Компьютерные игры изначально зародились как "развлечение на одного": чтобы поиграть, человеку не требовалось ничего иного, кроме компьютера. Мультиплеер, предполагавший игру против живого оппонента, добавился значительно позже. И лишь в исключительных случаях (например, в Counter-Strike) он является первичным по отношению к сингловому режиму или даже полностью заменяет его. А во внекомпьютерных играх — все наоборот. Как правило, для того, чтобы играть в какую бы то ни было настольную игру, требуется несколько участников. Компьютер покупается в магазине или любом другом месте, где бумажные эквиваленты своей (или папиной, у кого как)
трудовой активности можно обменять на кучу железа и микросхем. А где раздобывать единомышленников и соратников для настольной игры? Ну — неизменно обнаруживаются друзья-приятели, чьи сердца горят желанием (вероятно, вы и зажигали) поучаствовать в D&D-шном модуле, сыграть партиек пятьдесят в Magic: The Gathering, разложить на столе армии Warhammer... Но друзья-приятели не всегда присутствуют в надлежащем количестве и ассортименте и не всегда готовы уделить вам все свое свободное время (возможно, оно им дорого как память). Да и просто хочется пообщаться с кем-нибудь еще, увидеть, так сказать, мир, не ограниченный тягостной узнаваемостью приевшихся милых приятельских физиономий! И тогда, озарившись надеждой и расправив крылья предчувствия непознанного, можно отправиться в клуб, где и поискать себе соратников по настольно-игровому развлекалову. Выйти в свет, так сказать. Показаться в люди, иначе произнося. Вы поняли, короче говоря. Вообще, можно назвать много причин, почему народ тянется в клубы. Одну мы уже назвали. Присвоим ей порядковый номер "во-первых". Теперь — во-вторых, да? Почему бы и нет — отлично — во-вторых! — в клубе есть место, где можно поиграть. Наиболее осмысленные места (квартиры и лесные/парковые полянки) не всегда доступны. Первые — из-за родителей, вредных соседей и прочих препятствующих факторов, а вторые — из-за переменчивых погодных условий. В-третьих: клубы обычно занимаются продажей всякоразного игрового хозяйства, и оказавшись в клубе, можно заодно и затариться. Но не все так просто с клубами настольных игр. Фишка в том, что игры-то все разные, а потому и обстановка в каждом клубе особенная. Аналогичная ситуация наблюдается и в компьютерно-игровых клубах, но там это не столь ярко выражено. Сегодня мы наконец-то решили расставить точки над всеми буквами алфавита и рассказать, какие клубы для настольных игр существуют и что они собою представляют.
Люди, которые играют в игры Основной контингент посетителей клубов
составляют студенты и старшеклассники, для которых настольные игры являются или любимым хобби, или неплохой альтернативой компьютерным клубам. Традиционно считалось, что настольные игры рассчитаны на семейный круг. И только в последние пару лет стереотипам настал конец, и клубно-молодежное движение набрало обороты. Произошло это из-за того, что многие современные настольные игры намеренно ориентируются на турнирную игру (например Magic: The Gathering). В них, конечно, можно играть и дома с друзьями, но домашняя игра очень сильно отличается от турнирной. Дома играют в первую очередь для того, чтобы развлечься и получить удовольствие. На турнире — еще и ради выигрыша, победы и самоутверждения. В некоторые игры вообще очень тяжело играть дома — необходимы специальные столешницы или другое оборудование, потратиться на которое может не всякий начинающий полководец или маг (самый яркий пример — военно-тактические игры, такие как Warhammer). Чаще всего клубы настольных игр работают с каким-нибудь одним игровым направлением. На сегодняшний день преобладающее большинство клубов занимается продвижением коллекционно-карточных игр, есть много клубов по военно-тактическим, и практически отсутствуют клубы для ролевых игр. Все существующие клубы можно условно разделить на три больших категории: "столы при магазине", "игровые клубы" и "клубы единомышленников".
Столы при магазине Продавать настольные игры — не картошкой
торговать. Необходимо не только грамотно продать товар, но и сделать так, чтобы покупатели пришли в магазин еще раз. А потому "продавцы игрушек" в первую очередь озабочены тем, чтобы посетителям было где поиграть в свежеприобретенную настолку. По этой причине фирмы, занимающиеся распространением игровой продукции, зачастую открывают собственные игровые клубы, убивая тем самым двух зайцев: клуб при магазине является одновременно и торговой точкой, и игровым пространством. Наиболее яркий пример — клубы компании "Саргона", основного "продавца" карточных игр. Помимо реализации карт и атрибутов для игры, там регулярно проводятся турниры, презентации новых сетов, чемпионаты города и т.д. Основное достоинство таких "клубов-магазинов" в том, что в них всегда можно купить полный ассортимент продукции (питерский филиал компании, кстати, является одновременно офисом, складом и клубом). Однако, как правило, кроме "основного товара", подобные клубы ничего не продвигают, а потому спектр услуг, оказываемых ими, ограничен. Изредка можно встретить холодильник с газировкой и камеры хранения. Чаще всего такие клубы расположены в спальных районах, в небольших полуподвальных помещениях, иногда для них арендуются временные помещения в школах или домах творчества.
