В предыдущих номерах мы поговорили о том, что это за игра такая — Warhammer, и в первую очередь — Warhammer Fantasy Battles. Теперь можно бы и поиграть? Однако, прежде чем начать игру, придется собрать себе армию. А значит, сделать выбор: кем быть в мире Warhammer? Выбор этот важный, ответственный. Может, и не на всю жизнь — но надолго. Это колоду для MTG можно заменить за пару дней, что-то обменяв и что-то докупив. А здесь все придется собирать и красить заново, с нуля. Конечно, опытные игроки могут держать у себя и четыре армии, но для начала, конечно, стоит выбрать одну. А какая разница, кем играть? Большая, очень большая! Это вам не “Казаки”, где различия между Пьемонтом и Саксонией обнаруживаются только при помощи электронного микроскопа. У каждой армии не только сильные и слабые стороны — тут собственная тактика, имеющая мало общего с тактикой соседей. Таков расклад. Ну, а сейчас просто предоставим слово самим расам...
Эрих фон Розенвальд, полковник имперской артиллерии — Вне всяческого сомнения, господа, лучшей
армией владеет наша богоспасаемая Империя. Видите ли, одни сильны кавалерией, другие — пехотой, и только у нас есть все. Тяжелая конница? Извольте, доблестные орденские рыцари способны сразиться на турнире и на поле боя с лучшими всадниками четырех континентов. Стрелки? Цеха Его Величества без устали снабжают наши полки новейшими мушкетами. Пехота? Превосходные алебардщики, ну и, конечно, гвардейские меченосцы, которые никогда еще не бежали с поля боя! (Тан Бродгар Железнобокий, с места: “Ну да! Только пятки сверкали!”) Кхм... которые почти никогда не отступают. Легкая кавалерия? Наше верное дворянство отдает своих сыновей на эту службу, а уж Империя не пожалеет для них новеньких пистолетов. Ну и, конечно, краса наша и гордость — артиллерия! Ничего подобного нулнской артиллерии нет и не было под Солнцем. Имперская пушка стреляет дальше любого другого орудия, а потому нам не страшны гигантские драконы и стегодоны. Мортира обращает в бегство полчища гоблинов или крыс. Вы скажете, против рыцарей от нее мало толку? Допустим, но не так давно наши инженеры изобрели многозарядную митральезу. И, кроме того, они сами выходят на поле боя, чтобы обслуживать орудия! Если кто-то желает поставить нам в упрек отсутствие колесниц, пусть попробует. Колесницы устарели еще во времена жития святого Сигмара. Ныне время для паровых танков! И пусть наш опытный образец пока в ремонте (паровой танк вернется в мир Warhammer через несколько месяцев — прим.ред.), как только он выйдет на поле боя, о нем заговорит весь мир! Но мало того: на нас почиет благодать Божья. Святой Сигмар во благости и мудрости своей безграничной даровал нам защиту от сил Хаоса и Смерти, повелев священникам своим не оставаться во время войны в храмах, но идти на битву вместе с простыми солдатами. Вот так-то, господа. Имперская армия может все!
Бродгар Железнобокий, тан гномов — Да-да. Особенно хорошо у нее получается бежать с поля
боя. Про меченосцев ихних ничего плохого не скажу, да и монахи не зря ноги таскают, а вот остальные... Если вам надо по-настоящему стойких бойцов, так это у нас. Гном всегда сражается до последнего. И если уж совсем невмоготу, так не бежит, а отступает на заранее подготовленные позиции! (Таррен Тиранокский, с места: “Это потому, что у него ноги короткие, и бегать он не умеет!”) Ну да, не умеем, и что с того? Что с того, я вас спрашиваю? Как будто прытью сражения выигрывают! Зато стоим мы насмерть. Танк, говорите? Видели мы эту жестянку. Броня недурная, да наши троллеубийцы и не такую крошили. Мушкеты, милые мои, и у нас отыщутся, да получше ваших. Игрушечки! И погромче пострелять тоже найдем из чего. Огнемет, к примеру. Времена нынче, конечно, не те. Пушки лить люди у нас научились, слыханное ли дело. У них, может, и не лучше, но побольше. Но мы еще себя покажем. А летающую пушку кто собрал? Мы, гномы. Гирокоптер называется.
