Экран кампании. Наш флаг - красный! Глумились боги над людьми, глумились... Вот уже и до компьютерных игр добрались. А нечего, дорогие, восхищаться чем попало. Так что выудили они откуда-то хитовую игрушку недалекого прошлого — "Сегун", да как дали по ней сверху доской! Смачно так. Мало того, что до двух измерений ее сплющили, так еще и память отшибли. Спросишь у нее — как тебя зовут? А она тебе — "Т-такеда". Вот так вот. После взяли боги ножнички да обкорнали все, что считали лишним, — а лишними они, разумеется, считали все выдающиеся черты, которые у "Сегуна" были, — изобилие юнитов, нелинейную кампанию, стратегический менеджмент. Для полноты картины лишили игрока возможности самому набирать армию, а масштабные трехмерные маневренные сражения на открытых пространствах заменили плоскими лобовыми стычками на полях чуть побольше футбольного. Переглянулись, похихикали — упс, дескать. Ну полный отстой получается! Кому бы теперь это чудо из породы реалтаймовых варгеймов подсунуть? Со временем боги вольно обращаются, сунулись немножко в прошлое. И нашлись ведь люди...
Пролог на Земле Слышны аплодисменты с
Все построились, поздоровались с противником - можно и бой начинать. балкона. Вручается... Эй, тише там! Специальный приз "За мужество" вручается команде разработчиков из Торонто — Magitech Corporation, создателям игры Takeda, разработка которой началась два года назад. Определенно, необходимо мужество, чтобы выпустить такую игру — и даже на ту же самую тему объединения средневековой Японии — после того, как заинтересованный народ уже успел не только наиграться в "Сегуна", но и положить на полку пройденный вдоль и поперек адд-он Warlord Edition. Казалось, "Такеде" выехать уже просто не на чем. Но, удивляясь сам себе, скажу — да! Да, смотреть на нее в первый раз лучше всего под общим наркозом, чтобы не возобладал естественный порыв выбросить ее к чертовой матери в окно. Во второй раз видишь все то же самое, но разрушительных порывов уже не возникает. Из любопытства смотришь в третий раз. Потом в четвертый. В пятый... Незаметно наступает утро. И что же — всю ночь я просидел за отстойной по всем параметрам игрой? А за статью — ради которой — даже и не брался? Да что же это такое? Объяснись, дорогой... Объяснительная записка В каком же фильме было: "Он все-таки обманул нас. Мы построили армию формацией "тигр", потому что ожидали, что он применит формацию "дракон". Он же построил армию в формацию "рыба". И нам нечем ему ответить". Точно. На стартовом экране я выбрал построение войска в соответствии с той тактикой, которую ожидал от врага, глядя на его стартовую формацию. А тот взял и перестроился, как только начался бой. Из его формации это было легко сделать. И сражение превратилось в Capture The Flag. Последний шанс на победу — если сейчас мой лучший генерал — Баба (с ударением на последнем слоге), командир полка золотой кавалерии — прорвется к чужой штаб-квартире и срубит гордо реющие там штандарты, то мораль вражеских солдат упадет настолько, что они обратятся в бегство. Почти наверняка. Баба уже на середине поля. Какой прорыв! Вот меченосцы врага на пути. Взвивается белая пыль из-под копыт лошадей — места достаточно, и золотая конница разогналась для атаки. Удар! Конница почти не замедляет движения. Там, где она прошла, остается широкая дорога, устланная втоптанными в землю телами. Между тем бой все ближе к нашей штаб-квартире. На экране появляется окошко с текстом. "Оякатасама!" — гласит обращение. Оякатасама? Считается, что оякатасама клана Такеда, то есть глава клана, дайме, — это сам Такеда Шинген, один из генералов, представленных в игре. Но нет, ребята. Оякатасама — это я. Последний из нескольких генералов старшего и младшего возраста, носивших фамилию Такеда, погиб пару
