С этого номера мы начинаем публиковать на страницах “Мании” мини-обзоры редакторов к новым и старым, но популярным играм. Основная цель данных материалов — сориентировать вас в море уже вышедших редакторов. Дать базовый уровень знаний, достаточный для начала работы по созданию собственных карт.
Arcanum Редактор: WorldEd
Где взять: После инсталляции найдете в папке с игрой Возможности: 70% игровых Описание возможностей:WorldEd нацеливался на создание полноценных модов к игре. Та версия, которая распространяется вместе с игрой, позволяет делать многое. Вы можете: выбирать тип ландшафта основной поверхности локации; добавлять декоративные элементы, объекты (сундуки, оружие, доспехи и т.д.); строить здания и добавлять к ним окна, двери и т.д.; устанавливать схемы освещения и размещать отдельные “осветительные приборы”; распределять по карте NPC и монстров. Нельзя с помощью этого редактора делать собственные модели и
вставлять их в игру. Кроме того, вы обнаружите несколько неработающих кнопок на панели инструментов и заблокированные пункты в меню “Инструменты”. Сложность: Низкая Остальное: Если вы хотите заняться построением мода, то обязательно установите патч 1074 к игре с сайта Sierra http://arcanum.sierra.com. Патч существенным образом меняет интерфейс и возможности редактора. Мануал к пропатченной версии WorldEd качайте с www.troikagames.com/downloads/worldedmanual.zip. Есть манипулятор .dat-файлов на www.troikagames.com/downloads/dbmaker.zip — это уже серьезно. Мнение автора (что не понравилось): — Четыре кнопки на панели инструментов пусты, т.е. их предполагали чем-то заполнить, но не заполнили. — Это полбеды, несколько кнопок с иконками тоже не работают. — В разделе меню “Инструменты” заблокировано несколько подменю. — Отсутствие какой-либо существенной справочной информации. Выделил потому, что в меню пункт Help присутствует, но выдает лишь информацию о производителях. Оценка “Мании”:3.5/5
Deus Ex: Game of the Year Edition
Редактор:Модифицированная версия UnrealEd, полный набор называется Deus Ex SDK Где взять:www.eidosinteractive.com/downloads/search.html?gmid=50, www.game-revolution.com/download/pc/rpg/deus_ex_sdk.htm
Возможности: 100% игровых Описание возможностей: С помощью входящей в Deus Ex SDK версии UnrealEd можно строить уровни, располагать на них предметы, включать в них NPC и создавать диалоговые схемы с ними, задавать приоритетные задачи для управляемых AI объектов, программировать треки камеры. Для работы с кодом Deus Ex предназначена специальная версия UnrealScript компилятора — UUC. “Оживлять” NPC помогает редактор диалогов ConEdit. С его помощью создаются контекстно-зависимые схемы общения, вызываемые в нужный момент встроенными в игру “закладками”. Сложность освоения:Средняя; правда, это для тех, кто знаком с UnrealEd. Остальное:Что очень приятно, дается подробное описание работы с пакетом, которое касается всех возможных тонкостей. Кроме того, для ConEdit есть примеры из трех миссий Deus Ex — Training Mission, Mission 1 (UNATCO Island) и Mission 2 (Battery Park and the streets of New York). Оценка “Мании”:4.5/5
Stronghold
Эта стена может защитить кого угодно... Если пристроить к ней тыл. Редактор:Запускается из игры Где взять: Запустить из основного меню Возможности:90% игровых Описание возможностей:Эта игра не могла не содержать в своем теле редактора. Несмотря на внешнюю схожесть с Age of Empires, геймплей сводится к одному — штурму и обороне замков. Да, есть и экономические миссии, но это всего лишь отдых между грандиозными битвами. А компьютер, как ни крутись, хороший замок случайным образом не построит. Поэтому редактор не только прилагается к игре — он является ее неотъемлемой частью. Увы, кампании нам создавать не разрешают, зато клепать собственные карты можно сколько угодно. Жмем Map Editor в основном меню и попадаем в хитросплетения меню редактора. С его помощью можно создать карты типов Multiplayer, Siege That и Alone Mission. Важно, что редактор по виду и расположению интерфейса почти ничем не отличается от самой игры. Добавлена только возможность изменять ландшафт и расставлять стаи животных. Но поскольку это добавление нисколько не затрудняет использование редактора, то заострять внимание на ней не будем. Multiplayer — возможность построить до 8 замков или расставить до 8 армий на карте. Надо только помечать, для кого строится конкретное сооружение. Siege That — “хитрый” режим, специально для повышения интереса к редактору. В нем на заранее прорисованном ландшафте вы должны будете построить замок из разрешенных построек и на разрешенные средства (коих, естественно, не безграничное количество). После окончания строительства замка карту надлежит зафиксировать, поскольку только тогда ее можно будет увидеть при выборе
К вам собираются вторгнуться 200 лучников. Это серьезно! Siege-миссий. Построенные карты при игре на них будут получать рейтинг (вот и повод для того, чтобы многократно возводить замки на одних картах). Alone Mission — это-то как раз и есть место для построения всех нормальных одиночных миссий. Имеется 4 режима: Siege, Invasion, Economic и Landscape. Все они включают в себя построение карты и настройку параметров миссии. Siege позволяет регулировать время начала событий, доступные здания, количество боевых собак у обороняющихся, золота у атакующих (нужно, если вы дадите им возможность строить штурмовые машины), задавать силы атакующих, события и сообщения (обычно связанные с этими событиями). Economic, кроме уже известных регулировок событий, сообщений и доступных зданий, позволяет регулировать начальную популярность, количество имеющихся вначале товаров и возможность торговли теми или иными товарами. Invasion же по настройкам похоже на Economic, только добавлены регулировки самих вторжений (когда, кто, сколько, возможность повторения). Landscape почти полностью повторяет Economic (нет только редактирования сообщений и событий), но предназначен для создания не замков, а ландшафтов, использующихся потом в Siege That. Естественно, что в любом случае требуется сохранить карту и проверить ее баланс, после чего внести необходимые изменения. Что же вы сидите, ваши замки могут стать лучшими замками мира! Сложность освоения:Низкая Документация:Практически не нужна Оценка “Мании”:4/5 (5/5 любителям всего нестандартного)