По-вашему — вертолет. Мы, гномы, воевать зря не лезем. Свое, кровное, оборонить — вот где смысл-то! Строй наш, как стена, стоит.
Таррен Тиранокский, эльфийский колесничий — Стоит замечательно, что уж тут говорить! Вот если еще и ходить научится — тогда да, разбегайся, враги! Сражения, досточтимый гном, выигрывают именно что скоростью. Неподвижная армия подобна чугунному брусу, быстрая — отточенному лезвию. Нельзя быть сильным везде, но можно попадать в слабые места врага! Истинная победа должна быть изящной, как рапирный укол. Да, нас мало, но каждый воин с Ултуана стоит дюжины неотесанных дикарей. Мы не вверяем свою судьбу новомодным огнестрельным игрушкам: нашим лучникам нет равных, кроме разве что лесных сородичей. Быстрота — вот ключ ко всему! Наши всадники не заковывают себя и коня в толстую броню, скакун должен лететь вольно, как птица! И посмотрите на эллирийских конных стрелков — и на то посмешище, которое называют “легкой кавалерией” люди! А если уж доведется биться лицом к лицу в грязной мясорубке — то и это надо делать красиво, иначе к чему все? Если уж берешься за меч — будь мастером меча, что отбивает клинком стрелы в полете. Вооружаешься топором — будь стремителен и беспощаден, как белый горный лев...
Бадаб Большой Зуб, вождь орков — Эльф — он, конечное дело, верткая тварь, да хлипкая.
Ка-ак его хряснешь разок — он брык и не шевелится. Да и сколько тех эльфов? Тьфу! Вот нас — это да! Видишь одного гоблина — и знаешь, что где-то в кустах еще сорок рыл. Мы почему самые сильные? Да потому, что эти, с розовой шкурой, на войну ходят работать. А мы — развлекаться! Ни один самый поганый гоблин не пропустит возможности подраться. Вот почему нас так много! Нет ничего лучше хорошей драки! Если нет войны, тогда друг с другом. Кто сказал — “дис-ци-пли-на”?! Ну, не сдержался парень, дал соседу в рыло, забыл, что на войне. Так и что? Эльфу дашь по рылу — и хана. А орк, он почешется и дальше пойдет. Это потому, что мы — лучшие. У нас все по справедливости. Кто самый сильный, тот командир. Кто еще сильнее, тот вождь, вот как я. А кто слабый, тот гоблин позорный. Хотя вообще-то и от гоблинов есть толк. У них фанатики есть. Это вроде ихних пушек, только по-нашенски. Вообще стрелять наши ребятки не любят. Скука! Заряжать, целиться еще... У нас все по-другому. Если сработало, то привет. Если не сработало — кричи караул и беги, потом снова придешь и всем наваляешь. Главное, помни: нас все равно больше! Короче, думай. А я пошел хряка седлать.
Сэр Жиль де Мартир, маркиз дю Буа, вассал короля Бретонского — Среди людей, что, забыв о чести и доблести, вооружаются нечестивыми самострелами, среди грязных крыс и гоблинов, одни лишь мы высоко держим факел вечного света. Но благословением Леди Озера мы еще принесем его иным народам на острие наших копий! Нет иного боя, достойного рыцаря, кроме лихой конной схватки. Нет иного оружия, достойного мужчины, кроме пики и меча. И нету на четырех континентах бойцов, способных поспорить с нами во владении оными.
Молитвы укрепят наш дух и призовут на помощь Высшие силы. Всех же, кто считает, что есть сила духа превыше бретонской, я вызываю на поединок на копьях с боевыми наконечниками. И да победит правый!
