ИГРОМАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ: ЛУЧШИЕ ИГРЫ 2001 ГОДА Каждый год сотни неудачников, оптимистов, гениев и просто талантливых разработчиков берутся за создание своей компьютерной игры. Не все проекты доходят до стадии релиза. Хитами становятся немногие из них. И лишь единицы надолго остаются в нашей с вами памяти, обретая свое законное место на почетных страницах истории игр. Они — лучшие из лучших. Они заставляют нас не спать ночами, не есть днями, просиживать перед монитором работы, сессии, зачеты и свидания и каждый год тратить деньги на апгрейд компьютера. Ради них вы каждый месяц ждете новый номер "Игромании". И всего лишь одна страница отделяет вас от того, чтобы узнать их имена. От 2000 через 2001 к 2002 В противоположность двухтысячному году, в этом году мы решили представить все номинации на звание "Лучших года" в виде цельной и неразрывной статьи. В конце концов, зачем повторяться? Еще мы отказались от почетного звания "Худшей игры", посчитав его не совсем логичным, так как не вполне ясно, по какому критерию ее выбирать — мусора-то всегда навалом, и не столь важно, какая ерунда ерундовее всех остальных ерунденей. Кроме того, некоторые номинации были упразднены в пользу других, а разделение на первое-второе-третье места произошло только там, где лидер неочевиден — как, например, в номинации "Лучший 3D Action". Во всех же прочих случаях ни о каких местах речь не идет — мы просто определяем лучшего. Самое главное новшество ожидает вас на нашем компакте. Там вы обнаружите видеоверсию "Лучшие игры — 2001"! Поверьте — мы приложили все усилия, чтобы этот ролик стал не менее захватывающим и зрелищным, чем ваши любимые игры. ЛУЧШИЕ В ЖАНРАХ ЛУЧШИЙ 3D ACTION Претенденты: Aliens vs. Predator 2, Clive Barker’s Undying, Max Payne, ONI (ОНИ), Red Faction, Return to Castle Wolfenstein, Serious Sam ("Крутой Сэм"), Severance: Blade of Darkness, Legacy of Kain 2: Soul Reaver. Думаю, никто не захочет оспорить лидерство жанра 3D Action по части популярности среди игроков — и тем сложнее был наш выбор. При обсуждении каждого из претендентов в редакции поднималась такая бурная полемика, что порой нас посещала мысль вообще отказаться от определения лучших и просто написать победителей без обозначения мест. Но все же в итоге бурных споров мы пришли к более-менее единому мнению — с которым вы, однако, вправе не соглашаться. Третье место: Return to Castle Wolfenstein
Разработчик: Gray Matter Studios/Nerve Software * Издатель: Activision * Похожесть: Wolf 3D, Half-Life * Дата выхода: Ноябрь Return to Castle Wolfenstein — редкая игра. Ее ждали практически все, независимо от личных предпочтений. Ждали, но при этом не питали особых иллюзий. Возможно, из простого любопытства (что же это они там через десять лет такое наваяют?!). Быть может, "на автомате" — потому что это "Вульф". Быть может — из-за обильной рекламы. Причины не столь важны — но игру ждали. Думаю, до конца осознать результат ожиданий никто так и не смог. Нет, с игрой все было ясно — добротный классический экшен в стиле Half-Life с отточенным мультиплеером, использующий известнейший брэнд лишь для привлечения публики. Неясно было с нашими ожиданиями. Чего каждый из нас ждал? Что тут скажешь — мнения разнились. Одни кричали, что это экшен года, другие посмеивались над ними, покручивая у виска, а третьи (ну, это клинический случай) обкладывали игру сверху донизу, на полном серьезе сравнивая ее с "предшественником" — Wolf 3D. И совсем уж непонятно, что вышло с ожиданиями издателей. Затратив на разработку и раскрутку Return to Castle Wolfenstein более 12 (!) миллионов долларов, они получили прибыль в 15 миллионов. С одной стороны, проект окупился (на это, кстати, не очень-то и надеялись) и даже принес прибыль, с другой — для проекта такого масштаба прибыль мизерна. И все же, несмотря на недостатки, состоявшееся у нас с вами возвращение в замок Вульфенштейн стало одним из самых знаменательных событий 2001 года. Ему — почетное третье место. Второе место: Aliens versus Predator 2 Разработчик: Monolith Productions * Издатель: FOX Interactive * Похожесть: Aliens vs. Predator * Дата выхода: Ноябрь
В отличие от Return to Castle Wolfenstein, продолжения AvP ожидали не столь многие — да и ждали они в лучшем случае хорошего сиквела... Никто и предположить не мог, что Monolith проделает столь блистательную работу! Стопроцентно выверенный продукт: графика красива ровно настолько, насколько это нужно на конец 2001 года; дизайн уровней богат деталями там, где это требуется, и строг там, где особые красоты никому не нужны; сценарий точно дозирует порции адреналина, забрасывая игрока в центр бешеного круговорота событий и не давая тем самым подумать "...надоело"; великолепные скриптовые сцены и ролики; непередаваемая атмосфера при игре за каждого из трех героев... продолжать можно до бесконечности. По сути, Monolith взяли и написали собственное великолепное сочинение на тему "Чужие и Хищник". Вдобавок ко всему, разработчики не забыли о мультиплеере, который во второй части AvP ни в чем не уступает синглу: великолепные карты, продуманный баланс и невероятная зрелищность всего, что происходит на экране. Лучшим подтверждением сказанному является включение AvP2 в список турнирных игр Cyberathlete Professional League. По мнению половины редакции (включая и автора этих строк), именно AvP2 является лучшим экшеном ушедшего года. Но у редакции есть и вторая половина; а кроме того — существует и народное мнение, на которое мы не можем не ориентироваться. Посему лучшим в жанре за 2001 год все же объявляется... Первое место: Max Payne Разработчик: Remedy Entertainment * Издатель: GoD Games * Похожесть: Нет * Дата выхода: Июль
