Представим себе следующую бытовую ситуацию: вы — обладатель новенького, буквально пару часов назад купленного компьютера. Торжественная музыка играет в вашей счастливой голове, и а капелло вторят ей голоса домашних, когда, отягощенный драгоценной покупкой, вы торжественно вваливаетесь по месту прописки. Барабанная дробь сопровождает первое нажатие кнопки Power, и громогласные аккорды духового оркестра финализируют запуск любимой компьютерной игры. И тут... Послышалось, или в общую гармонию действительно влился какой-то диссонанс? Но нет. Вот кто-то опять “пустил петуха”... И в этот момент (пора бы уже) до вас медленно, но верно доходит. А что это, собственно, за хрипы доносятся из колонок? Конечно, монстры по сути своей хрипят, но этот конкретный звук больше смахивает на первые признаки хронического метеоризма. Ага... Про звуковую карту в пылу восторга никто и не вспомнил... Встроенный на материнскую палату AC'97 кодек тянет на оппортунистское “неплохо”, но при переходе к качественной оценке избалованный слух тут же выявляет непотребные помехи, какофонию и всеобщий разброд звуковых каналов. Конечно, в качестве альтернативы всегда остается CreativeAudigyPlatinum5.1, на который денег точно не хватит, но мечтать, слава богу, не запрещено. Что делать? Смириться и заткнуть уши ватой или все-таки предварительно свернуть их бантиком, а потом замотать изолентой и все равно заткнуть ватой? Или все же смирить порыв и дочитать (в моем случае дописать) эту статью до конца? Потому что компания Creative как раз имеет предложить нечто, способное удовлетворить ваши (то есть наши) меломанские потуги по достаточно скромной цене. Речь о новой звуковой карте SoundBlaster4.1 Digital...
Хэй, диджей! Долби Сурраунд! Что означают цифры 4.1 в названии платы? А
означают они то, что Sound Blaster 4.1 поддерживает такую модную фишку, как DolbyDigital4.1. Это, конечно, не “хайэндовый” 5.1, о котором мы писали в прошлом номере (обзор SB Audigy), но для игр, в принципе, самое оно. Если DD 5.1 включает в себя 2 фронтальных канала, 2 задних, 1 центральный + сабвуфер, то у 4.1 нет центрального канала, который в принципе не нужен для игр, так как используется в основном для передачи человеческого голоса — например, при просмотре DVD-видео. Настоящему же геймеру в первую очередь надо, чтобы басы были помощнее и чтобы монстры, единожды издав боевой клич в левом коридоре, не появлялись в загадочном молчании из правого. То есть, если вам нужен хороший звук по низкой цене, то разумнее взять систему на базе 4.1, оставив 5.1 на поживу любителям домашних кинотеатров. Итак, посмотрим, что же это за чудо. Коробка — одна штука, картонная с логотипами EAX и Creative. Имеется надпись: “The best all-round Solution for Games and Digital Audio”. В переводе на общеупотребимый русский сие значит, что карточка предназначена для игр и цифрового звука (то есть для геймеров). Плата нежно-зеленого цвета, по внешнему виду чем-то похожа на SB 512 PCI. Имеется пять разъемов: Line-in, Mic, front out и rear out (который, если верить руководству, является также и SPDIF выходом) и стандартный game/midi порт. Помимо самой платы, в коробке находятся два компакта — один с драйверами, а другой с играми MidnightGT и Rage Rally. Встроенный в SB 4.1 чип CT5880 (для справки: в Live! используется EMU10K1) поддерживает все стандартные функции вроде WaveTable, использующего оперативную память для синтеза звуков (важный факт для всех пишущих музыку на компьютере). Драйвера имеются практически для всех распространенных сейчас операционных систем. Для нас наиболее важной является поддержка всей линейки Windows — то есть Windows 95/98/Me/NT/2000/XP. Мы использовали следующий тестовый стенд: Процессор — Athlon 1000 MHz Материнская плата — Chaintech 7KJD Память — 256 DDR SDRAM Видео — Asus V7700 GeForce2 Pro Жесткийдиск — 40 Gb IBM IC35L040AVER07 Акустика — совершенно замечательные колонки Creative Cambridge SoundWorks FPS1600. Для тестирования использовались игры Max Payne, Red Faction, Return
to Castle Wolfenstein, Need for Speed: Porshe Unleashed, Independence War 2, Quake 3 и American McGee's Alice, а также набор MP3-композиций разных жанровых направлений. Установка прошла очень быстро, быстрей, чем у Live!, и это понятно, так как с той же Live Player 5.1 устанавливается масса софта, ну совершенно не нужного обычному пользователю. В финале нам традиционно предложили перезагрузиться. Звук при последующем старте Windows продемонстрировал, что инсталляция закончилась успешно. Никак шумов и незаказанных спецэффектов замечено не было. (От редактора: далее рассказ будет вестись от первого лица автора, так как колорит и эмоции процесса тестирования являются лучшей характеристикой любого устройства). Для начала запускаю альбом Oomph! — “Plastic” и, разумеется, делаю звук погромче, дабы оценить басы и сопутствующие им частоты. Звук на редкость хорош, что не может не наводить на мысль о намеренной провокации. Теперь выключаю все посторонние источники децибел и выкручиваю громкость на полную катушку. Ага! Ни малейших признаков шума, свойственного дешевым аудиокартам. Ощущения неописуемые, хотя и на бумаге непередаваемые. Как говорится, это надо слышать! Башню срывает и уносит в далекие дали... Далее идут игрушки. Для затравки запускаем Max Payne. Включаем... Башня находится все там же, где и была, то есть недалеко, но и не на положенном месте. Ощущение, будто враги находятся в комнате и сейчас в дверь постучатся соседи с нарядом милиции, чтобы спасти меня от банды грабителей. Когда я запустил 3DMark 2001 и, выйдя из комнаты, услышал звук падающих на пол гильз, я на полном серьезе подумал, что это у меня из кармана падают ключи вперемешку с мелочью... EAX с его реверберацией чувствуется очень хорошо. Ощущения можно описать примерно так: “Иду... Чего-то слышу. Очевидно, шаги. Справа за стеной. Бегу туда... Очередь из автомата. Труп...”. И так, извините за тавтологию, все время. Возникают крамольные мысли о том, необходимы ли вообще пять колонок в играх и нужно ли тратить на это деньги. На мой скромный и непредвзятый взгляд — для игр четырех колонок в паре с сабвуфером и SB 4.1 хватает на все сто.