Клуб ради клуба В последнее время встречаются клубы, основная задача которых — не продать товар, а предоставить игрокам возможность комфортно провести время за любимой игрой. Чаще всего такие заведения имеют узкую тематическую направленность — только военно-тактические или только карточные игры. Разумеется, при таких клубах тоже могут быть магазины, однако акцент делается именно на организацию игрового пространства. Характерной особенностью подобных клубов является наличие специальных сотрудников — игровых администраторов, которые могут научить играть "с нуля" или объяснить тонкости правил, а также проконсультировать при покупке. Чаще всего именно от личности администратора зависит, будет ли клуб пользоваться
популярностью и насколько уютно будет в нем посетителям. В отличие от "клубов-магазинов", игровые клубы обычно располагаются в хороших районах и занимают значительное по площади помещение — их основная задача в том, чтобы посетитель остался доволен, а потому и требований к ним обычно предъявляется больше. Обычно в подобных клубах оказывается широкий спектр сопутствующих услуг — от организации турниров и проведения обучающих мероприятий до горячей кухни и продажи пива. Иногда можно даже встретить компьютерный зал для любителей виртуальной крови.
Клуб единомышленников Бывает так: играет компания в любимую игру. Играют, собираясь по домам, постепенно расширяя приятельский круг, приводя новых знакомых. Через некоторое время, когда собираться дома,
в общежитии или гараже уже невозможно из-за тесноты, для традиционных игровых посиделок снимается помещение. Это может быть зал ресторана или фойе дома культуры, подвал или комната в ЖЭКе. Для таких клубов характерна закрытость (попасть можно только по рекомендации знакомых) и крайне дружеская атмосфера. Иногда подобные заведения перерождаются в "профессиональные", но чаще случается так, что основной костяк единомышленников распадается, люди теряет интерес к игре и клуб закрывается. Описанная ситуация очень характерна для периферийных городов — многие ныне существующие клубы карточных игр начинались именно с инициативы нескольких игроков. * * * На сегодняшний день большинство существующих заведений относятся именно к категории "столы при магазине". Отсюда подавляющее число "карточных" клубов и почти полное отсутствие клубов для ролевиков. Несмотря на это, можно только порадоваться тому, что клубы есть, их количество растет, а востребованность в них постоянно повышается. И может быть, через некоторое время клубы настольных игр станут таким же привычным явлением, как компьютерные клубы и интернет-кафе. По крайней мере, существующие сегодня клубы настольных игр не всегда справляются с наплывом посетителей. Фотографии, использованные в статье, сделаны в клубах "MagicLand" (Киев), "Саргона" (Санкт-Петербург) и "Лабиринт" (Москва). Клубы карточных игр Москва "Портал". На данный момент — самый большой клуб карточных игр в Москве. Подвальное помещение в центре города,
большой (на 150 мест) и малый (на 8-10 мест) игровые залы. Регулярное проведение турниров по MTG и Pokemon. "Одиссея". Старейший клуб Москвы. В недавнем прошлом в клубе проводились обучающие ролевые игры, однако на сегодняшний день остались только карты — MTG, Legend of the Five Rings и т.д. Санкт-Петербург "Саргона". Единственный клуб на весь город, который занимается настольными играми. Акцент делается на MTG. Для проведения турниров в выходные дни снимается помещение столовой в соседней школе. Самое стильное и, пожалуй, самое уютное из всех саргоновских заведений. По выходным здесь начали собираться и поклонники Warhammer. Киев "MagicLand". На данный момент — лучший клуб для игры в MTG, ставший культовым и в среде российских игроков. Огромное двухэтажное помещение (бывшее здание детсада), собственная клубная система, регулярное проведение престижных турниров, на которые съезжаются игроки из стран СНГ. "Легенда". Очередной саргоновский клуб, единственный на территории Украины. Помимо MTG, есть возможность поиграть в ролевые игры. Клубы карточных игр в других городах Во многих городах функционируют клубы, посвященные Magic: The Gathering. В таких клубах проводятся турниры, региональные чемпионаты, пререлизы новых сетов и т.д. К сожалению, практически все подобные клубы, кроме MTG, ничем не занимаются. Клубы военно-тактических игр Москва "BoltFire".
Отрада для игроков в Mordheim и Warhammer 40k. Игровые столы с приличным террейном. Есть тематический магазин, возможно составление индивидуального заказа (со 100% предоплатой). Помимо всего, рядом есть компьютерный зал. "Алегрис". Клуб при складе одноименной компании, торгующей военно-тактическими играми. Находится в подвале и располагает столами с ландшафтами, где можно поиграть в Warhammer 40k и другие военно-тактические игры. Дешево и сердито. "Эпоха Битв". Клуб, созданный пластмассовой фабрикой "Звезда" для продвижения собственной игровой системы. Универсальные клубы Москва "Страна Мечты". Некогда популярное место сбора любителей карточного и военно-тактического BattleTech привлекало также поклонников Warhammer и даже ролевиков. К сожалению, дешевый бар со спиртным и лояльность охраны привели к тому, что серьезные игроки стали избегать клуба, считая его притоном. "Лабиринт". Совсем молодой клуб с серьезными заявками. Замышлялся как клуб для ролевых игр, но быстро перерос данный статус из-за большой площади помещения. Помимо традиционных карточных и военно-тактических игр, организована аренда настольно-печатных игр, а также проводятся обучающие мероприятия по всем игровым направлениям. При клубе работают кафе и магазин игр.
1709 Прочтений • [Игровые клубы. Настольные игры и клубное движение] [19.05.2012] [Комментариев: 0]