Коннице для усиления атаки нужен простор. Глянь, как разогнались. сражений назад. Но прочие генералы по-прежнему посылают вести, начиная их с этого обращения — оякатасама! Так, и что у нас за новости? "Оякатасама! Наш отряд не смог остановить противника!" — это сообщение от нашего специального полка. Скверно. Где-то там, за кадром видимого поля боя, полк, назначенный в данной битве предотвращать возможные фланговые прорывы, только что не смог остановить специальный полк противника, назначенный такой прорыв осуществить. И с минуты на минуту из абстрактного "за кадром" появится вполне реальный, скорее всего элитный отряд, почти наверняка — кавалерия. И произойдет это, по правилам игры, совсем рядом с нашей штаб-квартирой. В ближнем к нам углу карты уже разбухает пятно вражеского цвета — конный полк, здравствуйте, ждали вас... Отдаю приказ бить в барабаны, чтобы поднять моральный дух бойцов. Баба уже рядом с вражеской штаб-квартирой, его берут в клещи два резервных полка вражеских копьеносцев — длинные копья остановят конный полк без труда — но я вижу, как золотая конница без моего приказа (да я и не могу командовать батальонами) разделяется — один батальон идет на перехват левого полка копейщиков, другой — правого. Сам Баба с остатками полка продолжает движение к штаб-квартире противника. На территории нашей штаб-квартиры уже идет бой... Один флаг срублен. Я пытаюсь снова отдать приказ бить в барабаны, хоть и знаю, что прежнего эффекта это не окажет. Однако мне сообщают, что барабаны разбиты атакующим врагом. Баба со своими конниками уже в двух шагах от вражеских флагов, как вдруг... Бах-бах. Вьются белые дымки. Полк мушкетеров охраняет саму территорию штаб-квартиры.
Схватка у наших ворот... простите, у нашей штаб- квартиры. Неуязвимый Баба, мой лучший генерал, сумевший уцелеть в самом пекле дюжины сражений... Короткое бах-бах — и траурный красный крест намертво перечеркивает его портрет в нижнем поле игрового интерфейса. Конница стаптывает мушкетеров мгновенно, срубает чужие флаги. Несколько секунд вражеское войско еще сражается, словно по инерции. Потом, постепенно, обращается в бегство. Победа... Жалко Бабу, надо переиграть еще разок...
Что должен знать каждый самурай По сути, "Такеда" — тот же "Сегун", но во всех отношениях плоский. Есть юниты, коих всего пять видов. На поле боя они действуют в рамках строгой системы расчета морального состояния/физической усталости, четкого баланса между силой/слабостью разных видов войск и огромного влияния командиров на боеспособность подразделений. Плюс система набора опыта и совершенствования боевых навыков. Принцип формирования армии в "Такеде" чем-то даже ближе к жизни, чем банальная система "штамповки" войск в "Сегуне". У каждого генерала есть полк, состоящий минимум из одного батальона, которым Сам и командует, а максимум — из четырех батальонов полной или неполной комплектации. Тогда тремя другими батальонами командуют его капитаны. Мы не можем повлиять на то, какое количество бойцов выставит тот или иной генерал — это определяет некий условный "экономический ресурс", но можем обозначить тип полка: конница, меченосцы, копейщики или стрелки. Стрелки — лучники или мушкетеры, смотря у какого генерала какие возможности. Опыт в управлении этими типами подразделений у генералов разный и накапливается
А из этих дверей нас не ждали... раздельно — кто каким видом войск чаще командует, — а это уже нам решать. Конники и мушкетеры, как правило, в дефиците, поэтому требование к генералу предоставить именно мушкетерный полк запросто может оставить не у дел его капитанов, буде таковые имеются, — им не хватит подчиненных. Интересно и то, что любой полк полного состава, кроме конного, состоит из юнитов двух типов. Три основных батальона — и один батальон "поддержки". Например, три батальона копейщиков — один батальон лучников. Реальные полки ведь так и формируют — из разных видов войск. Теперь о цепочке командования: это командиры армии, от высшего звена к низшему. На высшей ступени находится маршал, тот из генералов, кому поручено охранять штаб-квартиру в данной баталии. Должность, определенно, не постоянная. Потом — генералы. После них — капитаны, командиры батальонов, которые руководят своими людьми на поле боя с определенной долей самостоятельности. В случае гибели генерала его место занимает один из капитанов. Наконец — простые солдаты, эффективность которых в бою сильно зависит от навыков командующих ими офицеров. Есть даже формула: навык солдата равен 50% навыка его капитана плюс 30% навыка генерала плюс 20% навыка маршала. У каждого из офицеров есть портрет, имя и набор личных характеристик, как документированных, так и не поддающихся количественной оценке. И это почти гениально. Потому что именно из-за этих недокументированных характеристик на поле боя они ведут себя совершенно как живые люди — да так к ним и начинаешь относиться. Этому способствует и функция внутриигрового диалога, когда