Акустика И кстати, о колонках. Акустика, как было уже сказано, родная от Creative. Особенно
понравилась упаковка: открыв коробку и начав распаковывать это чудо, пришлось разворачивать около 15 маленьких пакетиков и порядка 20 (!) скруток на проводах. Видимо, это защита от пылевых бурь, а также других природных катаклизмов вроде Гольфстрима и извержения вулкана Везувий. Сателлиты выглядят неплохо — черная пластмасса, и к каждому прилагается маленькая подставка. Сабвуфер весь из себя черный, квадратный и деревянный, динамик закрыт черной сеткой. На задней панели есть регулятор мощности басов. К нему прилагается маленькая дисташка с регулятором звука, которая подключается к сабвуферу специальным проводом. Впоследствии ее можно прилепить куда-нибудь на монитор или системник (даже липучка для этого есть). Плавно переходим к музыкальной части тестирования. Для начала пускаю классику. Звучание нормальное, но не дотягивающее до характеристики “хорошее”. Классика вообще звучит “хорошо” и “отлично” только на hi-end системах, так что скромняге SB 4.1 в паре с FPS 1600 тут ловить нечего. Дальше идет хардкор, с его басами и скоростью. Ага, вот тут наша звуковая система проявляет
себя в полной красе. “Там-там-там-Трям-Трям-Бумс”... Вжимаешься в спинку кресла и замечаешь, что подпрыгиваешь вместе со стеклами, которые почему-то звенят и дребезжат. Теперь неплохо бы поставить что-нибудь металлическое. Включаю Nightwish — и чуть не падаю со стула, так как громкость в тот момент была выставлена на максимум, и ветер из сабвуфера фактически унес меня на расстояние полметра. Тут я, конечно, преувеличиваю — на самом деле при большой громкости из вуфера просто выдувается сильный поток воздуха (который, кстати, добавляет в процесс прослушивания достаточно забавные, “интерактивные” ощущения). Как общий итог тестирования, отдельно хочется отметить басы. Независимо от стиля, они очень сочные и не гулкие, что свойственно более дорогим аудиосистемам.
Итоги Creative не зря советует использовать SB 4.1 в паре с акустикой собственного производства. Дуэт, состоящий из SB 4.1 и качественной четырехколоночной системы, — это то самое “оно”, необходимое среднестатистическому геймеру для полной мультимедийной нирваны. Факт — очень качественный звук в играх и при прослушивании музыки. На всякий случай еще раз оговорюсь, что если вы хотите сделать из своей машинки домашний кинотеатр и предъявляете абсолютные требования к звучанию классических музыкальных композиций — то лучше отдать предпочтения Dolby Digital 5.1, звукеру Audigy и системе из пяти колонок. За предоставленную звуковую плату и акустику FPS 1600 редакция благодарит Восточно-европейское представительство Creative Labs в Варшаве (www.europe.creative.com).
Технические характеристики звуковой карты: — таблично-волновой синтез — 128Generalmidi и GS инструментов — поддержка DirectSound и DirectSound3D — EAX в двухколоночном режиме — расширенное объемное звучание в двухколоночном режиме (эффект расширения стереобазы, за счет чего звучание становится объемнее. Обычно на мини-системах называется IncredibleSurround, 3DSurround или Spatial) — эффекты реверберации и эха — использование оперативной памяти под сэмплы — частоты от 5KHz до 48KHz — полная совместимость со стандартом SoundBlaster и MPU-401 Системные требования: — процессор Pentium133 или выше для Win95/98 и Pentium166-200 для WinMe/2000 — 16 Мб оперативной памяти и выше — наушники или колонки