Сэр Гюон Изменник,генерал Хаоса — Я принимаю Ваш вызов, сэр Жиль. У нас еще осталось немало нерешенных споров. И да победит сильнейший! Вам же, господа мои, скажу: нету ни правоты, ни истины, помимо силы. Истинный бог — тот, кто победит. Мы с кузеном Жилем похожи. Оба предпочитаем меч и магию хрупким конструкциям имперских инженеров. Оба идем в бой без долгих разговоров. Но у нас каждый может заслужить генеральские доспехи. Мы не оставляем простолюдинов позади с луками. Пусть каждый, кто способен выйти на поле брани, возьмет меч и докажет, что его рука — тверже, чем у брата его. Пусть всякий, кто заслужил рыцарские шпоры, оросит кровью врагов нивы их и веси. И пусть кровь течет по руслам рек, питая Кхорна, отца нашего и повелителя!
От организаторов парада ...Если дать нашим героям побольше
времени, они порасскажут еще немало. Если, конечно, не передерутся. Однако мы не можем настолько злоупотреблять терпением читателя, а потому начнем комментарий. Что надо знать, выбирая себе армию?
В первую очередь — идею этой армии. Как вы, вероятно, уже поняли, имперцы — армия универсальная. Их главная сила — в артиллерии и отчасти кавалерии. Пехота особенно не блещет (хотя мушкет — замечательное оружие), но благодаря новой имперской тактике, позволяющей присоединять к отряду вспомогательные батальоны (например, к ударной пехоте — стрелков), с нею тоже можно творить много замечательных вещей. И танк, о да — танк... Эльфов бывает целых три вида,
а не только высшие, коим мы предоставили слово выше. Еще бывают эльфы темные и лесные. Все три вида эльфов — отличные стрелки, у всех неплохая легкая кавалерия и элитная пехота (элитная — значит, сильная и дорогая; дорогая не в смысле денег, а в смысле очков — много на поле не выставишь). Войска быстро бегают и в бою, как правило, бьют первыми за счет высокой инициативы. Кавалерия — вроде бы и ничего, но с броней трудно. Ударных войск немного, эльфы — мастера фланговых обходов и атак в уязвимые места вражеского строя.
Лесные и темные эльфы могут похвастаться еще летающими войсками и чудовищами (древочеловеком и гидрой соответственно). В общем, все они хороши, но требуют немалого мастерства при игре, особенно — лесные. Числом не задавишь, а мобильностью еще надо суметь воспользоваться. Еще одно слабое место эльфов — сила (извините за каламбур). Против толстых и хорошо бронированных гномов или рыцарей их оружие откровенно слабовато. Да, еще надо отметить очень неплохих магов темных и высших эльфов. Гномы — армия сугубо оборонительная. Делать из них наступательное войско можно, но чертовски сложно. У них неплохие пушки (хотя, вероятно, похуже имперских), мушкетеры, дивный вертолет и много чертовски надежной и чертовски медленной элитной (см. выше) пехоты. Игра за них была бы сущей мукой, если бы гномы не умели ходить маршем (т.е. с двойной скоростью) прямо перед носом у противника. Да, еще гномы не колдуют — почти совсем. По крайней мере, традиционных магов у них нет. Зато волшебные предметы, по мнению многих знатоков, лучшие в игре. Кавалерии нет вовсе — кто когда видел конного гнома? Орки (правильнее — орки и гоблины) берут в первую очередь числом. Бойцы у них дешевы, и можно выставить сразу много. Пехота и кавалерия у них средне-сильные, наносят много повреждений, но слабо бронированы, а потому довольно легко отстреливаются всякими эльфами. Стрелки у них никакие. Армия эта крайне непредсказуема: того и гляди, бойцы передерутся между собой. А специфическое оружие орков, такое как великан или гоблинские фанатики, вообще работает по принципу “на кого бог пошлет”. В
