Интернет. 2.5-3 страницы. Во времена своего зарождения Интернет был ужасен — скупые строчки исключительно текстовых страничек, маломощные компьютеры пользователей и первобытные модемы делали свое черное дело. Впрочем, этот факт мало кого удручал — онлайн в те времена был привилегией избранных, в то время как в глазах подавляющего большинства граждан термин “браузер” выглядел грязным ругательством. Время шло, научные дискуссии и сверхсекретный шепот военных, ради которых веб-каша и заваривалась, постепенно уходили в сторону под мощным наплывом любопытствующих юзеров, дорвавшихся до онлайновых просторов. Интернет стал двигаться в массы все активней, текстовые интерфейсы ДОСовских браузеров заменялись мультимедийными “Эксплорерами” и “Нетскейпами”. Обычные двухмерные картинки превращали серфинг в приятное глазу занятие, но привередливым пользователям и этого оказалось мало. Им (нам) еще и 3D подавай... ведь как приятно было бы, войдя в любимый чат в подходящем обличии, обменяться почти настоящим рукопожатием с друзьями и навешать пинков недоброжелателям. Со всех сторон рассмотреть девайс, выставленный на продажу в Интернет-магазине. Совершить виртуальное кругосветное путешествие, не вылезая из удобного кресла. Кому-то приглянутся вечно живые “образовательные” темы, кому-то — многопользовательские игрища, кому-то — пресловутый виртуальный секс... да мало ли что можно еще найти — были бы под рукой средства отображения “3D-страниц”. А они у нас есть, причем давно.
Куда пойти, куда податься Виртуальные миры
Самое впечатляющее применение
3D-технологий в Сети — это, безусловно, виртуальные миры и города. Не знаете, что это такое? В большой стакан налейте на два пальца онлайнового ролевика с продвинутой социальной системой, добавьте туда пару литров свободного общения, по вкусу разбавьте мини-играми, Интернет-магазинами (настоящими!) и прочей мелочевкой, взболтайте и украсьте полным 3D. Получится крышесшибающий коктейль, отрывающий от реальной жизни не меньше добротной игрушки. Впрочем, довольно пустых разглагольствований — попробуйте что-нибудь из нижеприведенного, и вы все поймете сами. www.icity.co.il —один из лучших представителей подобного рода развлечений. Огромный виртуальный город, в котором можно найти работу или снять квартиру, приобрести новых друзей и подруг, принять участие в культурной жизни мегаполиса и т.п. От богатства возможностей голова идет кругом, а технология впечатляет еще больше. Приличная графика, дублирование текстовых сообщений голосом (озвучивание
осуществляется на вашем компьютере, не отражаясь на качестве соединения) и сравнительно небольшая нагрузка на линию. Есть и ложка дегтя — неумение многих горожан говорить по-английски, не говоря уже про родной и
могучий. www.cybertown.com —фактически, клон предыдущего города, только с некоторыми изменениями. Это в меньшей степени симулятор жизни (хотя дома покупать можно и здесь), в большей — центр развлечений (чаты, форумы, игры), хотя, судя по пресс-релизам, по глубине проработки мира Кибергород скоро и Ультиму Онлайн переплюнет. Уже сейчас можно совершать покупки, толкаться по клубам и дискотекам, ходить на виртуальные концерты и посещать не менее виртуальные кинотеатры. Дополнительно можно поучаствовать в глобальной онлайновой междоусобице — командном шутере под названием Outlands. Просто шикарный сервер — обязательно загляните на огонек. www.sub-club.com —нечто в стиле двух предыдущих сайтов, только для детей. Если не испугаетесь соответствующего оформления и интерфейса, по каждому поводу дающего отеческие наставления, — милости просим. VRML и все-все-все Первая попытка добавить в Сеть чуть-чуть объема была предпринята в 1993 году. Группа энтузиастов (Марк Пессе, Тони Париси, Гэвин Белл и еще ряд товарищей) пришла к интересному решению: почему бы не ввести для Интернета новый стандарт трехмерной графики, сделанный в лучших традициях HTML, — текстовые документы, в браузере волшебным образом преображающиеся в трехмерные сцены; для усиления сходства стандарт обозвали VRML нумер один — Virtual Reality Makeup Language