Компания Red Storm в сознании игроков намертво связана с известной серией тактических шутеров Rainbow Six/Rogue Spear. Все знают, что у Red Storm такая традиция — каждый год выпускать по сиквелу или адд-ону, подкармливаясь на неизменной идее предварительного планирования миссий. И тут — бац! — лучшие друзья Тома Клэнси берут эту свою козырную карту и на глазах у изумленной публики бросают ее в камин! Нет больше предварительного планирования! А есть — Ghost Recon, который для Red Storm является, мягко говоря, весьма смелым экспериментом.
Назад в СССР СССР вернулся! Прям как Мэри Поппинс. Ознакомившись с сюжетом Ghost Recon, я не смеялся (не было сил), не плакал (я не слишком сентиментален) и даже не злился (разве ж можно на убогих злиться?). Ярых патриотов и слабонервных я попрошу не читать главу и сразу переходить к
следующей, остальные могут остаться и послушать эту душераздирающую историю. В 2008 году в России к власти пришла кучка ультралевых националистов. О том, куда ушла предыдущая правящая кучка, сюжет скромно умалчивает. Что будут делать ультралевые националисты у власти? Правильно — строить Железный Занавес! А еще они будут разжигать Холодную Войну (или скорее наоборот — охлаждать). Но и это еще не все! Железный Занавес и СССР — близнецы-братья. Значит, надо и Союз Нерушимый Республик Свободных вытащить из могилы и оживить. Первой на шею к ультралевым некромансерам радостно бросается Беларусь — она этого момента долго ждала. Немного подумав, к Беларуси присоединяется Украина.
Остальные республики уже приходится бросать на шею насильно. Но ничего! Процесс идет: СССР и танки — вместе веселее. В азиатских республиках снова открыт сезон охоты на басмачей, Прибалтика трещит по швам — суровое возмездие за баловство с независимостью наконец-то пришло. Запад, затаив дыхание и повыше подтянув памперсы, с ужасом и скорбью смотрит на эту вакханалию, в воздухе снова пахнет Красной Угрозой... Но вдруг посреди всего этого бедлама одна маленькая, но очень гордая птичка по имени Грузия решительно отказалась заново вступать в Союз Нерушимый. И тут же заявила: "Я полечу прямо в НАТО!" Но не успела полететь птичка в НАТО, потому что НАТО, услышав такие гордые кавказские слова, само прилетело на помощь. Вот, собственно, и весь сюжет. Играть, очевидно, мы будем за натовских чип-энд-дейлов, спешащих Грузии на помощь. Играть за русских, как обычно, нельзя. Но не спешите расстраиваться. Во-первых, "пока нельзя", а не "вообще нельзя". Во-вторых, идиотский сюжет — единственная серьезная послеродовая травма этой игры: спасибо и на том, что хоть Грузию и Прибалтику от нас — великих и ужасных — спасать приходится, а не Чечню, например. И, наконец, в-третьих, где вы видели в тактическом шутере не отдающий бредятиной сюжет?
А ты записался на борьбу с коммунизмом? В Ghost Recon игровой процесс очень удачно балансирует между экшеном и тактикой — метким и быстрым дебилам, а также тормознутым гениям, кроме постоянного нажатия на Load Game, тут делать нечего.