Конечно же, Max Payne и никто другой! Вот уж в самом деле народная игра! По популярности в этом году с Max Payne может сравниться разве что тетрис (вечное!) и, конечно же, Operation Flashpoint. Финские ребята из Remedy совершили если не чудо, то как минимум подвиг. Взяв за основу всего лишь одну идею — технологию замедленного движения (slo-mo), — они смогли построить на ней целую игру! И сделать это так, чтобы она не только не надоела за пять минут, но производила впечатление, сплошь состоящее из восклицательных знаков. Безупречный дизайн уровней, прекрасная графика, совершенно невероятный звук — да, это есть, но воспринимается просто как должное, как дополнение к slo-mo — и не более. Безумно зрелищные сцены замедленного движения поглотили игру целиком. К сожалению, slo-mo — одновременно и благословение, и злой рок "Макса". В игре невозможен мультиплеер, и, как следствие, она не может увлечь надолго. Два дня "на пройти", плюс неделя, проведенная за парочкой приличных модов, — вот и вся "долговечность" Max Payne. Но не было в этом году (а по мнению некоторых особо ретивых — и вообще в природе) экшена, который сильнее бы врезался в память. Народная игра, народный экшен, а значит — он первый. ЛУЧШАЯ СТРАТЕГИЯ Претенденты: "Демиурги", Battle Realms, Black&White, Civilization 3, Emperor: Battle for Dune, Europa Universalis 1/2 (Европа 1/2), Hostile Waters: Antaeus Rising, Tropico, Settlers 4, Stronghold. Стратегии сейчас переживают не лучшие времена. Выделяющихся из общего потока очень мало — наши три призера да превосходная, но малопонятная для большинства Europa Universalis. Да — и Stronghold неплоха, а Tropico и Battle Realms так вообще прекрасны — однако это скорее повторение пройденного. Конечно, то же самое можно сказать и про третью "Цивилизацию"... Но не побоюсь оговориться — побольше бы таких повторений! Третье место: Демиурги
Разработчик: Nival Interactive * Издатель: 1C * Похожесть: Magic: The Gathering, HoMM * Дата выхода: Декабрь Возможно, решение поставить на третье место отечественных "Демиургов" кому-то покажется опрометчивым, но — это действительно заслуженное третье место. Взяв хороший старт, "Нивал" продолжает расти над собой буквально с каждым проектом. "Демиургов" ждали с особым интересом — во многом благодаря оригинальной идее (еще никто не скрещивал "Героев" с MTG!), во многом благодаря умению альянса "Нивал"/1С раскручивать игры так, чтобы у игрока не оставалось другого выбора, кроме как купить их сразу после релиза. Несмотря на отличное качество, многих русских геймеров игра разочаровала. Потрясная графика, отличная музыка и оригинальная концепция не спасли ее от разрушительного свойства геймплея — быстро наскучивать. "Демиурги" в этом отношении своего рода феномен: они молниеносно захватывают, заставляя играть сутки напролет, а затем столь же быстро и легко отпускают на волю. Чертова уйма геймеров забросили "Демиургов" на полпути — это факт. Видимо, с раскруткой разработчики все же перестарались: все ждали чуда, а получили просто хорошую игру. "Демиурги" не идеальны, но это лучший кандидат на третье место. И тем более приятно, что это наша, отечественная игра! Второе место: Sid Meier's Civilization 3
Разработчик: Firaxis Games * Издатель: Infogrames * Похожесть: Civilization * Дата выхода: Октябрь "Цивилизация" всегда стояла особняком от прочих стратегий. Новую часть бессмертного сериала не ждут — ее просто берут и покупают тут же после выхода. При этом никто особо не расстраивается, не обнаружив никаких революционных изменений. Как говорит один мой приятель, "самое главное, что нужно менять в "Циве" — это год выпуска"; не буду спорить. Однако на этот раз нововведения все же не обошли стороной даже такую неизменную вещь, как Civilization. И это притом (а, может быть, именно по этой причине), что старик Сид принимал весьма поверхностное участие в проекте, заходя посмотреть на игру в обеденных перерывах. Похвально — для тех, кто ее делал. После череды недоношенных клонов под маркой Civilization (например, Call to Power от Activision) классическую третью "Цивилизацию" иначе как праздником не назовешь. Снова хочется изобрести колесо, отстроить дворец, показать варварам, где раки зимуют, задавить танками неверных и закидать особо неверных ядерными боеголовками — а под конец сделаться посланцем мира и запустить корабль на Альфу Центавра. Эх... вот она — "Цивилизация". С одной стороны — новая, с другой — все такая же, как и десять лет назад. Классику нужно чтить и уважать — отдаем ей второе место. Первое место: Black&White Разработчик: Lionhead Studios * Издатель: GoD Games * Похожесть: Populous * Дата выхода: Март