или Язык Разметки Виртуальной Реальности. В самом деле, почему? Строка текста — это не плод работы ресурсоемких 3D-приложений, требующих мощнейших агрегатов ценой в десятки тысяч долларов. Писать такие скрипты может абсолютно любой желающий (знакомый с синтаксисом языка), любоваться результатом — тоже (привязки к какой-либо платформе нет). Идиллия? Вовсе нет — массовому внедрению чудо-языка в жизнь мешало слишком много факторов. Во-первых, несовершенство самого языка, позволявшего создавать исключительно статичные сцены. Во-вторых, техника тех времен была совершенно для 3D не приспособлена — инженеры Voodoo и nVidia тогда еще под стол пешком ходили, о прелестях Direct3D и OpenGl не помышляя. В-третьих, к повальной трехмеризации не были готовы веб-дизайнеры, слабо понимающие, чего эдакого можно впихнуть во внезапно материализовавшееся измерение. Позже светлые умы додумались до VRML 2.0, легко оперирующего движущимися объектами, работая со звуком и придавая трехмерным мирам вожделенную интерактивность. VRML поменял свою расшифровку — теперь это Virtual Reality Modelling Language (Язык Моделирования Виртуальной Реальности —чувствуете разницу?). Еще позже был принят и VRML’97, но ведущей на данный момент является именно вторая версия. Попутно на свет вылезли 3D-акселераторы, VR-очки и прочая периферия, стали появляться первые сайты, наполненные 3D-контентом. VRML возмужал и научился выглядеть красиво, медленно, но верно пробиваясь к всенародному признанию и заслуженной популярности. Чуть порывшись в Сети, можно обнаружить немало занятных точек применения модной технологии — чаты, модели реальных городов, многопользовательские игры. Помимо VRML, в природе существует еще с десяток всяческих 3D-стандартов, но большинство из них нашего внимания недостойны по причине чрезвычайно малой распространенности. Разве что WildTangent от одноименной компании (www.wildtangent.com), но это не совсем то, что нам надо.
Требования, системные и не только Итак, вы решили ощутить 3D-прелести VRML на своей шкуре. Что вам для этого понадобится? Во-первых, браузер: трехмерные документы (расширение .wrl) лежат не где-нибудь, а в каталогах на сайтах, так что без этой зверушки вам никак не обойтись. Во-вторых, потребуется специальная программа для просмотра *.wrl-файлов. Программ таких очень много, часть из них работает как плагин к вашему любимому браузеру, часть — полностью самостоятельно. В-третьих, не помешает видеокарточка, понимающая Direct3D и OpenGl. Без нее в 3D-миры лучше не соваться — злые пиксели и вечные тормоза заживо сожрут. Выбор браузера и видеокарты оставим на ваше усмотрение — об этом уже писалось, и неоднократно, а вот о лучших представителях семейства программ-вьюверов поговорить стоит. Сразу же обращу ваше внимание на то, что нижеупомянутые приложения без обозревателя Интернета работать не могут — у несчастных нет даже *.exe-файлов, поэтому не пытайтесь запустить их в отрыве от папаши-браузера. Как только Explorer (Navigator или что там у вас) наткнется на файл с расширением .wrl (.wrml, .wrz), спящий доселе вьювер проснется и начнет показывать вам чудеса 3D. Также не рекомендуется устанавливать все проги одномоментно. Схема работы с ними такая: установил, попробовал, не понравилось — стер; установил следующую и т.п. Иначе шишек не оберетесь, да и интегрироваться в браузер сможет лишь что-то одно. Куда пойти, куда податься Любопытные странички
Изучая хлам результатов допроса поисковых систем, можно обнаружить ряд проектов, достойных внимания, но классификации не поддающихся. Вот вам пара таких вещей. http://131.175.10.213/multillusion/index.html#inizio —симпатичный чат в трехмерном мире. http://surf.to/rueedi —виртуальный Чикаго . http://vrml.gsfc.nasa.gov — наша планета в VRML (рекомендую!). www.valuebuyalert.com — трехмерная карта Сингапура. www.smeenk.com/vrml/worlds/greetings/index.html —поздравьте своих знакомых красивой 3D-открыткой. www.lenin.ru:8101 — мавзолей вечнозеленого вождя мирового пролетариата (3D, естественно). www.ehongkong.com.hk/central.asp —Гонконг в трех измерениях.