Вы являетесь командиром отряда спецназовцев с поэтичным названием "The Ghosts" ("призраки"). Под вашим мудрым руководством и при вашем же личном участии вооруженные до зубов "призраки" будут бороться с коммунизмом на территории СНГ, неся светлое знамя демократии и капитализма диким и непокорным славянским племенам. Военная кампания разбита на 15 весьма разнообразных миссий: вы побываете в Грузии, Прибалтике и даже в Москве на Красной площади. Разнообразие миссий заключается не только в географии, но и в самих боевых задачах, среди которых наличествуют: разведка боем, освобождение военнопленных, взятие укрепрайонов, диверсионные рейды в тыл врага, городские бои, огневая поддержка натовских танковых взводов, уничтожение советской бронетехники и многое другое. Мне особенно пришлись по душе задания в духе Operation Flashpoint, когда мы под прикрытием наших танков дружной толпой бежим уничтожать танки вражеские, попутно отстреливая назойливую вражескую пехоту, чтобы она не уничтожила наши танки. Сами танки друг по другу почему-то стреляют крайне редко. Вот как, оказывается, танковые сражения проходят — в виде гранатометной дуэли. Поневоле задумаешься: зачем танку этот странный
хоботок на башне? Погодные условия тоже ощутимо обогащают игровой процесс: воевать придется и днем, и ночью, и под сияющим солнышком, и в густом тумане, и под струями дождя, и среди падающих снежинок.
Не взлетим, так поползаем Что мы должны сделать согласно сюжету, я надеюсь, уже вполне понятно. Возникает законный вопрос: как это сделать? Ваше спецподразделение состоит из 12-ти бойцов, которые жестко поделены на 4 класса: обычные стрелки, поддержка (только не в купальниках с флажками, а в камуфляже и с пулеметами), подрывники и снайперы. За выполнение бонусных заданий вам выдают в подарок дополнительных солдат (специалистов) с уникальным оружием и улучшенными характеристиками. К моему удивлению, большинство специалистов представлено "национальными меньшинствами" — по ходу игры у вас появятся пулеметчик Осадзе, снайпер Галинская и еще один снайпер — Ибрагим. Для полного счастья не хватает только подрывника с фамилией Бен Ладен. Для выполнения боевой задачи вы можете выбрать 6 бойцов и произвольным образом разбить их на три группы (но не более трех человек в каждой группе). Специализация в Ghost Recon суровая — снайперу уже не судьба хотя бы разок пальнуть из пулемета или установить бомбу, поэтому к формированию состава отряда надо подходить с учетом
Самый кровожадный афроамериканец в команде собрал все медали (видимо, в нем еще жива кровь зулусских предков). конкретной миссии. Во время миссии вы можете взять под свое управление любого бойца. Остальные будут действовать в автопилотном режиме под управлением AI. AI в игре весьма сообразительный: бойцы, предоставленные сами себе, ведут себя очень разумно и в случае опасности тут же залягут, а при обстреле открывают ответный огонь. Первые несколько миссий я просто любовался со стороны, как моя группа на автопилоте идет по пересеченной местности. Только ради подобного зрелища игру стоит запустить хотя бы разок. Естественно, этим дело вовсе не ограничивается. Для управления отрядом предусмотрены готовые шаблоны поведения, такие как "разведка", "удержание позиции", "наступление" и другие.
Экспериментальный советский самолет "Су-37". Сейчас мы поставим над ним оследний эксперимент - со взрывчаткой. Для изменения поведения бойцов от вас требуется только одно — дать команду, нажав на нужную клавишу. Вдобавок вы можете задавать каждой группе свой маршрут продвижения по карте. Такой стиль управления предельно прост в освоении и в то же время позволяет реализовать массу тактических приемов: от одновременного обхода вражеской позиции с двух флангов до засад и стремительного наступления всем отрядом. Прощай, предмиссионное планирование из Rainbow Six! Да здравствует мобильность и гибкость! Кстати, во многих рецензиях Ghost Recon обозвали сиквелом Rainbow Six, но приставка "Tom Clancy’s" в обеих играх — еще не повод для подобного скоропалительного вывода. Только что описанная мной система тактического управления отрядом ставит эти игры на совершенно разные ступеньки эволюции, напрочь опровергая всякие домыслы о сиквеле.