На первом месте среди стратегий... само собой, Питер Мулинье со своим гениальным детищем Black&White! Многие говорят, что игры от Мулинье давно нужно выделить в отдельный жанр, ибо они практически никогда не вписываются в привычные рамки жанра стратегий или симуляторов бога. Но пока этого не произошло — B&W считается стратегией и заслуженно обитает на вершине славы. Великолепная графика, отличная анимация и погодные эффекты, приятная музыка, потрясающая модель разрушений и детальная физика — все это меркнет по сравнению с гениальной идеей Мулинье. Это единственный человек, который в наше время не боится придумывать. И что удивительно — его игры неизменно становятся хитами, несмотря на то, что нравятся они далеко не всем. Очень многие их быстро бросают (в B&W камнем преткновения стала знаменитая третья миссия, после которой чуть ли не половина геймеров забросили диск с игрой на полку), и лишь наиболее упрямые — или проникшиеся — добивают до конца. Но так или иначе — Black&White, вне сомнения, самая яркая и запоминающаяся стратегия года. Плохой и хороший. Злой и добрый. Черный и белый. Противоположности притягиваются — и дают лучшее сочетание. ЛУЧШАЯ ТАКТИКА Претенденты: " Век парусников 2" (Age of Sail 2), Commandos 2, Desperados: Wanted Dead or Alive, Fallout Tactics: Brotherhood of Steel, Ghost Recon, Myth III: The Wolf Age, Operation Flashpoint, Venom — Codename: Outbreak. В этом году мы вводим номинацию, посвященную тактическим играм. В данном случае тактической называется любая игра, осевым направлением геймплея которой является тактика — независимо от того, в какую форму ее облекли разработчики. Так что не стоит изумляться, глядя на список претендентов. Третье место: Fallout Tactics: Brotherhood of Steel
Разработчик: Micro Forte * Издатель: Interplay Entertainment Corp * Похожесть: Fallout, Jagged Alliance 1-2.5 * Дата выхода: Март Думаю, многие уже позабыли этот хит летнего сезона. Fallout Tactics принес нам много радости и столько же разочарований. Но по-другому и быть не могло — игру раскручивали на протяжении целого года, да так усердно, что каждый второй геймер ожидал ее, как пришествия мессии. История войны с суперкомпьютером из Vault 0 оказалась хоть и "одноразовой" (а ведь обе части Fallout можно было переигрывать многажды!), но от этого не менее увлекательной.Приятная графика, интересные миссии, очень грамотная система развития персонажей, большое разнообразие возможных тактик... Достоинств у игры море, но есть и один очень существенный недостаток, стотонным грузом упавший на противоположную от успеха чашу весов. Главная беда Fallout Tactics в том, что это была прежде всего тактика и потрясающе зрелищный боевик (в real-time режиме), и только затем — Fallout. Фанаты этого не простили. Но мы, будучи свободными от фанатских чувств, с чистой совестью ставим Fallout Tactics на почетное третье место — ибо есть за что и почему. Это одна из лучших тактических игр... которая, к сожалению, из-за крупных проблем у Interplay лишена шанса возродиться в виде сиквела. Второе место: Commandos 2: Men of Courage
Разработчик: Pyro Studios * Издатель: Eidos Interactive * Похожесть: Сommandos * Дата выхода: Сентябрь Commandos 2 не стали откровением. Они получили от своих талантливых разработчиков солидную порцию нововведений, но по сути остались прежними. Такими же жутко интересными, увлекательными, но совершенно одноразовыми, как и несколько лет назад. Commandos 2 впору назвать идеальной игрой — ибо из той концепции, которую проповедуют Pyro Studios, выжато практически все. Придраться просто не к чему: отличная графика, великолепные и детальные карты, четыре камеры, большое разнообразие возможностей, интереснейшие (но и сложнейшие!) миссии и впридачу совершенно потрясающий саундтрек. Даже мультиплеер — и тот привинтили. Молодцы, что тут скажешь! Но не суждено. Не суждено быть Commandos первыми, потому что это — Commandos. Такая игра. Всегда одна из лучших, но никогда не лучшая. Тут уж ничего не попишешь. Первое место: Operation Flashpoint: 1985 Cold War Crisis
Разработчик: Bohemia Interactive Studio * Издатель: Codemasters * Похожесть: Нет * Дата выхода: Июнь Его никто не ждал, но он пришел и покорил наши сердца. Читая ранние анонсы Operation Flashpoint в "Мании", вряд ли кто-то из нас всерьез отнесся к обещаниям разработчиков сделать настоящую игру про войну. Чтобы и с М-16 в руках, и на танке, и на вертолете. Никто тогда и не предполагал, ЧТО к нам придет. Flashpoint — одна из самых феноменальных игр за всю историю игровой индустрии. Трудно переоценить резонанс, который она вызвала в мире. Уже вокруг демки собралась толпа фанатов, по мощности ни в чем не уступающая группировке из лагеря StarCraft. Ну а после релиза началось такое... В любой момент, зайдя на какой-нибудь игровой сервис вроде Gamespy, вы сможете найти пять-семь тысяч играющих во Flashpoint по Сети! Во многом тут заслуга разработчиков, которые не забывают своих поклонников и ежемесячно радуют их различными дополнениями. Парк техники настолько расширился со времен европейского релиза, что даже оригинал теперь представляется чем-то вроде полуфабриката. Недавно свет увидел официальный адд-он. Блестящая идея, блестящая ее реализация и неустанная поддержка — все это безоговорочно заслуживает первого места. ЛУЧШАЯ RPG Претенденты: Anachronox, Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, Pool of Radiance, Throne of Darkness, Wizardry 8. Про жанр RPG тоже нельзя сказать, что он находится в зените славы. Отец-и-мать половины ролевок Interplay утонула в AD&D-клонах, а в последнее время идет прямиком к финансовому краху и, не исключено, вскоре совсем откажется от издательской деятельности. Любимцы публики Black Isle и BioWare все ближе подбираются к консолям и отвлекаются на всякие сторонние темы. Достойных игр мало, а в следующем году их может и не быть вовсе. Как говорится — цените момент. Третье место: Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura
