Жанр подводных экшенов редко радует нас новыми играми. По сути, на рынке всегда было только два разработчика, которые опускали свои взоры в пучину мирового океана. Одни — талантливые ребята из немецкой конторы Massive Development, а другие — "копировальщики" из UbiSoft. Пока "массивы" ваяли продолжение культовой Archimedean Dynasty, юбисофтовцы уже успели "пролететь" со своим детищем Deep Fighter (продолжение Sub Culture). AquaNox же от Massive Development все это время переезжал с одной даты релиза на другую. В последний раз переезд состоялся вообще за день до отправки игры в печать, причем в тот момент, когда в англоязычной прессе уже появились радостные заголовки типа "AquaNox на "золоте"!". Меня, как давнего поклонника AD, это очень сильно раздражало, ибо не было еще в природе такой игры, которую я ждал бы с таким нетерпением и так долго (пять лет, как-никак).
Аква: пять лет спустя Для тех, кто пропустил предыдущую серию, обозначу
ScalarHowitzer - самая мощная пушка. Боевые субмарины выносит на раз, а бомберы на два. Но и цена у нее... гхм... ключевые точки сюжета. По версии Massive Development, не далее как через двенадцать лет люди создадут первые поселения под водой. Потом, на протяжении нескольких десятилетий, на мир обрушится лавина глобальных потрясений. Проблемы на Балканах, массовый исход беженцев из Австралии после гибели озонового слоя над континентом, вырубка тропических лесов (помните? Это "легкие" планеты), массовые эпидемии, религиозные войны на Ближнем Востоке, экономическая война между США и Японией — вот лишь примеры того, что ждет нас в ближайшем будущем. Под конец Индия и Пакистан вообще кинут пальцы веером и заодно пару ядерных боеголовок друг на друга... В общем, жить на поверхности планеты станет невозможно, и все население Земли начнет планомерно перебираться под воду. Места на всех не хватит, но выяснится это не сразу. Маленькие подводные поселения вскоре станут станциями, а станции — целыми городами. Образуются государства, политические сообщества и пиратские банды. Так, в кромешной тьме, люди обретут новый дом, имя которому — Аква. На самом деле, оптимистическая предыстория мира Аквы располагается на целых двадцати страницах руководства к AquaNox, так что рекомендую почитать на досуге. От себя же добавлю, что со времен Archimedean Dynasty предыстория слегка обросла деталями — раньше никаких религиозных войн, истребления леса и Пакистанов с Индиями не было. Вот они, веяния нового времени! В AD игрок выступал в роли знаменитого
Стандартная картина боя - одни удирают, другие догоняют, а третьи, как я, идут лоб в лоб. наемника Эмеральда "Мертвого Глаза" Флинта, который только-только завалил крупный контракт, а сам еле остался в живых. Восстановив свою репутацию, пройдя по многочисленным перипетиям сюжета, встретившись лицом к лицу с армадой разумных биомеханических кораблей (бионтов), Флинт станет героем и спасителем Аквы. События AquaNox разворачиваются через пять (какая символическая цифра!) лет после уничтожения так называемого Survion — единого мозга бионтов. Много воды (иначе и не скажешь) утекло с тех пор. Наш герой организовал собственное подразделение ANNSCAT по отстрелу полудохлых бионтов, чем и зарабатывает себе на жизнь. Его старый дружок Эль Топо прикарманил монополистическую корпорацию EnTrOx (Energy, Transport and Oxygen — "Энергия, Транспорт и Кислород") и сделал ее интернациональной. Прежний владелец Лео ван дер Вол обиделся, ушел в пираты и теперь регулярно докучает новым