Замок, собственно, уже взят. Можно идти пить чай. по щелчку мышью (Ctrl+LMB) на любом подразделении командующий офицер дает тебе краткий, но эмоциональный отчет по текущему состоянию дел. Играешь уже не ради игры даже, а чтобы отследить судьбы конкретных офицеров, ибо в режиме кампании и офицеры, и простые солдаты переходят вместе с нами от одного сражения к другому, совершенствуясь и набираясь опыта. Офицер и его батальон получают баллы "храбрости" — за срубленные штандарты врага, за убитых солдат и офицеров врага, за то, что первыми ввязались в бой, последними покинули поле боя или первыми ворвались на территорию вражеской крепости. Баллы эти влияют на "моральный дух" в следующем сражении и "опыт". Набранный опыт способствует росту основных навыков защиты и нападения, обозначаемых одним словом — "скилл". Существует еще и такая характеристика, как "лидерство". Она важна, когда решается вопрос, слушаются ли еще люди своего командира, или уже ударились в панику и побежали. Но улучшается она только у маршала после победного сражения.
Ключи к победе В игре 16 вариантов армейских формаций, упомянутых в старинных воинских трактатах, к примеру, "копье", "змея", "полумесяц", "волна", "открытое крыло". По каждой формации на экране расстановки войск дается пояснение: когда, для каких целей и как конкретно ее использовать. Плюс каждый полк в отдельности можно построить двенадцатью различными способами. Опыт приходит с практикой, иногда верный выбор формации выигрывает битву. А иногда битву выигрывает правильное использование "специальных полков". На том же
Взяв замок Сува, захватили леди Сува - простите за каламбур. Женимся на ней или в реке утопим? экране, на котором мы определяем, какой генерал какое место займет со своим полком в выбранной нами армейской формации, мы можем озадачить от одного до трех из них специальным заданием. Это уменьшит количество наших полков на поле боя, поскольку в каждой битве их может принимать участие не более двенадцати, но иногда оно того стоит. Когда из последних сил ведешь бой, рассчитывая на сокрушительный удар по вражеской штаб-квартире специальных полков, получивших указание "Strike", то ощущаешь себя прямо-таки Наполеоном в битве при Ватерлоо (Груши, где же Груши?!). С другой стороны, чувствуешь себя полным идиотом, когда твое лучшее подразделение, посланное для перехвата вражеской засады, указанием "Delay" сообщает, что врага найти не может — то есть противник не озаботился назначить спецполк, а просто вывел все полки на поле боя. И еще — сколько бы ни было спецполков, задание они могут получить лишь одно. Либо "Strike", либо "Delay" — делайте ваши ставки, господа. Есть в "Такеде" и штурмы крепостей. Выглядят они, правда, несколько забавно. "Стучащему да откроется" — это когда полторы сотни обормотов толкутся у одних ворот, пытаясь, видимо, их выбить. Защитники отстреливаются. Через какое-то время ворота таки удается взломать, и начинается обычная каша-мала во дворе крепости. Победа неизбежна, если только не пропустить диверсию вражеских специальных полков. Проблема защитника — буде это мы вынуждены защищать родовой замок от захватчиков — в том, что специальных формаций армии для размещения внутри крепости не предусмотрено. Формации стандартные — и понатыканные
Женимся на хозяйке захваченного замка, однозначно! Некоторые наши генералы недовольны, зато армия получит 3000 новых рекрутов. кое-как крепостные стены просто режут наши полки пополам. Если же штурмуем мы, то враг подобных ляпов не допускает, но больших проблем все равно не предвидится. Как правило, малыми силами начав штурм одних ворот вражеской крепости, через другие можно относительно спокойно войти в замок.