Они дарят нам объем Cosmo Player 2.1.1 Разработчик: Cosmo Software Размер: 3383 Kb Лицензия: Freeware Язык интерфейса: Английский www.cai.com/cosmo/ Один из старейших, но все еще чрезвычайно популярный VRML-браузер с приятным интерфейсом и очень приличной скоростью
работы, сдобренной грамотной реализацией алгоритмов рендеринга (в свое время красивее старины Cosmo ничего не было). К сожалению, сейчас программа официально “умерла” — разработчики совсем забросили ее поддержку, хотя сайт все еще функционирует, привлекая тысячи падких до 3D-развлечений юзеров. Несмотря ни на что, окоченевший трупик приложения остается болтаться на пике популярности. Не лучшим образом Cosmo Player относится к новым браузерам — если IE 5.5 он с горем пополам проглотил, то c NN 6.0 “Космо” лучше не связывать. Последние Explorer’ы поддерживаются почти так же, частенько отказываясь открывать *.wrl-файлы где следует. Если вы совершенно не представляете, с какой стороны к VRML подходить и панически боитесь трехмерного пространства, для вас приготовлен ознакомительный режим, выполненный в виде маленькой, но бесконечно доброй игрушки Chomp!. Действие происходит в подводном мире; мы управляем зубастой акулой с недетским аппетитом, цель — сожрать все, что попадается на пути. Давно я так не развлекался! Рейтинг: 3/5 P.S. Любители антиквариата могут добавить Cosmo Player два балла в рейтинге. Если у вас стоит какой-нибудь Windows 95, а видеокарта покрыта пылью столетий — вы просто обязаны обратить внимание на дедушку Cosmo. Blaxxun 3D 2.0 Разработчик: Blaxxun Interactive Размер: 1385 Kb (+ 4305Kb плагин) Лицензия: Freeware Язык интерфейса: Русский
www.blaxxun.com Достойный продукт, отличающийся от других в первую очередь наличием своего собственного формата *.bxx (VRML тоже не забыт, но акцент делается отнюдь не на него). Вопреки всем ожиданиям, этот формат оказался на удивление распространенным. В Сети нашлись отличные места, не пускающие неоBlaxxun’енных пользователей (как правило, для доступа требуется установить Blaxxun Contact 4.4, притаившийся где-то на нашем диске). Впрочем, это не показатель продвинутости детища Blaxxun Interactive — как вы думаете, кто эти разработки спонсировал? Первые впечатления, омраченные крайне невразумительной процедурой скачивания дистрибутива (никаких тебе поддержек докачки, оборвется связь — будьте добры начать сначала), — вполне себе ничего. В меру красиво, довольно удобно, но ужасающе медленно — такое ощущение, что колесо рендеринга крутят черепахи; *.wrl-файлы заставляли мою систему (в несколько раз превосходящую минимальные системные требования) впадать в продолжительное оцепенение. Пока дождешься, пока сцена загрузится, — поседеешь. Мало того, часть текстур еще и не сразу вгоняются в видеопамять, радуя глаз разноцветными “лысыми” поверхностями. Как будто ЛСД откушал... Зато “фирменные” сайты летают; кажется, девелоперы про VRML совсем забыли, собственным детищем увлекшись. Настройки довольно гибки и богаты — имеется поддержка большинства новомодных наворотов. Не забыта оптимизация под P3 и MMX, на месте и поддержка софтверного рендеринга. Дополнительное преимущество — русскоязычный интерфейс (для обладателей русского IE; умное приложение определяет языковую принадлежность пользователя по версии его браузера). Зато переводчики компании явно не социалистического происхождения. Как, по-вашему, что такое “Граффики”? Можете не напрягать извилины — допрос с пристрастием показал, что за загадочным пунктом меню скрываются всего лишь настройки графики. Рейтинг: 4/5 Cortona VRML Viewer 3.1 Разработчик: ParallelGraphics Размер: 1371 Kb Лицензия: Freeware Язык интерфейса: Английский www.paragraph.ru
Поигравшись с десятком разнообразных VRML-вьюверов, я пришел к выводу, что нет в мире справедливости, а среди подобных программ лидера. Все рассмотренные приложения по-своему хороши, но, как говорилось в анекдоте, “не радуют, блин”. А потом пришла она — великолепная Cortona, покорившая вашего покорного слугу еще до установки, заставив забыть прелести Blaxxun 3D и его аналогов. Уже на сайте, посвященном приложению, чувствуется основательный подход разработчиков (российских!) к своему делу — впечатляющая коллекция красивых VRML-моделей, ссылки на интересные VRML-сайты, демонстрация возможностей приложения. Распространенной ситуации, когда вы устанавливаете очередную суперпрограмму, а потом потираете затылок в недоумении, не зная, что с ней делать, не возникает. Один только просмотр демонстрационных моделей займет у вас несколько часов. Но все эти эмоции глубоко вторичны по сравнению с тем, что программа в состоянии нам предложить, — удобный и простой интерфейс (полностью настраиваемый),