Вах, как жахнуло! ScalarHowitzer свое дело знает. владельцам. Иван Кинг (да русский он, русский!), после смерти Бориса Сантьяго (наших рук дело), взял бразды правления Зоной Торнадо в свои руки. В Атлантической Федерации произошел раскол, на политическую арену вышло движение "Новая Линия", которое, прикрываясь демократическими лозунгами, стало открыто проповедовать фашистские взгляды... Словом, вселенная игры была подвергнута полному редизайну. Изменился внешний облик персонажей, станций и кораблей. Не то чтобы я был осчастливлен этим фактом, но рыдать особо не стану. В общем, изменений предостаточно, и схватывать их придется по ходу дела. Сюжетная линия AN, в дань доброй традиции, начинается с работы мусорщиком на станции Эль Топо. Видно, разработчики на этот раз долго придумывали повод для столь экстравагантного занятия, равно как и способ всучить Флинту развалюху вместо лодки. Они вышли из положения просто и красиво — у Флинта банально угнали его Succubus (подлодка, с которой мы закончили AD), а Топо решил просто над ним поиздеваться, о чем не преминул сказать открытым текстом (характер у него остался прежний, хотя скряга в нем чувствуется меньше). Ну а дальше понеслось... Битва за корпорацию EnTrOx, защита Зоны Торнадо от нашествия краулеров (раса уродов с определенной предрасположенностью к каннибализму), гражданская война... Не сказать, что сюжетная линия AquaNox интереснее того шедевра, что был в Archimedean Dynasty, но марка выдержана — это точно. Конечно, таких интересных моментов, как работа под прикрытием в тылу пиратов, тут уже не будет, но неожиданных сюжетных ходов предостаточно, особенно если учесть концовку... Правда, стоит отметить, что без знания сюжета AD вы потеряете половину всего кайфа. Вам предстоят встречи и со старыми знакомыми, и даже со знакомыми тех, кого вы имели честь знать в AD. Часто упоминаются места, которые вы могли посетить только в AD, — и так далее.
Экшен, будь он проклят! В плане геймплея AquaNox станет сплошным разочарованием для всех поклонников AD. Нас просто предали. Все время разработки — все эти чертовы пять лет — разработчики уверяли нас, что стопроцентно следуют оригиналу. Ага, щаззз... Из игры в стиле Wing Commander AN превратился в чистокровный туповатый экшен а-ля Quake (не в обиду будет сказано). Это ж еще умудриться надо — и без того динамичный "Винг" переделать в "Кваку"! Корабли забыли про физику, зато научились стрейфиться и на ходу "менять оружие" (ну что за бред, а?). Управление бортовыми системами, автоматическими пушками — осталось в прошлом. Все, что теперь есть на экране, — трехмерный радар (прямо как в AD), пушка справа (теперь, чтобы выстрелить торпедой, нужно обязательно сменить оружие!!) да
Великолепие AquaNox лучше заметно на скринах - во время игры на любование красотами времени нет! "здоровье". Почему тогда в рейтинге стоит "десятка"? — спросит забежавший вперед глазками нетерпеливый читатель. Да по той простой причине, что это ЗДОРОВО! Вы называете Comanche 4 классным динамичным экшеном? Забудьте о нем как о дилетантской поделке! Берусь даже предположить, что пролетающие над головой пули в режиме "сло-мо" ("Макса" не забыли еще?) не вызывают таких всплесков адреналина, как здешний "вендетта-гатлинг", выплевывающий сотни бронебойных снарядов в минуту, каждый из которых оставляет за собой красивый шлейф. Десятки вражеских лодок, сотни и тысячи снарядов, совершенно ураганный геймплей, который не дает даже взгляд отвести от экрана! Признаюсь, уже через час игры — после того как прошел период адаптации к "нововведениям" — я уже просто не мог оторваться. Но опять же, кто просил делать ЭТОс AD? Все ждали именно сиквела. Сиквела — это значит того же самого, но в новой обертке!.. На этом изменения концепции не заканчиваются. К сожалению. В угоду ураганному геймплею время, проводимое вне миссий, существенно сократилась. Игра стала СОВЕРШЕННО линейной. В AD мы хоть и следовали четкой сюжетной линии, но при этом могли свободно перемещаться между станциями, торговать оружием и выбирать, куда отправиться в пределах станции. Здесь же нас ждет рвотного зеленого цвета интерфейс с торчащей на пол-экрана бабой (вроде как бортовой компьютер), который позволяет лишь поговорить с кем-то, что-то купить, снарядить лодку и выбрать время для миссии. Разговор с персонажами теперь проходит в сугубо линейной форме: выбрал собеседника — и давай зачитывать текст. А ведь какие шикарные диалоги были