Venom (Codename: Outbreak)
Редактор: Это не один редактор, а целый SDK Где взять: На сайте разработчика движка игры — Vital Engine (www.deep-shadows.com/downloads/vesdk_ru.zip) Возможности: 100% игровых Описание возможностей: В пакете инструментов Vital Engine всего 7 редакторов, из них 3 наиболее весомых представлены в этом SDK. Там вы найдете редактор уровней (level editor), редактор моделей (model editor), редактор системы частиц (particle system editor). Вместе с ними дается и документация. Очень интересен редактор уровней. У него нет ограничений по геометрии, поэтому ее можно вставлять, например, из 3DS MAX. Редактор полнофункциональный, т.е. для создания уровня в нем есть все необходимое, а обращение к 3D MAX — для тех, кому всегда мало. Многим понравится возможность параллельной работы над несколькими картами одновременно. Желающим разнообразить игру своими моделями предоставляется такая возможность в model editor. Сами модели надо делать в уже упомянутом 3DS MAX и Character Studio, а в редакторе накладывать текстуры, редактировать анимацию, кривые движения и т.д. Только не забывайте, что движок не поддерживает скелетной анимации. Редактор системы частиц предназначен для создания спецэффектов (взрывы, огонь, фонтаны и т.д.) Сложность: Высокая Остальное: Плохие новости: справки по редакторам нет, и разработчики пока молчат по этому поводу. Хорошие новости: вместе с редакторами на сайте выложен “примерный” уровень с описанием. Оценка “Мании”: Для начинающих: 3.5/5 Для опытных волков: 5/5
Ил-2 Штурмовик
Редактор:Встроенный Где взять:На диске с игрой Возможности:Низкие Описание возможностей:Инструментарий состоит из двух отдельных редакторов. “Простой” редактор предоставляет расширенный набор опций для создания файла задания к выбираемой (из трех) карте — от выбора стороны, за которую будете воевать, до степени реализма управления самолетом. По завершении установок генерируется уровень — и в бой. С помощью “полного” редактора можно создавать детальные сценарии для имеющихся 15-и карт. Вы можете размещать на них любые (из 13-и возможных типов) объекты, а также, используя великолепный режим приближения, посмотреть, как эти самые объекты будут выглядеть на карте с близкого расстояния. Можно их повернуть, переместить, задать свойства, маршруты движения, поведение и т.д. Сложность освоения:Легкая, но с нюансами Остальное: На диске с игрой лежит файл user_manual.PDF. В этом файле содержится подробная информация об игре и работе с редакторами. Для того чтобы его прочитать, у вас должна быть установлена одна из версий программы Acrobat Reader. На диске с игрой ее нет. Без этого мануала освоение превращается из легкого в сложное... Мнение автора (что понравилось): — Очень хорошо реализован режим приближения (я так называю режим перехода от плоской 2D карты к трехмерному отображению местности). — Отличное управление объектами в 3D карте. — Хорошо сделано окно отображения выбора объекта, с возможностью осмотра модели со всех сторон. — Большой выбор моделей для каждого типа объекта. Мнение автора (что не понравилось): — Невозможно создавать свою
собственную карту (пусть этого в мануале никто и не обещал, но ведь хочется!). — При осмотре окна выбора объектов обнаружилась странная вещь: некоторые виды объектов (например, поезда) присутствуют в нем во множественном числе (почти полтора десятка) и с разными наименованиями, а фактически отображается только 2 модели (поезд за наших, поезд за немцев). Не успели, что ли? — Никакого намека на информацию по работе с редактором. Ни справки, ни всплывающих подсказок — ничего! Про мануал я написал выше, но ведь если игра так выходит, то надо было и Acrobat Reader на диск поставить, и в установочной программе ссылочку на него указать. Описан-то редактор в руководстве хорошо; плохо, что пользователь должен что-то устанавливать не с игрового диска, для того чтобы его прочитать (и вообще, догадываться о том, что руководство существует). Если вы думаете, что это придирки, то зайдите на форум 1С по “Ил-2” и почитайте вопли “Люди, помогите, как создать миссию или кампанию в сложном редакторе?”. Комментарии излишни. — При установке на карте более 50 объектов, при указании им маршрутов движения, мой Дюрон 750 со 128 мегабайтами начал изрядно тормозить. В мануале просят не увлекаться и не создавать карты для многопользовательской игры с более чем 50000 (!) объектами. Интересно, какой для этого нужен компьютер? — При попытке сохранить результаты работы иногда выбрасываются сообщения, из которых можно понять следующее: а) ты что-то не так сделал во время работы с картой; б) сохраниться тебе не удастся; в) параметр с таким-то и таким-то именем неверен; г) три часа коту под хвост. Мне кажется (это сугубо личное мнение), что разработчики не успели переписать (или организовать) свои служебные MessageBox так, чтобы пользователю было ясно, что произошло. Вообще, у меня сложилось впечатление, что редактор не доделан до конца. Что кто-то забежал к программерам и закричал: “Все! Бросайте! Сдавайте как есть...”. Это оставляет надежду на возможное развитие в общем неплохого редактора. Оценка “Мании”:4/5