Теперь об интерфейсе. Давно не встречал игр, где настолько удачно сделано управление: клавиш совсем немного, и раскладка по умолчанию продумана на совесть — если вы не извращенец, то переопределять ничего не придется. И это несмотря на то, что в игре добавились такие непривычные для стандартного шутера функции, как ползание (зато прыгать вообще нельзя) и выглядывание из-за угла. Между прочим, ползание — один из столпов, на котором строится концепция игры: вовсю работает девиз "кто хорошо ползает, тот долго живет". Спокойно походить или побегать можно лишь ночью, да и то недолго — до первой пули в лоб (у врагов тоже есть приборы ночного видения и даже детекторы движения).
Сегодня в клубе будут... танки! Все, что я написал о крутизне AI при управлении вашими бойцами, на 200% справедливо и для врагов. Почему на 200%, а не на 100%? Во-первых, их всегда больше, и даже если ваш снайпер стреляет как Робин Гуд, пяток русских солдат, умело прикрывая друг друга и обходя его с фланга, быстро докажут, что он вовсе даже не good, а наоборот — bad, или даже не bad, а вообще — dead. Враги даже на самом
Грузин в горах - как рыба в воде: пулеметчик Осадзе расстреливает врагов у одножия. легком уровне сложности умело прячутся за препятствиями, при обстреле кидаются в разные стороны со скоростью тренированных тараканов, умеют передвигаться перебежками, прикрывают друг друга, запросто могут обойти с фланга и стреляют на слух! А уж какие они зоркие и меткие — это вообще кошмар. Если бы не мы — суперпризраки, — то коммунизм восторжествовал бы на всей планете минимум через месяц. А еще у русских есть танки и БМП, хотя для вас большой разницы между ними нет — при отсутствии гранатомета встреча и с теми, и с другими неизменно заканчивается летальным исходом. Также в игре присутствует масса другой техники — к сожалению, в основном в качестве живописно дымящихся, но
Весело потрескивает американский "Абрамс", сейчас к нему присоединится и "Т-80" (справа). абсолютно безжизненных обломков. После Operation Flashpoint руки просто чешутся от желания захватить танк и прокатиться на нем, удобряя карту питательными вражескими джибзами. Но... не судьба. Во-первых, бесхозных танков в игре нет. А во-вторых, вы ведь еще не забыли, что мы — "призраки", а не слонопотамы, крушащие все на своем пути. Как бы то ни было, военной техникой в игре можно либо любоваться, либо сначала ее уничтожать, а уж потом любоваться — третьего не дано.
Мечты сбываются и не сбываются Red Storm еще задолго до релиза Ghost Recon начала соблазнять игровую общественность различными заманчивыми обещаниями. О них и поговорим. Каждый боец в игре имеет 4 параметра: меткость, скрытность, выносливость и лидерство. Red Storm решила позабавиться с элементами RPG, введя в Ghost Recon прокачку параметров. Казалось бы — как мудро и уместно! Но на деле здравый смысл оказался принесенным на алтарь маразма. Нам обещали combat points, которые будут выдаваться бойцам для прокачки характеристик за выполненные задания. Обещание сдержано. А теперь — внимание: вопрос! Боец Петя убил одного врага. Боец Вася — убил десять. Кто сколько combat points получит? Правильный ответ: каждый по одному очку. А как же справедливость?! И ситуация с распределением не изменится, даже если Петя вообще никого не убьет, а Вася в одиночку перестреляет всех врагов и подобьет три танка. Это ли не коммунизм, против которого мы боремся в этой игре? Как и было обещано, наличествуют медальки, которые выдаются особо кровожадным бойцам. Но ничего, кроме эстетического удовлетворения, медальки не приносят. Еще одно ожидаемое новшество — выглядывание из-за угла — на поверку оказалось практически бесполезным. Не обольщайтесь — этот трюк не помешает врагу метко пустить пулю аккурат промеж глаз вашей любопытной вуайеристской физиономии. С выглядыванием связан также один
В Мавзолее тихий час. Просьба соблюдать тишину. забавный глюк: если стоять рядом со своим боевым товарищем и выглянуть в его сторону, то можно запросто оценить состояние его внутренностей. Бррр...