К врагу идет подкрепление - но мы их быстро раскидаем! в AD — не в каждом квесте такое увидишь! Впрочем, тексты и здесь остались интересными, но возможности выбора нет — лень делать было? Кстати, так называемые побочные миссии присутствуют и в AN, но получить их можно, как и раньше, только поговорив с определенным человеком. Вся пакость в том, что если поговорить до этого с "сюжетным" персонажем, то "побочный" просто исчезнет — вот и гадай, водя пальцем по списку в десять имен, кто из них "побочный", а кто — "линейный". Ассортимент магазина сильно обеднел со времен AD. Прощайте, тонны разнообразных пушек, прощайте, всякоразные приспособления, виды брони и новые версии программного обеспечения! Все, что осталось от былого великолепия, — немного пушек с торпедами да реакторы с глушителями. Отражатели торпед не в счет, ибо практически не используются. Ах, забыл — еще есть автоматический робот-ремонтник! Его функция состоит в том, чтобы сделать элементарными финальные миссии. Субмарин, как и ожидалось, стало больше. Если в AD новую субмарину можно было получить не чаще четырех раз за игру — и не раньше, чем это позволят разработчики, — то теперь у нас есть девять лодок в свободной продаже. Впрочем, более совершенные модели субмарин все равно появляются лишь по прошествии некоторого времени, а цена на них не меняется — так что проку от сего "нововведения" немного. Разве что сменить лодку на менее крутую — но такая необходимость у меня за все время игры возникла лишь один раз. Миссии в AD запоминались прежде всего своей четкой привязкой к сюжетной линии, а также большим разнообразием заданий и игровых ситуаций. К сожалению, в AN миссии поубавили по части разнообразия заданий (опять же, в угоду геймплею), но игровых ситуаций по-прежнему море. Чего стоят только эпизоды гражданской войны, где каждая из сторон хочет победить другую, но не ценой уничтожения — а поэтому используется только парализующее оружие!
Krassиво, однако!
Приятного аппетита!.. Со времен нашего превью почти годовой давности фирменный движок KRASS нисколько не устарел, а лишь прибавил в своем великолепии. Если говорить о нем кратко, то получится крайне простая фраза: это самый красивый игровой движок на конец 2001 года. Если подробно, то можно просто утонуть в пучинах словосплетений, рассказывая о неземной красоты картинах подводного мира. Один взгляд на здешние корабли, сумасшедшие по части полигональных наворотов, надолго отбивает охоту смотреть на что-либо еще. Четвертый "Команч" воспринимается с иронической улыбкой (дескать, ну неплохо, неплохо!), а Doom III уже не кажется таким уж далеким. Что тут скажешь — прогресс! Кстати, не забудьте обзавестись "железом" получше — на GeForce2 игра запускается только из вежливости и после нескольких миссий начинает, так скажем, подтормаживать. GF3 Ti200 дает порядка 30-40 FPS, что вполне неплохо, хотя динамики становится чуточку меньше, нежели при 60 FPS на Ti500. Музыкальное сопровождение — лучше и придумать сложно. Быстрое и качественное техно (при всей моей нелюбви к этому жанру) как нельзя более подходит под молниеносный геймплей, а приятная электроника работает на мощные эмоциональные моменты — особенно это удалось в финальном