесь число 100 и выше, вы сделаете данную тварь полностью неуязвимой. Fire Resistance — иммунитет монстра к огню во всех его формах и видах. Electrical Resistance — иммунитет к электричеству. Poison Resistance — иммунитет к яду. Normal Damage — нормальный урон, наносимый монстром вашему герою стандартными видами атаки. Если вы хотите, чтобы урон определялся случайным образом и варьировался между двумя значениями, укажите здесь через пробел два числа: первое является минимальной границей, а второе — максимальной (данное замечание относится и к следующей характеристике). Fatigue Damage — повреждение, причиняемое вам монстром стандартными видами атаки, когда "зверь" устал. Magic Resistance — иммунитет оппонента к магии. Sound Bank — набор звуковых эффектов, используемый противником (у каждого монстра есть свой такой набор). Если вы желаете ликвидировать у монстра какую-нибудь из его способностей (например, отучить его пользоваться магией), просто удалите строку с соответствующей характеристикой.
NPC Второй файл из папки \rules — npc.txt — несет в себе следующие характеристики и показатели различных NPC (данный файл разбит на разделы по такому же принципу, как и предыдущий): Basic Stat: Gender 0 — пол персонажа (Gender 0 — мужской, Gender 1 — женский). Basic Stat: Race 0 — раса, к которой принадлежит данный NPC. Вот список возможных значений: Race 0 — human, Race 1 — dwarf, Race 2 — elf, Race 3 — half-elf, Race 4 — gnome, Race 5 — halfling, Race 6 — half-orc, Race 7 — half-ogre. Portrait — портрет персонажа. Здесь следует указать имя файла с портретом (без расширения), хранящегося в ранее упомянутой директории \portrait. Social Class — социальный класс персонажа. Чем больше значение этого параметра, тем выше социальный класс). С остальными характеристиками, встречающимися в этом файле, вы уже знакомы по monster.txt.
Идеальный Arcanum Если у вас возникло желание подправить различные текстовые сообщения, появляющиеся во время игры, обращайтесь к файлам с расширением *.mes (их можно открыть в любом текстовом редакторе). Они располагаются в каталоге \mes внутри
архивов Arcanum.dat и arcanum3.dat и легко редактируются — перед каждым сообщением стоит его номер, а сами они заключены в фигурные скобки. После внесения своих коррективов во внутренности какого-либо *.dat-архива вам нужно будет создать в игровой директории папку и, назвав ее так же, как и подредактированный *.dat-файл (не забудьте прибавить расширение *.dat к имени папки), скопировать содержимое последнего в только что созданную папку. Сам же *.dat-архив следует удалить или спрятать куда-нибудь подальше. Напоследок пороемся немного в игровой директории в поисках игровых ресурсов. Посетите местный каталог \modules, в нем загляните в папку \Arcanum. Вашему взору предстанут несколько директорий, из которых нас интересуют \movies и \sound. Первая является хранилищем игровых роликов, записанных в формате *.bik (напомню, что видеофайлы данного формата просматриваются с помощью проигрывателя Bink Video Player), а вторая — игровой музыки формата *.mp3. На этом все. Используйте файл monster.txt, чтобы облегчить или усложнить прохождение игры (тем более что авторы не предусмотрели возможности смены уровня сложности). Подберите себе по вкусу портрет (можете воспользоваться портретом какого-нибудь NPC). В общем, ломайте, вскрывайте и меняйте! Играть станет намного интереснее.