Разработчик: Troika Games * Издатель: Sierra * Похожесть: Fallout 1/2 * Дата выхода: Август Более трех лет назад трое сотрудников Black Isle Studios — Тим Кейн, Леонард Боярски и Джейсон Андерсон — покинули родную компанию и основали свою собственную, с символичным названием Troika Games, где и закипела работа над Arcanum. Думается, разработчики Fallout плохо понимали, на что идут, и потом много раз пожалели о своем решении. Но от судьбы не уйдешь. С Arcanum она сыграла злую шутку — непрекращающийся конфликт разработчика с издателем, скандальная утечка "беты" и, наконец, сырой как лужа релиз... Пожалуй, Arcanum — самая неоднозначная игра 2001 года. Число сторонников проекта ничуть не превышало числа его ярых противников. Казалось, что это гениальный, но недописанный шедевр. Достоинства игры не могли перевесить недоработки и брошенные на полпути идеи. На совершенно отвратительную графику никто даже не обратил внимания — не в ней было дело... И все же Arcanum — игра, каких мало. Выдающийся сюжет, весьма оригинальная и подробно проработанная вселенная, а также отличный саундтрек — вот что дает основание причислить ее к лучшим. Второе место: Anachronox
Разработчик: Ion Storm Dallas * Издатель: Eidos Interactive * Похожесть: Final Fantasy 7-10 * Дата выхода: Июнь Еще одна великолепная игра с нелегкой судьбой. Целых четыре года она плыла к заветной дате релиза, а доплыв, обнаружила, что добрая ее половина была потеряна по пути. Измученный финансовыми потерями издатель приказал срочно закончить работу над проектом — и выбросил недоноска на рынок. Конъюнктура слопала игру с кожурой. Как вы уже знаете, Ion Storm Dallas (не путать с другим офисом Ion Storm — Austin) больше не существует. Мечта Тома Холла (именно он возглавлял проект) так и не стала реальностью, Anachronox никогда не будет закончен. К сожалению. Тем не менее для некоторых Anachronox стал игрой года и многим запал в душу. Совершенно невероятный, хоть и страдающий незавершенностью сюжет, потрясающая проработка вселенной, неподражаемая озвучка, великолепная режиссура, убойный юмор — аллилуйю для Anachronox можно петь бесконечно. Но название игры, переводящееся как "яд из прошлого", после релиза стало звучать злым каламбуром. Ядом этим оказался устаревший движок Quake II, отпугнувший основную массу игроков. Однако те, кто ценит в играх не графику, а в первую очередь атмосферу и сюжет, получили уйму удовольствия. Мы с чистой совестью отдали бы Anachronox первое место, но — увы... он не является классической PC’шной игрой — поскольку принадлежит к поджанру так называемых "приставочных", "японских" RPG (jRPG). А в них, как известно, классическая прокачка персонажей отходит на второй план, а на первом располагается сюжет и отыгрывание роли. И помимо того, есть та, кто безоговорочно является наиболее популярной ролевкой 2001 года. Имя ей — Первое место: Wizardry 8
Разработчик: Sir-Tech Canada * Издатель: Sir-Tech Canada/Бука * Похожесть: Wizardry 7 * Дата выхода: Ноябрь Одна из величайших ролевых серий в этом году обрела продолжение — не только долгожданное, но и во всех отношениях блестящее. И опять — нелегкая судьба, как будто 2001 год стал проклятым для жанра RPG! Одна из известнейших компаний-ветеранов игровой индустрии, Sir-Tech Canada, подарившая много незабываемых часов, проведенных в Jagged Alliance 2, отправилась на слом вместе с полностью готовой Wizardry 8... Несмотря на то, что права на серию Wizardry перешли к сторонней компании (Atlus Interactive USA), вряд ли мы увидим ее достойное продолжение. Wizardry без Sir-Tech — все равно что "Звездные Войны" без Лукаса. Так что нужно свыкнуться с мыслью, что это последняя часть игры — и постараться получить максимум удовольствия от великолепной атмосферы, интереснейшего сюжета и проработанной игровой вселенной этой классической RPG — лучшей в минувшем году. ЛУЧШИЙ КВЕСТ/ADVENTURE Претенденты: Alone in the Dark: The New Nightmare, DragonRiders: Chronicles of Pern, Myst 3: Exile. Как видите, серьезных претендентов на звание "лучшего квеста" как-то до смешного мало. Чтобы быть точным — всего один. И он автоматически получает первое место. Myst 3: Exile
Разработчик: Presto Studios * Издатель: Ubi Soft * Похожесть: Myst * Дата выхода: Май Если в претендентах маячит Myst (пусть даже и не от Cyan), то, значит, быть ему в победителях — это уже как аксиома. Presto Studios отлично справились с поставленной задачей и сохранили все заслуженные Myst титулы самого загадочного, самого красивого и самого сложного в мире квеста. В принципе, ничего нового третий Myst нам не принес, да и не мог — это не более чем повторение пройденного (уже в который раз). Ну а что нам еще для счастья нужно? Полюбоваться красотами, поломать голову над решением очередной порции паззлов и подышать той непередаваемой атмосферой одиночества в неизвестных мирах, находясь в постоянной погоне с одной лишь целью — выбраться отсюда... Myst 3 — особый квест, не вписывающийся в стандартные рамки жанра. Так было и раньше, в 1993-м, так остается и по сей день. Кто знает — быть может, именно поэтому он всегда находится в первой тройке лидеров... ЛУЧШИЙ CИМУЛЯТОР Претенденты: Microsoft Flight Simulator 2002, Flanker 2.5, Fly! 2, NASCAR Racing 4 , Rally Trophy, "Ил-2 Штурмовик", "Дальнобойщики 2", Grand Prix 3: 2000 Season, Independence War 2, Battlecruiser Millennium, Silent Hunter 2, Sub Command.