Много в ней лесов, полей и рек Графический движок Ghost Recon заточен в первую очередь под открытые пространства — красивее и правдоподобнее смотрятся именно карты с природными ландшафтами (кстати, весьма приличных размеров).
Русские на привале. Городские карты тоже неплохи, но после вооруженных пикников на природе не вдохновляют абсолютно. Замечательно реализованы погодные эффекты: дождь, снег и туман. Отлично проработаны модели техники и похуже — модели персонажей (в них силен дух кубизма). Зато чего стоит снайпер, похожий на ходячий кустарник! Несколько раз я не мог его отыскать на расстоянии 10 метров, настолько хорошо он замаскирован. Анимация персонажей (и своих, и врагов) сделана на пять с плюсом, враги умирают настолько разнообразно и красиво, что хочется любоваться этим процессом целую вечность. Звуки тоже сделаны на совесть — уж поверьте мне, как сыну офицера: я и БМП, и танки живьем видел и слышал, и из "калаша" не раз стрелял. Особенно хороши звуки рикошетов по разным поверхностям и звук пуль, входящих в тело. Интересно, как они это записывали — расстреливали батоны останкинской колбасы? Приятный момент — чистая
Вражеское наступление захлебнулось: хорошая все-таки штука - пулемет! русская речь. Правда, зачастую красные лепят свои высказывания совершенно ни к селу ни к городу. Музыка — самая обыкновенная, но вполне соответствует атмосфере игры.
Пейте, дети, корвалол — будете здоровы Наконец-то я добрался до препарирования самой противоречивой части игры — реализма. Без него, родимого, в тактических шутерах — никак нельзя.
Групповое фото: два дымящихся "Т-80", одна пылающая БМП и массовка из спецназовцев. С одной стороны, с реализмом в Ghost Recon вроде бы все в порядке. Оружие строго натуральное, никакой футуристики нет, хоть и 2008-й на дворе. Модель повреждений тоже реалистичная. Пуля попала в голову? Прощай, друг! Попали в туловище? Тоже прощай. Ранили в ногу — будешь ползать, как черепаха; и так далее. И тут же нелепости: два-три ранения в ногу или руку смертельны. Прыгать, как я уже писал, нельзя. И не больно-то и хотелось нам прыгать, но вот когда бордюр высотой в 30 сантиметров приходится обходить через полкарты (перепрыгнуть нельзя, залезть — тоже), это уже крепко озадачивает. Техника реализована достоверно. Но почему танк из курсового (не зенитного!) пулемета умудряется достреливать на уровень второго (!) этажа? А когда из этого же курсового пулемета очередь лупит почти строго вниз в голову бойца, лежащего сзади (!!) да еще и вплотную (!!!) к танку? Это как называется? Дизайнеры миссий решили добавить игре динамичности при помощи скриптов, которые вводят в игру дополнительные вражеские силы. Это все чудесно, только вот силы эти не приходят из-за горизонта, а появляются в определенных местах на карте. Если стоять рядышком, то можно инфаркт получить, став свидетелем респауна танка или взвода пехотинцев. Чудеса! Надо понимать, в 2008-м русские уже овладели секретом телепортации. И подобные недоделки раскиданы по всей игре, что порой сильно портит общее впечатление. * * * Итак, сведем дебет с кредитом. Несмотря на ряд недоработок (разработчики явно форсировали выход игры до Рождества), получился очень играбельный тактический шутер. Про сюжет рекомендую просто забыть, как будто его и не было. Пройдя сингл, непременно попробуйте мультиплеер — многопользовательская игра чудо как хороша.
Геймплей: 8 Графика: 8 Звук и музыка: 10 Интерфейс и управление: 9 Новизна: 2 Рейтинг "Мании": 8,5 Дождались? На костях задушенного планированием миссий Red Storm построила свое счастье: смачный тактический боевик, достойное пополнение жанра. Соответствие ожиданиям: 75%