ролике. Звук тоже не подкачал. Мало того, что он наполовину создает атмосферу игры, так еще и на эффекты разработчики не поскупились. Особенно порадовала реализация EAX — звуковая карта четко разделяет звук на шесть каналов (несмотря на четырехканальное звуковое ядро игры), с помощью сабвуфера давая почувствовать всю мощь торпеды Big Bang 2. Ревет не хуже, чем миниган старика Сэма! А вот озвучка диалогов вышла не слишком удачной. Кроме того, у главного героя изменился голос. Долго я к нему привыкал, но потом пришел к выводу, что он даже лучше старого. Нокс — Аква Поводом для переименования "Аквы" (первоначальное название
Завидев это огромное чудище, даже Флинт поддал газу... игры) в "АкваНокс" стало желание разработчиков подчеркнуть атмосферу игры. Вроде как темные глубины мирового океана и все такое прочее (AquaNox в переводе с латыни означает "темная сторона воды" или что-то в этом роде). Так вот, усовершенствованием названий делу не поможешь. В результате геймплейных преобразований игра очень сильно потеряла в атмосфере. Если в Archimedean Dynasty игрок буквально погружался в мир Аквы, то в AquaNox он остается не более чем зрителем. В AD мы сами выбирали, куда плыть и с кем говорить. Это не означало полную свободу действий, но давало возможность вжиться в образ героя. То же самое с обликом станций — мы могли посмотреть на них как со стороны, так и изнутри. Здесь же — только со стороны, да и то — станция предстает в виде маячащих на фоне основного интерфейса отдельного здания или оборонительной турели. Поначалу я, недовольный таким положением дел, ждал того момента, когда герои доберутся до Атакамасити — столицы Зоны Торнадо, которая находится внутри скалы и не скрыта водой. И что вы думаете — камера остановилась прямо у городских ворот! Да, где-то на горизонте была видна скала, но не игравший в AD человек толком ничего не поймет — опять минус для атмосферы. И так далее. К чему я клоню? Просто хочу показать, как несколькими неосторожными шагами можно запороть солидную часть геймплея. Кстати, из-за дефектов атмосферы и сюжетные повороты воспринимаются не так остро. Энд, Фин, Эндшпиль, Капут Но все недостатки игры меркнут перед одним — концовкой. Дело в том, что ее просто нет.
...и не напрасно! То, что игра закончилась, можно понять только по надписи "The End" в очередном (именно так думаешь при его просмотре) ролике. Последняя миссия — самая обычная, ничем не выделяется на общем фоне. Пройти игру можно за восемь(!!) часов, что ни в какое сравнение не идет с недельным(!) геймплеем AD. Такое ощущение, что у Massive Development просто закончились деньги, и они, не успев доделать игру, выкинули ее на рынок. В качестве компенсации в финальном ролике (именно ролике, а не миссии) умелые сценаристы дали сюжету такой крутой заворот, что лично я теперь с нетерпением жду AquaNox 2, дабы узнать, что и как там дальше будет. Кстати, о разработке второй части издатель JoWooD объявил буквально через две недели после релиза первой, а дату обозначил осенью 2002 года. Почему-то мне это не кажется странным. AquaNox не подтвердил самых худших опасений, равно как и не оправдал самых лучших ожиданий. Впрочем, многим игрокам до разницы между AD и AN нет никакого дела — геймплей получился захватывающий; а то, что одним — недостаток, другим только в радость. Ну а я скажу так: если пройти AD — это все равно что прочитать интересную книгу, то пройти AN — как посмотреть потрясающий боевик. Рейтинги Геймплей: 10 Графика: 10 Звук и музыка: 9 Интерфейс и управление: 9 Новизна: 7 Рейтинг "Мании": 9.0 Оправданность ожиданий: 40% Дождались? Совершенно чумовой и потрясающий подводный экшен, вместе с тем представляющий собой ущербное продолжение Archimedean Dynasty.