Все симуляторы мы объединили в одной номинации. Причин тому немало. Во-первых, в жанре автосимуляторов не вышло ничего действительно убойного. Во-вторых, были выпущены целых два очень качественных симулятора подводной лодки — но не делать же из-за этого отдельную номинацию! И, в-третьих, несмотря на то, что космосимы нынче не в моде, они все же появляются, и тоже весьма качественные — посмотрите на список претендентов. Ил-2 Штурмовик Разработчик: 1C: Maddox Games * Издатель: 1C * Похожесть: WWII Fighters * Дата выхода: Декабрь Вряд ли мы оригинальны в своем решении. Да и неудивительно это. Про "Ил-2" уже все сказано-пересказано, так что ничего нового мы вам не откроем. Такой солидарности по отношению к одной игре геймеры не проявляли со времен Half-Life. Все поголовно издания мира признали "Ил-2" лучшим симулятором года и тут же произвели в классику жанра. Да и поступи кто-нибудь из них иначе — он оказался бы одинок в своем непонимании шедевра. Остается только порадоваться за отечественных разработчиков из 1C: Maddox Games и сказать им огромное человеческое спасибо — за то, что они изменили представление всего мира о российских играх. За то, что показали всему миру, что Вторая мировая — это не только высадка американцев в Нормандии и битва за Британию. За то, что изменили жанр авиационных симуляторов, невероятно приблизив его к реальности. В первый раз на первом месте находится отечественная игра — и не в одном отдельно взятом отечественном журнале, а по всему миру. Этим можно гордиться. ЛУЧШАЯ ACTION/АРКАДА Претенденты: Art Is Dead, AquaNox, Ballistics , Comanche 4, Solaris 104, Grouch, DroneZ.
Жанр аркадных экшенов в этом году прямо-таки расцвел. Сначала непонятно откуда выбрался на свет совершенно потрясающий скролл-шутер Solaris 104, потом на огромной скорости пронесся Ballistics, а напоследок Comanche 4 оперативно перешел из разряда аркадных симуляторов в чистые аркады. Ну а лучшим из всех был... AquaNox Разработчик: Massive Development * Издатель: JoWooD/Fishtank Interactive * Похожесть: Archimedean Dynasty, Quake * Дата выхода: Декабрь AquaNox совсем не собирался быть аркадным экшеном. Просто так захотел его папа Джо. В один прекрасный (или ужасный — как посмотреть) день в планах разработчиков что-то поменялось, и вместо подводного "вингкомандера" они выдали на-гора подводный "квейк". И в самом деле, получился совершенно чумовой экшен — потрясающая динамика, море адреналина, невероятные спецэффекты, отличная музыка и захватывающий сюжет. Ирония судьбы в том, что принадлежность к жанру аркадных экшенов для AN скорее является недостатком, нежели достоинством. Не таким его хотели видеть поклонники. Но тут уж ничего не поделаешь — так папа с мамой решили. Это, бесспорно, лучший ардкадный экшен года. AquaNox 2 ожидается осенью 2002 года и имеет все шансы в следующем году занять место первой части. ЛУЧШИЕ НЕХИТЫ ГОДА Этой номинации давно не хватало. В ней не существует претендентов на первое место. Просто есть три игры, которые по тем или иным причинам не снискали лавровых венков — но именно они, по нашему мнению, достойны как минимум упоминания на этих страницах. Hostile Waters: Antaeus Rising
Разработчик: Rage Software, 14 Degrees East * Издатель: Interplay * Похожесть: В чем-то Homeworld * Дата выхода: Июнь Несмотря на положительные отзывы прессы, Hostile Waters: Antaeus Rising так и не познала радости всеобщего признания. А ведь могла — обладая всеми шансами на успех. Весьма достойная графика, увлекательный геймплей, оригинальные находки, приятная музыка, отличная атмосфера и классный сюжет за авторством известного английского автора комиксов Уорена Эллса. Не забудем также известных актеров, подаривших свои голоса главным героям игры. Rage вообще как-то не умеют делать плохие игры. Причины же столь прохладного отношения публики сложно понять. Возможно, всем просто надоели RTS в любом своем проявлении, возможно, раскрутка была не та, возможно, кого-то отпугнула чрезмерная сложность игры — так или иначе, но про Hostile Waters: Antaeus Rising быстро забыли. Несправедливо забыли. Игра заслуживает внимания и стоит того, чтобы вы взглянули на финальный ролик. DragonRiders: Chronicles of Pern
Разработчик: Ubi Soft * Издатель: Ubi Soft * Похожесть: In Cold Blood, Quest for Glory * Дата выхода: Август