высокую скорость работы и великолепный движок рендеринга. Поддержка криволинейных поверхностей, анти-алайзинга (сглаживание лестничного эффекта, проявляющегося в виде “ломаных” кривых линий), motion blur (разные красивые эффекты, возникающие при движении объектов), оптимизация под P3 и новые Celeron’ы прилагаются — новые железяки без дела не простаивают. Если же с железом у вас пока напряги — не расстраивайтесь, заработает и у вас. Все три имеющихся API (DirectX, OpenGL и Software) бегают весьма шустро, позволяя в случае чего пожертвовать красотой ради десятка-другого “лишних” кадров в секунду. Специально для разработчиков VRML-приложений предусмотрена консоль (для отладки — то, что доктор прописал), для всех прочих — возможность наслаждаться шикарной графикой в полноэкранном режиме. Если где-нибудь завалялись VR-очки — срочно нацепляйте это чудо на нос, программа их поддерживает. Вся эта красота требует браузера IE или NN не ниже 4.0 (отлично работает на любом из них), с “экзотическими” обозревателями, скорее всего, будут проблемы. В общем и целом, программа — супер, и из всего ассортимента вьюверов лично я остановился именно на ней. Для любителей изваять что-нибудь красивое и трехмерное своими руками имеется возможность установить специальный VRML-редактор Internet Space Builder 3.0 (ищите его на нашем диске) и заняться самодеятельностью. Интерфейс его чем-то похож на Q3Radiant или UnrealEd (есть что-то и от 3DSMax) и выполнен достаточно просто. Возможности — бешеные, разобраться не столь сложно, как кажется (тому способствует подробный Tutorial). Если горите желанием добавить на свою домашнюю страничку хоть чуть-чуть 3D — ставьте и наслаждайтесь. Рейтинг: 5/5
Куда пойти, куда податься Игры и приколы
Подкину вам пару ссылок на забавные странички с разнообразными игрушками и развлечениями, помогающими скоротать тягостные минуты ожидания чего-нибудь большого и хорошего (загрузки двухсотмегабайтной демки, например).
www.vcom3d.com — средство рассылки симпатичных трехмерных открыток и неплохая коллекция игрушек и развлечений. www.gluedideas.nl/html/vrml/worlds/Warp4.wrl — можете как угодно издеваться над имеющимися здесь фотографиями. www.dcs.napier.ac.uk/andrew/vrml/ — головоломки в полном 3D. www.cs.brown.edu/~gss/vrml/fem.wrl.gz —чудеса современной пластической хирургии. http://angels.kiasma.fng.fi — трехмерная аркада, дополненная неплохим 3D-чатом.
Перспектива Несмотря на то, что в обзор попало всего три программы, в Интернете можно найти десятки всевозможных VRML-браузеров. Причина исключения многих из них из рядов рассмотренных программ проста — устарелость, нежелание работать со свежими версиями хотя бы одного браузера (IE или NN). Что-то оказалось чересчур сырым, что-то — ужасно корявым и некрасивым, но факт остается фактом. В случае, если по причинам идеологического характера вас не устроил ни один из тройки лидеров (по итогам моего тестирования) — загляните на страничку www.web3d.org/vrml/browpi.htm, найдете такой список, что потратите минимум полдня только на скачивание кандидатов. Если вы вдруг страдаете старческим склерозом и не знаете, есть ли у вас в системе VRML-браузер, можете протестировать свою систему на наличие оного по адресу http://home.hiwaay.net/~crispen/vrmlworks/browser_test.html (заодно запас терпения потестите, пока адрес вколачивать будете). На этом позвольте откланяться. Удачного вам погружения в трехмерные глубины Интернета!
Куда пойти, куда податься Для тех, кому все еще мало Интересных VRML-сайтов так много, что любые попытки привести все ссылки на избранные творения гения
творческой мысли неудачны по умолчанию (попробуйте перечислить все лучшие html-сайты, например). Поэтому для тех, кого не удовлетворило количество ресурсов, отобранных мною для вас, привожу ряд ссылок на наиболее впечатляющие каталоги VRML-страничек. www.parallelgraphics.com/products/cortona/best/ — каталог 3D-ресурсов, составленный разработчиками великолепной программы Cortona VRML Viewer (можно даже проследить затопление станции “Мир”). www.webring.org/cgi-bin/webring?home&ring=vrml97 —веб-ринг (кольцо сайтов, ссылающихся друг на друга) VRML-ресурсов. www.3dsite.com —мощнейшая коллекция VRML-ресурсов. www.cise.ufl.edu/~fishwick/vrml/ — еще один архив ссылок на сайты разнообразной тематики. http://3dgraphics.about.com — все о трехмерной графике в Сети, включая регулярные подборки обзоров любопытных страничек. На компакте Все программы, упомянутые в статье, вы можете найти на нашем компакте!
1078 Прочтений • [Третье измерение Сети. С чем едят VRML] [19.05.2012] [Комментариев: 0]