общем, армия развеселая, но очень странная... Стервники (Scaven), то бишь крысы, тоже берут числом. К тому же боги обидели их кавалерией (в канализациях не разгуляешься). Зато крысы стабильны; главное — не пропустить врагов во фланг или в тыл, от чего серый народец начинает мгновенно разбегаться. Есть у стервников элитная пехота, есть и дорогие, очень мощные стрелки, которые по сути своей уже почти артиллерия. Орды Хаоса бывают трех видов — рыцари Хаоса, зверолюди и демоны. Все они характерны общим подходом к тактике: в атаку, бегом, марш! Стрелять никто из них не обучен, правда, у них, в особенности — среди демонов, хорошие маги. Зверолюди — это вообще одна пехота да колесницы, предельно предсказуемое войско; рыцари — кавалерия и пехота, демоны — очень дорогие, немногочисленные, чрезвычайно крутые твари. Бретонцы — тоже не любители сложных оборонительных построений и дальних маневров. Их основная, чтоб не сказать — единственная, сила — рыцари, строящиеся в особый строй — клин, или “копье”. Пехота у них... ну, простолюдины, что с них взять. Артиллерии и вообще боевых машин они не признают — недостойно-де рыцаря. Нежить бывает двух основных сортов: графы-вампиры и короли гробниц. И
тех, и других объединяет общая идея. Войска нежити вселяют страх в честных граждан, сами никакой психологией не страдают, с поля боя не бегут, а будучи разбиты — просто несут дополнительные потери. Главное лицо в армии нежити — генерал, если он будет убит, то армия тихо развалится сама по себе. Маги (в том числе упомянутый генерал) быстро растят новых скелетов и зомби прямо на поле боя, на глазах у изумленной публики. Однако и у нежити есть недостаток: если отвлечься от вышеупомянутых достоинств, то бойцы они, вообще говоря, паршивые. Кроме самых дорогих и редких тварей, ничего особенного они сами по себе не представляют. А потому — берут числом. Ящеры славны своим хладнокровием и могучей силушкой, а также живой колесницей с баллистой впридачу — стегодоном. Мелкие ящерки — сцинки — стреляют отравленными стрелами, а главное — мельтешат повсюду и мешают вражеским атакам, потому как стоят копейки, и в бою нередко можно увидеть добрую дюжину их отрядов. Но у ящеров плоховато с кавалерией, а потому преследовать бегущего врага они не умеют. Их герои — сланны — просто невероятны по своим качествам мага и бойца, но обладают одним недостатком: большие они очень. А потому являются законной мишенью для артиллерии и стрелков. Для полноты картины упомяну еще гномов Хаоса и Псов Войны. Первые — незаконнорожденное изобретение, плод несчастного брака армий гномов и орков. Идея с самого начала была убогой, и даже снабжение гномов осколочными мушкетонами их существования, пожалуй, не оправдывает. Вторые — наемники, поэтому, строго говоря, могут включаться в армии других народов (развернутую информацию на их счет, в том числе полные описания бойцов, вы можете получить, запустив компакт от “Игромании” №09/48 и заглянув в раздел “По журналу”/“Вне компьютера”). Но порой надо считаться со скучными и приземленными реалиями нашего мира. И потому важно знать, например, много ли к этой армии пластиковых фигур или же почти все, что в ней есть, — металлическое. Почему это так важно? Да потому, что металлические фигуры намного дороже, и тем, кто испытывает финансовые сложности, это может оказаться критично. Так, пластиковых фигур очень много у имперцев, немало — у орков, ящеров, нежити. Напротив, эльфы, гномы, воины Хаоса должны рассчитывать в основном на металлические фигуры. Кроме того, не стоит забывать о том, что, если армия ваша велика численно, то ее надо будет долго и упорно красить. А посему ленивым не стоит браться за крыс, орков и в особенности за нежить (там вообще нечего делать без громадной толпы скелетов). Таковым больше подойдет Бретонния, гномы или эльфы. Ну, а на вопрос “кто сильнее”, я вам не отвечу. Смотря в чьих руках. Конечно, у каждой расы есть свои слабости, наиболее нежелательные противники и так далее — но в целом игра сбалансирована получше большинства компьютерных. Так что — до встречи на поле боя!