DragonRiders по известной "драконьей" серии книг Энн Маккефри также была одной из самых интересных игр года — но в народ не пошла. Видимо, поклонников сего многотомного труда госпожи Маккефри у нас в стране не так много. А игра удалась на славу. Жанр приключений редко радует нас вниманием в последнее время, да еще и в таком великолепном исполнении. Интереснейшая сюжетная линия, изрядно насыщенная диалогами, боями и квестами, — стоит провести час за DragonRiders, как забываешь про окружающих, забиваешь на работу, а из-за компа встаешь только в экстренных случаях — чтобы налить себе чаю, например. Не отпускает игра вплоть до драматического финала, покончив с которым, ты ощущаешь непреодолимое желание прочитать книгу — что вообще бывает редко и является прямым доказательством отличной дизайнерской работы. Единственное, что огорчает в DragonRiders, — то, что они рано или поздно заканчиваются, а сиквела на горизонте пока не видать. Anachronox Разработчик: Ion Storm Dallas * Издатель: Eidos Interactive * Похожесть: Final Fantasy 7-10 * Дата выхода: Июнь Несмотря на то, что в номинации RPG Anachronox занял второе место, он является именно нехитом — и весьма характерным. Ну, не играли у нас в него, почти не играли... Как уже говорилось, благодарить за это можно движок Quake II. Возможно, свою роль сыграло и чрезвычайно "удачное" дизайнерское решение, когда в начале игры приходилось выполнять тьму тьмущую квестов, носясь из одного квартала Anachronoxа в другой... Впрочем, это не суть важно. Но играли в Anachronox единицы — что интересно, это были в основном игроки со стажем. Видимо, потому, что их-то как раз меньше всего интересует графика, а больше притягивают атмосфера, проработанность игрового мира и качественный сюжет. Ну, значит, так тому и быть. Anachronox — самый лучший нехит года. ЛУЧШИЕ ПО КАТЕГОРИЯМ САМАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ
В позапрошлом году самым революционным стал Counter-Strike, ну а в году 2001-м ему на смену пришел вполне достойный преемник. Operation Flashpoint: 1985 Cold War Crisis Разработчик: Bohemia Interactive Studio * Издатель: Codemasters * Похожесть: Нет * Дата выхода: Июнь Без вариантов. То, о чем можно было лишь мечтать, случилось. Десятки солдат, танки, вертолеты, самолеты, БМП — и все на поле боя. На любом танке или вертолете можно всласть покататься, да не просто так, в гордом одиночестве, а с друзьями. Игрушечная война. Такая, какой мы себе ее и представляли... Здесь мы, а там — они. Мы хорошие — они плохие. У них БМП, зато у нас гранатомет. Их больше, зато мы стрелять умеем. Кто сделает первый шаг?.. Да, недаром Bohemia Interactive теперь работает над симулятором для американской армии. Flashpoint — революция не только в отдельно взятом жанре. Это революция в индустрии игр — и в сознании геймеров. ЛУЧШАЯ ГРАФИКА Претенденты: AquaNox, DroneZ, Comanche 4.
Красивых игр много. Очень красивых — на порядок меньше. Все они перед вами, но самая красивая — только одна. AquaNox Разработчик: Massive Development * Издатель: JoWooD/Fishtank Interactive * Похожесть: Archimedean Dynasty, Quake * Дата выхода: Декабрь Обычно вопрос о самой лучшей по части графики игре является предметом для бурных дискуссий. Обычно — но не сегодня. AquaNox всех конкурентов оставил далеко позади. Ни DroneZ, выплывший на волне интереса к шейдерам, ни Comanche 4, призванный показать умение NovaLogic красиво рисовать (в последнее время были, знаете ли, сомнения) не смогли конкурировать с великолепной картинкой, которую демонстрировал движок KRASS. Немецкий коллектив Massive Development за пять лет работы над игрой трижды переписывал код движка — и результат не замедлил сказаться. Необычайно красивый подводный мир, многополигональные корабли и станции, потрясающие спецэффекты... AquaNox выглядит лучше анимационных роликов во многих играх! Вот оно, торжество GeForce 3 — драгоценной железке наконец нашлось достойное применение! ЛУЧШАЯ РОССИЙСКАЯ Претенденты: "Дальнобойщики 2", "Демиурги", "Железная стратегия", "Ил-2: Штурмовик", "Самогонки", "Шторм".
Качество российских игр год от года неуклонно растет. В этом году мы попали прямо-таки под отечественный игропад — и игры в нем были первой величины. Лучшую из них знают все, так что обойдемся без лишних слов. Ил-2 Штурмовик Разработчик: 1C: Maddox Games * Издатель: 1C * Похожесть: WWII Fighters * Дата выхода: Декабрь Вряд ли вы надеялись увидеть здесь нечто иное. Естественно, что отечественная игра, получившая признание во всем мире, не может не быть лучшей и в России. В конце концов, мы особенные, что ли? На фоне "Ил-2" отошел на второй план еще один великолепный отечественный проект — "Демиурги". А ведь тоже — игра мирового уровня! "Ил-2" установил не только планку качества российских игр, но и планку качества для всего жанра авиационных симуляторов. Рынок, который отродясь принадлежал компаниям Rowan, Empire и Jane's, разом покорили никому не известные 1C: Maddox Games. Даже Microsoft содрогнулась, срочно передвинув "на попозже" дату релиза Flight Simulator 2002. ЛУЧШАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ Претенденты: "Бешеные Буренки", "Star Trek: Тень Доминиона", "Европа 1492-1792", "Европа 2", "Тупые Пришельцы", Arthur's Knights Сhapter 2: The Secret of Merlin.