Как Такеда Японию объединял Да, это про режим кампании. Пару
слов, пожалуй. Так вот, на фоне карты Японии, украшенной яркими флажками, отражающими текущую политическую обстановку в плане принадлежности территорий разным кланам, присутствуют всего три кнопки. Первая — это опции игры. При нажатии на другую кнопку как бы проходит условный игровой год, по окончании которого у нас есть шанс получить последние политические известия в виде текста, сопровождаемого нехитрой картинкой. Известия сообщают о войнах и союзах кланов, о бунтах и любопытных казусах, вроде применения в одном из сражений на севере страны новомодного оружия под названием "мушкет". За год наша армия отдыхает и становится сильнее — в соответствии с упоминавшимся "экономическим ресурсом" принадлежащих нам территорий. Подробности можно узнать, щелкнув мышкой на соответствующий флаг. Для тех, кто желает с ходу проявить свою агрессивность, существует третья кнопка. Жми на нее, и советники немедленно объяснят, в какой битве ты сейчас должен принять участие и почему это так важно. Рекомендации обязательны к выполнению — выбора игра не дает. В случае победы отхватишь себе дополнительный, тоже заранее определенный кусок территории, автоматически укрепляя собственную экономику, и, возможно, должен будешь принять какое-нибудь важное политическое решение. Потом можно снова кидаться в битву или дать армии годик-другой отдохнуть. Какую битву спланируют советники в следующий раз, будет зависеть от того, как долго мы отдыхали, отчасти — какие решения принимали. Вроде как нелинейность. Впрочем, движение вперед по ступеням выигранных битв столь же однообразно, как и откат назад при проигрыше. Если отдыхать слишком долго, то армия может решить идти в бой без командующего — то есть без тебя. А еще есть шанс быть атакованным во время отдыха, и тогда в бой придется вступать независимо от личного желания. Совсем уж линейной кампанию не назовешь. То есть линия-то у нас одна, но двигаться мы по ней можем как вперед, так и назад. Такое вот изобретение.
О том, что здесь не главное Графика. Нет, даже говорить ничего не хочу.
Средненькая, тормозящая — ну и шут бы с ней, а? Свои юниты с чужими не спутаем? У них цвета разные. К игровому интересу графика отношения не имеет. А может, и не так она плоха, если можно разглядеть, как конный самурай лениво покалывает пикой бегущего в панике пехотинца. В игре есть эффекты дымки, тумана и смена дня и ночи. Все равно эти эффекты лучше не включать, иначе будет тормозить вплоть до полной неиграбельности. Оно и неудивительно — минимальные системные требования, по заявлению разработчиков, включают 128Mb оперативки. По мне, так лучше 256, а то и все 512 "метров". Это, глядишь, и поможет делу. Объясняется тормозизм просто — до 1000 юнитов на поле боя одновременно. После "Сегуна", правда, не впечатляет. Хорошо хоть к процессору претензий никаких: Р-200, и нормально. Музыка. На мой вкус, так лучше бы ее вообще не было. Однако же не отключил почему-то. Хотя мог. Звуки окружения и озвучка батальных сцен? Сказал бы "хорошо", так ведь все с "Сегуном" сравнивать приходится, а по сравнению с ним... Впрочем, ладно. Пусть будет "хорошо". Особые надежды разработчики возлагали на интернетовский мультиплеер. Главная фишка здесь в том, что единожды выданная игроку армия будет совершенствоваться и набираться опыта, участвуя во многих онлайновых баталиях. Этакий варгейм с элементами RPG. Это и в самом деле, наверное, интересно, вот только попробовать не удалось. В качестве вердикта хочу сказать, что первоначальная оценка игре в 5 баллов ко дню написания статьи выросла до 7,5 баллов. Не выкину я эту игру, потому как предчувствую, что поиграть в нее захочется еще не раз. Да и сколько можно играть в одни только Игры? Иногда и просто игрЫ вполне достаточно. Рейтинг: Геймплей: 8 Графика: 6 Звук и музыка: 6 Интерфейс и управление: 8 Новизна: 6 Рейтинг "Мании": 7,5 Дождались? Совершенно непрезентабельной на вид, неожиданно глубокой в отдельных местах и очень даже — на удивление — увлекательной тактической стратегии. Оправданность ожиданий: 60%