Локализация — особое ремесло. "Хочешь жить — локализуй!" — вот девиз любого отечественного разработчика. Каждый к этому делу подходит по-разному. Одни, не особо себя утруждая, спокойно выкидывают на рынок игру с озвучкой, сделанной через сторублевый микрофон "профессиональными актерами" из числа нераскрывшихся талантов, по чистой случайности работающих в игродельческой компании. Другие, напротив, разоряются на известных актеров и звукозаписывающие студии — и делают нам хорошо и по-русски. Третьи берут проекты попроще — чтоб только текст переводить. Но, как бы там ни было, первый претендент на звание "лучшей локализации" настолько обставляет своих конкурентов, что, собственно, ни о какой конкуренции и речи не идет. Тупые Пришельцы Разработчик: Nival Interactive * Издатель: 1C * Похожесть: Stupid Invaders * Дата выхода: Март И без того до чертиков смешные Stupid Invaders после работы, проделанной "Нивалом", обрели новую силу и даже, в некотором смысле, национальный характер. Отличный юмор, порой откровенно чернушный, порой нарочито туповатый, но всегда заставляющий смеяться до боли в животе. Блестящая актерская игра, знакомые голоса с ОРТ... Учитывая, что в игре очень мало текста и очень много голоса, — прекрасная работа. Лучшая в этом году. ЛУЧШИЙ СЮЖЕТ
Претенденты: Anachronox, AquaNox, AvP2, DragonRiders: Chronicles of Pern, Hostile Waters: Antaeus Rising. В одних играх сюжет правит бал, в других его роль второстепенна — но оцениваем мы его всегда. В этом году недостатка в хороших сюжетах не наблюдалось, что не может не радовать. Anachronox Разработчик: Ion Storm Dallas * Издатель: Eidos Interactive * Похожесть: Final Fantasy 7-10 * Дата выхода: Июнь Фактически геймплей всего жанра "японских" RPG держится на сюжетной линии, и Anachronox здесь не исключение. История, начавшаяся с личных проблем главного героя, плавно перетекает в авантюрное приключение, свершение мести и спасение всего живого во вселенной. Блистательно написанный сценарий подкрепляется великолепной режиссурой; отлично проработаны персонажи — да и вся вселенная. Сюжетная линия Anachronox сильно завязана со всеми аспектами игры и не может существовать отдельно от них. Она — полноценная часть геймплея, возможно, даже основная. Сюжет — это то, ради чего стоит играть в Anachronox. Глобальная работа — земной поклон Тому Холлу. Лучший сюжет года.
Попсовых игр — считать не пересчитать. Искать самую попсовую из всех — занятие долгое, нудное и неблагодарное. Поэтому на сей раз мы сделали выбор, руководствуясь несколько иными соображениями. Какими? Читайте — и поймете. MechCommander 2 Разработчик: FASA Interactive * Издатель: Microsoft * Похожесть: MechCommander * Дата выхода: Июль Думаю, многие сейчас теряются в догадках, почему здесь стоит именно MechCommander 2, а не какой-нибудь Emperor: Battle for Dune. Объясняем. Дело в том, что MechCommander 2 стал настоящей трагедией — на наших с вами глазах опопсела одна из самых величайших игровых серий. Сначала откровенно запопсел MechWarrior, а затем и MechCommander — и вся Mech-серия плавно пошла под откос. И лишь Black Knight (адд-он к MW4) дал надежду если не на возрождение, то хотя бы на компромисс между откровенной попсятиной и былым величием MechWarrior. Но надежда эта крайне слаба. MechCommander 2 — апогей попсовости серии, позор всей вселенной BattleTech на РС-платформе. Он сполна заслужил звание самой попсовой игры года.
Претенденты: Anachronox, AvP2, DragonRiders: Chronicles of Pern, Hostile Waters: Antaeus Rising. Благодаря качественной атмосфере мы получаем возможность вжиться в образ главного героя, почувствовать себя на его месте. Атмосфера создается многими аспектами игры — и именно она во многом свидетельствует о качестве проделанной работы. Aliens versus Predator 2 Разработчик: Monolith Productions * Издатель: FOX Interactive * Похожесть: Aliens vs. Predator * Дата выхода: Ноябрь Об атмосфере AvP2 сказано уже немало добрых слов. В AvP она крайне важна, без нее не было бы и самой игры. Первая часть саги о Чужих и Хищниках не была столь впечатляющей игрой, но запомнилась и обрела своих поклонников именно благодаря атмосфере — атмосфере страха, собственной незащищенности и тотального одиночества. Во второй части игры новой команде разработчиков (Monolith) удалось не только сохранить все достоинства оригинала, но и многократно усилить и превзойти их. В AvP2 присутствует уникальная, сильнейшая атмосфера для каждого из трех персонажей. Пехотинец — жертва, Хищник — охотник, Чужой — паразит. Потрясающая работа. По части атмосферы — лучшая в этом году. ЛУЧШИЙ ЗВУК Претенденты: Anachronox, AvP2, "Ил-2: Штурмовик", Max Payne.
Часто ли мы обращаем внимание на звук в играх? Наверное, только в тех случаях, когда он чем-то выделяется — например, влияет на атмосферу или улучшает мнение об игре. В списке четыре игры — и во всех отличный звук. Anachronox Разработчик: Ion Storm Dallas * Издатель: Eidos Interactive * Похожесть: Final Fantasy 7-10 * Дата выхода: Июнь Мы колебались с выбором, но все же решили отдать это почетное звание именно Anachronox. За что? Да так, за феноменальную озвучку. Это первая игра, в которой голоса персонажей играют одну из главных ролей. По одному только голосу можно уже уяснить некоторые черты характера героев. Взгляните один раз на Грумпоса, прослушайте первый диалог с ним — и вы сразу же поймете, что он законченный скряга и большая вредина. Неподражаемый робот PAL-18, интеллигентный хам Слай Бутс, злодей Детта... Великолепная актерская игра, неподражаемые голоса персонажей. Запустите один раз Anachronox — и они навсегда останутся у вас в памяти. Это не только лучшая озвучка в этом году — ТАК игры вообще никогда не озвучивали. Особый подход. Лучший в своем роде за всю историю. ЛУЧШАЯ МУЗЫКА
Претенденты: Anachronox, Arcanum, AquaNox, Commandos 2, Operation Flashpoint, Independence War 2, Hostile Waters: Antaeus Rising, Summoner, "Дальнобойщики 2". Хорошая музыка в играх — редкость. И часто — признак хорошей игры. В этом году, как ни странно, мы слышали много хорошей и разной игровой музыки. Великолепные композиции Flashpoint и Independence War 2, бессмертная "Ария" во вторых "Дальнобойщиках", чудесная (в отличие от самой игры) электроника Summoner, прошибающие насквозь треки AquaNox и Hostile Waters... Выбрать сложно. Но необходимо. Commandos 2: Men of Courage Разработчик: Pyro Studios * Издатель: Eidos Interactive * Похожесть: Сommandos * Дата выхода: Сентябрь Музыка в Commandos 2 не является такой важной составляющей игры, как, например, в AquaNox. Здесь она совершенно не работает на эмоциональные моменты (по причине их отсутствия), но это не мешает нам назвать именно ее — лучшей. Для каждой из двенадцати миссий — отдельный саундтрек; сильный, потрясающий электронный саундтрек. Плохих треков в Commandos 2 просто нет — есть только хорошие и очень хорошие. Великолепная работа испанского композитора из Pyro располагает к тому, чтобы слушать музыку отдельно от игры. В мире консолей в таких случаях принято выпускать саундтрек отдельным диском, но у нас на PC такая славная традиция пока еще не сложилась. САМАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
Какая игра больше всего доставила нам приятнойголовной боли в этом году? Какая бросила самый серьезный вызов серому веществу геймерского мозга? Sub Command Разработчик: Sonalysts * Издатель: Electronic Arts * Похожесть: 688(I) Hunter/Killer * Дата выхода: Сентябрь * Вы, наверное, удивляетесь, видя здесь симулятор подводной лодки, а не шахматы или какой-нибудь паззл. Но симы субмарин, как правило, очень сложны и требуют нешуточного интеллектуального напряжения. Sub Command — апогей сложности в данном жанре. Его предшественник, 688(I) Hunter/Killer, был занесен в книгу рекордов Гиннеса как "самая требовательная к интеллекту компьютерная игра 1997 года". Учитывая, что Sub Command — на порядок сложнее, то почему бы ему и не называться самой интеллектуальной игрой года? Тем более что других серьезных претендентов на это звание просто нет. В Sub Command нужно не только знать кучу клавиш управления, уметь работать с приборами современных подлодок, но и постоянно, без перерывов на обед — думать. Каждая игровая ситуация требует, чтобы вы поставили игру на паузу и хорошенько ее обмозговали. Ошибок здесь не прощают. САМАЯ КРОВАВАЯ Мясо — это то, что мы любим. Это то, что доставляет нам удовольствие. Много мяса — много удовольствия. И наоборот.
Serious Sam ("Крутой Сэм") Разработчик: Croteam * Издатель: GoD Games / 1С * Похожесть: Doom 1/2 * Дата выхода: Март То, что Serious Sam — самая кровавая игра всех времен и народов, доказательств не требует. Совершенно безбашенный геймплей, тонны мяса и многоствольные мясорубки на любой выбор. Когда разработчики из Croteam заявили на весь мир о том, что делают 3D Action, их никто не воспринял всерьез. Зато после релиза о прежних сомнениях уж никто не вспоминал — все были прикованы к мониторам и рубили в капусту одну порцию мяса за другой. Слово "мясо" до "Сэма" значило совсем не то, что значит теперь, после "Сэма". Еще никто и никогда не доводил геймплей до ТАКОГО мяса, а геймера — до такого искреннего, детского, мясного восторга от разлетающихся на кровавые клочки монстровьих туш. Чего вам еще надо для счастья? Да разве что патронов побольше...САМАЯ ЗРЕЛИЩНАЯ
Зрелищность — это не только графика. Это еще и действие. Завораживающее действие. И в этом году была лишь одна игра, полностью подходящая под определение "самой зрелищной". Max Payne Разработчик: Remedy Entertainment * Издатель: GoD Games * Похожесть: Нет * Дата выхода: Июль Ну а кто еще, как не "Макс"?! Slo-mo — это зрелище, перед которым меркнут любые красоты. Remedy сплавили воедино трюки из фильмов Джона Ву и лучшие кадры из "Матрицы", тем самым приговорив геймеров к многократному переигрыванию одних и тех же сцен в погоне за наибольшей эффектностью. Пули, плавно пролетающие над головой, молниеносные очереди из "ингрэмов", тонны осыпавшейся штукатурки, осколки стекол, усеянный гильзами пол — все это Max Payne. Remedy хотели сделать самую зрелищную игру — и они ее сделали. ЛУЧШАЯ ИГРА 2001 ГОДА
И вот, наконец, самый ответственный момент — нужно назвать Игру Года. Но как раз это решение, обычно заставляющее ломать копья и скрещивать шпаги, пришло к нам легко и как бы само собой — настолько тут все очевидно. Operation Flashpoint: 1985 Cold War Crisis Разработчик: Bohemia Interactive Studio * Издатель: Codemasters * Похожесть: Нет * Дата выхода: Июнь Итак, Operation Flashpoint: 1985 Cold War Crisis — лучшая игра года. По популярности во всем мире ей просто не было равных. В России у нее чуть меньше поклонников, чем у Max Payne — и это притом, что официально игра у нас еще не издавалась! Пиратские копии хоть и были, но продавались исключительно из-под полы — отечественные игровые флибустьеры опасались попасть под карающую длань "Буки". Еще одним знаменательным событием стало открытие одновременно трех отечественных сайтов, посвященных Flashpoint. И не каких-нибудь там любительских страничек, а серьезных интернет-проектов! О причинах такой популярности можно прочитать выше, ну а нам остается только еще раз констатировать торжественный и в то же время простой факт: Operation Flashpoint — лучшая игра 2001 года! Над подготовкой работали: Антон Логвинов, Олег Полянский, Геймер и другие сотрудники редакции журнала "Игромания".
1365 Прочтений • [Лучшие игры 2001 года] [19.05.2012] [Комментариев: 0]